Религии азии, индуизм, буддизм, индуистский храм, брахма, ступы, локапала, будда, далай-лама, религия, философия. Страны западной азии - религиозная характеристика Все мировые религии зародились в азии

Введение

религия культура западная азия

Актуальность данной темы заключается в том, что Азия является частью света, где зародились все крупнейшие религии земного шара: иудаизм, зороастризм, христианство, ислам, индуизм, сикхизм, буддизм, джайнизм, даосизм, конфуцианство, синтоизм. Но судьба этих религий была различной. Одни из них широко распространились и в других частях света (христианство, ислам, иудаизм), другие же остались в основном азиатскими религиями (зороастризм, индуизм, сикхизм, буддизм, джайнизм, даосизм, конфуцианство, синтоизм). В настоящее время в Западной Азии наиболее распространен ислам, он влияет на все стороны жизни общества стран данного региона, в том числе и на культуру.

К странам Западной Азии относятся: Турция, Сирия, Иордания, Саудовская Аравия, Йеменская Арабская Республика, Народная Демократическая Республика Йемен, Оман, Объединенные Арабские Эмираты, Катар, Бахрейн, Кувейт, Ирак, Иран, Афганистан.

Цель работы - рассмотреть религии стран Западной Азии и их роль в развитии культуры, используя научную литературу по этнографии, этнологии и культурологи.

Задачи работы: дать религиозную характеристику странам Западной Азии, охарактеризовать ислам, как основную религию стран Западной Азии, рассмотреть роль религии в развитии культуры стран Западной Азии.

Объектом изучения являются религии стран Западной Азии.

Предметом - страны Западной Азии, их культура и религия ислам.

Страны Западной Азии - религиозная характеристика

Одна из двух преимущественно христианских по населению стран Азии (другая - Филиппины) - Кипр. Христианство проникло на остров еще в I в. н. э. Подавляющее большинство населения - греки - придерживается почти исключительно православия. На острове существует автокефальная Православная церковь Кипра, влияние которой весьма велико. Православные верующие составляют 77% населения острова. Значительную группу образуют в населении страны мусульмане (18%), которые придерживаются суннизма ханифитского толка. К ним относится турецкое меньшинство страны. Другие религиозные группы невелики. Это марониты (3 тыс.), римские католики, армяно-григориане (3,5 тыс.), англикане, свидетели Иеговы, адвентисты седьмого дня и др.

В Ливане, куда христианство проникло в конце I -- начале II в. н. э., несколько более половины населения составляют мусульмане, несколько менее половины - христиане.

Ливанские мусульмане (ислам проник в страну в начале VII в.) подразделяются на суннитов (26% населения), шиитов (27%) и друзов (7%). Имеется также небольшая группа нусайритов. Сунниты сосредоточены главным образом в Северном Ливане и Бейруте.

Самая крупная из христианских ветвей - марониты (23% населения). Вероучением маронитской секты было на первых порах монофелитство, представлявшее собой как бы компромисс, среднюю линию между диофизитством и монофизитством. Признавая двойственную природу Иисуса Христа, монофелиты в то же время подчеркивали, что эта двойственная природа имела единую волю (откуда и само название течения). В конце XVI в. маронитская церковь вступила в унию с Римом, признав догматы римского католицизма, но сохранив старую обрядность и организационную самостоятельность.

Сейчас маронитов можно встретить по всему Ливану, но основным районом их расселения является Горный Ливан. Следующей по численности христианской ветвью Ливана является православие (7% населения). Православное население Ливана образует вместе с православным населением соседней Сирии автокефальную Антиохийскую православную церковь. Половина православных сосредоточена в Северном Ливане, четверть - в Горном Ливане. В результате распрей внутри руководства православной церкви в начале XVIII в. от православия откололась группа, признавшая власть римского папы. Эта группа (так называемые мелькиты) образовала греко-католическую церковь (к ней относится около 5% населения страны). Кроме маронитов и греко-католиков в стране имеются группы армяно-католиков (25 тыс.), католиков латинского обряда (20 тыс., главным образом иностранцы), сиро-католиков (18 тыс.), халдо-католиков (6 тыс.). В Ливане живет также небольшое число якобитов (около 10 тыс.) и несториан. Большая часть живущих в Ливане армян - армяно-григориане (около 5% населения). Половина всех армяно-григориан сосредоточена в Бейруте и его окрестностях. Кроме того, среди армян встречаются также армяно-католики (19 тыс.) и протестанты (последние объединены в Союз армянских евангелических церквей на Ближнем Востоке). Общая численность протестантов в Ливане 16 тыс., значительная часть их - иностранцы. Кроме членов Союза армянских евангелических церквей имеются пресвитериане, англикане, баптисты, назаряне, адвентисты седьмого дня, свидетели Иеговы и др. Имеются в Ливане и последователи иудаизма (0,4 тыс.).

В созданном в 1948 г. государстве Израиль господствующей религией является иудаизм. Его придерживаются все верующие евреи. В стране представлены две секты иудаизма, но они имеют очень малое число последователей: караимы (12 тыс. человек) и самаритяне (около 500 человек). Кроме иудаистов в Израиле живут мусульмане и христиане (4/5 живущих в Израиле арабов придерживаются ислама, 1/5 -- христианства). Основная масса мусульман - сунниты разных толков. Имеются также друзы (50 тыс.). Христианство представлено в Израиле рядом церквей. Наиболее многочисленны католики. Это главным образом живущие в Хайфе и других районах мелькиты (41 тыс.), а также католики латинского обряда (12 тыс.) и марониты (6 тыс.). Имеются и православные (22 тыс.). В небольшом числе в стране живут приверженцы Епископальной (англиканской по вероучению) церкви (1 тыс.), лютеране, пресвитериане, баптисты, армяно-григориане (900 человек), последователи монофиситских церквей - Коптской (700 человек) и Эфиопской. Почти все христиане живут в крупных городах.

На территории Турции с конца XI в. начал распространяться ислам, который постепенно вытеснил господствовавшее здесь прежде христианство. В настоящее время подавляющее большинство населения Турции (99%) исповедует ислам, преимущественно в форме суннизма. В стране существует ряд религиозных орденов (хотя официально они и запрещены), наиболее известны из них мевлевийя, накшбандийя, тиджанийя, а также бекташи (последний - шиитский). Шииты составляют примерно 16% населения Турции. В стране имеются последователи двух шиитских сект: али-илахи (курды в Дерсимских горах и на севере Харпутской равнины, а также часть юрюков и туркмен) и нусайриты (арабы по границе с Сирией; 80 тыс.). Среди курдов некоторых районов юго-восточной Турции встречаются также йазиды (70 тыс.). Из христиан (0,7% населения) представлены православные (74 тыс., главным образом греки, а также болгары и часть арабов), армяно-григориане (70 тыс.), халдо-католики (11 тыс.), католики латинского обряда (7 тыс., в значительной части левантинцы), армяно-католики (4 тыс.), греко-католики (небольшая часть греков и болгар), сиро-католики (общая численность всех католиков 26 тыс.), протестанты (23 тыс.; англикане, лютеране, ресвитериане, конгрегационалисты, адвентисты седьмого дня и др., главным образом европейцы и американцы), якобиты (в пограничных с Сирией районах), копты, несториане. Живет в стране и небольшая группа иудаистов (24 тыс., почти исключительно сефарды, половина их сосредоточена в Стамбуле).

В Сирии также преобладают мусульмане (свыше 90% населения), хотя имеется и довольно большая группа христиан (7%). Большинство последователей ислама - сунниты ханифитского и других толков (74% населения), кроме них имеются нусайриты (12%), живущие преимущественно в Латакии, друзы (3%), обитающие главным образом в Эс-Сувейде (в обеих этих областях суннитов немного), исмаилиты (38 тыс.), встречающиеся в округе Саламийя, ортодоксальные шииты - имамиты (15 тыс.). Суннизма придерживаются основная часть арабов и подавляющее большинство курдов, черкесов, туркмен и турок, шиизма и его ответвлений - часть арабов и персы. Среди христиан преобладают православные (около 300 тыс.) и католики (205 тыс., они распадаются на греко-католиков, сиро-католиков, армяно-католиков, маронитов, хал до-католиков, католиков латинского обряда). Имеются также армяно-григориане (150 тыс.), якобиты (125 тыс.), несториане (20 тыс.), протестанты (20 тыс.; пресвитериане, последователи Союза армянских евангелических церквей на Ближнем Востоке, англикане, адвентисты седьмого дня и т. д.). Христианство распространено главным образом среди арабов, имеются среди христиан также армяне и ассирийцы (последние - несториане). Из представителей других религий встречаются йазиды (около 10 тыс., часть курдов) и иудаисты (4,5 тыс.).

В Иордании государственная религия -- ислам. Ее исповедует 95% населения. Среди мусульман преобладают сунниты шафиитского толка (90%). В небольшом числе встречаются шииты - имамиты и друзы (вместе - 5%). Христиане составляют 5% населения. Они сосредоточены в основном *в городах. 2/5 христиан - православные, около трети - римские католики. Имеются также греко-католики, или мелькиты, армяно-григориане, якобиты и небольшое количество протестантов (англикане, лютеране, баптисты и др.).

Подавляющее большинство населения Саудовской Аравии (99%) исповедует ислам. В разных частях страны эта религия представлена своими различными формами. 9/10 всех мусульман - сунниты. В центральной части государства -- Неджде - почти все население ханбалиты-ваххабиты (к ним относится более половины всех суннитов страны). На западе, в Хиджаэе, преобладает шафиитский толк суннизма. Встречаются также ханифиты и маликиты, ханбалиты-салафийя и ханбалиты-ваххабиты. Кроме того, в Хид-жазе в небольшом числе проживают шииты-имамиты и зейдиты. На юго-западе, в Асире, большинство населения придерживается суннизма шафиитского толка. Сунниты (ханбалиты, маликиты) преобладают и в Восточной провинции (Эль-Хаса). Однако в этой провинции живет и большая группа шиитов (около трети населения). Среди шиитов Саудовской Аравии много выходцев из других стран (персов, йеменцев, пакистанцев, индийцев). Немусульман в Саудовской Аравии мало. В городе Джидца (Хидоказ) имеются небольшие группы иудаистов, православных (греки), протестантов (американцы и англичане) и католиков (итальянцы и др.; общая численность в стране - 13 тыс.).

Йеменская Арабская Республика также почти чисто мусульманская страна. Наиболее крупную группу верующих образуют шииты-зейдиты (50% населения). Их особенно много в Дже-беле - горной части страны. Из немусульманских верований представлены индуизм и иудаизм (0,5 тыс. человек).

В Народной Демократической Республике Йемен подавляющее большинство населения -- мусульмане, главным образом последователи суннизма шафиитского толка. На крайнем востоке страны имеется небольшое число суннитов-маликитов, а в прибрежном районе -- маленькая группа суннитов-ханифитов. Среди иностранцев распространено христианство (европейцы), индуизм и зороастризм (выходцы из Южной Азии). В Адене имеется несколько десятков христиан-католиков из числа местных жителей.

В Омане почти все жители - мусульмане. Большинство мусульман придерживается ибадитского направления ислама. Свыше четверти населения - сунниты. Среди суннитов имеются ханбалиты, а также ханбалиты-ваххабиты (секта азракитов) и шафииты. В городах среди персов, оседлых арабов-баха-рина и части пакистанцев и индейцев распространен шиизм. Часть проживающих в стране индийцев - индуисты. Христианства придерживаются живущие в Омане португальцы и англичане.

Объединенные Арабские Эмираты (Абу-Даби, Дибай, Шарджа, Аджман, Умм-эль-Кайвайн, Эль-Фуджайра, Рас-эль-Хайма) также имеют преимущественно мусульманское население (89%). Около 2/з жителей исповедуют суннизм ханбалитского толка с уклоном в ваххабизм, имеются также сунниты-маликиты и небольшая группа суннитов-шафиитов. В ОАЭ можно встретить и шиитов (1/5 населения; это выходцы из Ирана и небольшая часть выходцев из Пакистана и Индии). На востоке и юге живет группа ибадитов (около 40 тыс.). Встречаются также христиане (6% населения, главным образом англичане и американцы), индуисты.

В Катаре подавляющее большинство населения (98%) - мусульмане-сунниты. Среди них имеются маликиты и ханбалиты-ваххабиты. Шиитов немного (арабы-бахарина и персы). В небольшом числе встречаются индуисты и иудаисты, а также христиане (проживающие в стране европейцы).

В Бахрейне мусульмане составляют 85% населения. Несколько более половины их - шииты, остальные - сунниты. Шииты - это преимущественно оседлые арабы-бахарина, а также персы. Среди шиитов встречаются исмаилиты (часть пакистанцев и персов). Бахрейнские сунниты придерживаются преимущественно маликитского толка, однако имеется небольшая группа ваххабитов, прибывших из Саудовской Аравии. К суннизму принадлежат и проживающие в стране выходцы из Пакистана. Сунниты и шииты живут в отдельных деревнях, а в городах -- в особых кварталах. Христиан сообразуют 7% населения (26 тыс.). Большая часть их - живущие в стране англичане и американцы. Имеются малочисленные группы индуистов (выходцы из Индии) и иудаистов.

Мусульманским по населению является и Кувейт. Ислама придерживается 92% населения. Среди мусульман преобладают сунниты маликитского толка. Имеются также сунниты-ханифиты и ваххабиты. 15-20% мусульман исповедуют шиизм (часть жителей городов и северных районов страны, персы, некоторые индийцы и пакистанцы, арабы - выходцы из Ирака и некоторых других стран). В числе шиитов имеется небольшое число исмаилитов. В Кувейте живут небольшие группы индуистов (большая часть индийцев). 6% населения страны составляют христиане. Это англикане и реформаты (4 тыс.), католики (18 тыс.), православные, якобиты, копты (общая численность трех групп - 4 тыс.), армяно-григориане (6 тыс.) и др. Христианство (в форме православия, монофизитства, англиканства, реформатства) исповедуют маленькая группа арабов и иностранцы: часть индийцев-малаялей, англичане, американцы и т. д.

В Ираке ислам исповедуют 96% жителей (54% мусульман - шииты, 46% -сунниты). Суннизма ханифитского и в меньшей степени шафиитского толков придерживаются кочевники-бедуины в разных районах страны, часть горожан (в первую очередь жители Багдада и Басры), оседлые арабы Верхней Месопотамии, а также курды, турки, черкесы, большая часть туркмен. Оседлое арабское земледельческое население южной и центральной части Ирака, персы, луры и около трети туркмен -шииты. Имеется также небольшое число алиилахи (курды и небольшая часть туркмен), исмаилитов, бехаистов. 3% населения Ирака составляют христиане, сконцентрированные в крупных городах страны, а также в сельской местности в районе Мосула. Это в основном ассирийцы, армяне и часть арабов. Наиболее крупную группу среди христиан образуют католики, в основном последователи различных униатских церквей. Подавляющее большинство их халдо-католики, имеются также сиро-католики (35 тыс.) и армяно-католики. Католиков латинского обряда немного (3,5 тыс.), преимущественно это живущие в Ираке иностранцы. Из других христиан представлены не-сториане (65 тыс.), армяно-григориане (23 тыс.), якобиты (12 тыс.), православные, протестанты. Значительную группу составляли прежде иудаисты, но в начале 50-х годов подавляющее большинство их выехало в Израиль, а в Ираке осталось только 450 человек. В стране сохранились последователи ряда древних религий и сект: йазиды (70 тыс.; часть курдов в районе Мосула, Киркука и Синджара), мандейцы (14 тыс., сосредоточены в районе Эн-Насирия).

В Иране 99% населения - мусульмане. Преобладающим направлением ислама является шиизм (к нему относится более 90% всех мусульман), находящийся с начала XVI в. на положении государственной религии. Его придерживается подавляющее большинство персов, гилянцев, мазендеранцев, татов, талышей, луров, бахтиаров, азербайджанцев, шахсевенов, кашкайцев и др. Шиитами являются также часть курдов (в Хорасане) и арабов. Группа курдов, живущая в районе Сердешт-Бане и на юге Курдистана, принадлежит к шиитской секте али-илахи. К этой же секте, а также и к другой шиитской секте -- курд-бача относятся луры, живущие в Серкане, Туссерканеи Алиштере. Имеются в Иране также исмаилиты и бехаисты (последних - около 300 тыс.). Суннитов -- главным образом шафиитов и ханифитов - около 3 млн. К ним принадлежат большая часть кур-Цов и арабов, белуджи, туркмены, джемшиды, небольшая группа талышей. Христианство исповедует 169 тыс. человек (0,5% населения). Оно представлено в Иране армяно-григорианами (основная масса армян, живущих в Тебризе и Исфахане), несторианами (30 тыс., часть ассирийцев), халдо-Католиками (часть ассирийцев), армяно-католиками (армяне в Исфахане) и католиками латинского обряда (всех католиков - 28 тыс.), протестантами (8,5 тыс., главным образом пресвитериане, а также англикане), православными. В стране живет группа последователей иудаизма (62 тыс.). Имеются также зороастрийцы (так называемые гебры, 21 тыс. в Йезде, Кермане, Тегеране и Ширазе) и йазиды (небольшая группа курдов).

На территории Афганистана ислам начал распространяться с конца VII - начала VIII в., и в настоящее время подавляющее большинство населения страны составляют мусульмане. Наиболее распространен в Афганистане суннизм ханифитского толка, которого придерживаются 80--90% всех жителей. Суннитами являются основная масса афганцев и таджиков, узбеки, туркмены, белуджи.

Таким образом, в подавляющем большинстве этих стран ислам распространен в форме суннизма. Лишь в Иране резко преобладает шиизм. Шииты составляют свыше половины населения в Ираке и в Йеменской Арабской Республике. Немусульманскими в этом районе являются только две страны: Кипр, где преобладают христиане, и Израиль, в котором большинство жителей исповедует иудаизм. Кроме того, в Ливане около половины верующего населения составляют христиане.

Индуизм и буддизм - две великие религии Азии, но и ислам имеет твердые позиции в Индонезии, Пакистане и Бангладеш.

Индуизм

Большинство индуистов живет в Индии, причем формы проявления веры неоднородны. Некоторые поклоняются одному богу, другие многим, но являющимся различными воплощениями единого Бога (Брахма, Вишну, Шива, Ганеша, Кришна...). Священных книг индуизма много. Это: Веды, тексты которых были собраны между XVIII и VIII веками до н.э., Брахманы, ритуальные книги священников - брахманов, Упа-нишады, написанные между VIII веком до н.э. и начатом нашей эры. Каждый индус верит, что по закону кармы его нынешняя жизнь предопределена предыдущими существованиями, т.е. зависит от тех добрых или злых дел, которые он совершил при своих прошлых рождениях. Йога имеет столь же почтенный возраст, что и сама страна Индия - родина учения. Под руководством учителя - пру - можно овладеть техникой полного раскрепощения мысли и духа, основанной на системе специальных упражнений для дыхания, медитации и особых позах. Согласно Ведам, общество разделяется на три главные группы, три касты: брахманы, воины и земледельцы с ремесленниками. Но по ходу истории оно разбилось на еще более мелкие группы внутри каст.

Буддизм

Буддизм возник в Индии, на берегах Ганга, более двух с половиной тысяч лет назад. В наши дни он распространен в странах Южной и Юго-Восточной Азии. Своим появлением религия обязана не священным книгам, не богу, а человеку - Будде. «Будда» в переводе с санскрита означает «просветленный», буквально - «пробужденный». Родился Будда примерно в 560 году до н.э. Согласно легенде, он был сыном принцессы и белого слона. Отправившись на поиски высшего знания, он некоторое время жил среди брахманов и йогов, затем уединился, пытаясь постичь истину. Добившись просветления, он странствует по северо-восточной части Индии, проповедует учение о «четырех благородных истинах» и ратует за соблюдение основного правила мудрой жизни - следования «пути середины». Умер Будда в 80 лет. Его последователи быстро распространили слово учителя. В письменном виде учение появилось лишь 5 веков спустя. А через 120 лет после Рождества Христова в собранных воедино религиозных текстах Будда уже равноправный бог среди прочих богов. Существует много буддистских праздников, связанных с различными событиями в жизни Будды. Монахов легко узнать по характерной одежде желто-оранжевого цвета, они проводят время в медитации, прославляют Будду и толкуют священные книги.

Индуистский храм

Каждая часть храма соответствует определенной части Космоса и Человека. Представлен разрез храма Брахмешвара VIII-XI вв. в городе Бхубанешваре.

Брахма

Четырехрукий и четырехликий индуистский бог, Творец Времени и Пространства. Кхмерская статуэтка X века из песчаника изображает Брахму в позе лотоса во время медитации. Брахма Четырехрукий и четырехликий индуистский бог. Творец Времени и Пространства.

Азия - земля религиозных контрастов

Помимо двух основных религий, индуизма и буддизма, все более важное место занимает ислам.

Война, мир и религия

Противостояние народов с различными вероучениями не раз приводило к кровавым столкновениям. Рознь мусульман и христиан в Средние века, религиозные войны Европы XVI -XVII веков, да и конфликт уже наших дней между католиками и протестантами в Северной Ирландии... Резня во имя религиозных убеждений всегда сопровождается политическими и экономическими трудностями. Так происходит, например, в Азии, в Шри-Ланке, где религиозные распри разгораются между тамильскими индуистами и большинством населения, исповедующим буддизм.

Религии и философии

Джайны, сикхи, парсы - представители других религиозных течений в Индии. Джайны выступают за отказ от насилия и являются сторонниками вегетарианства, сикхи борются с кастовым неравенством и всегда готовы взяться за оружие против мусульман или иных своих религиозных оппонентов. В 1984 году, после надругательства над их святыней - храмом города Амритсар, они убили премьер-министра Индии Индиру Ганди.
В древнем Китае огромное значение имел культ предков. Среди различных философских течений, возникших при дворе китайских императоров, выделяются даосизм и конфуцианство (великий философ и мыслитель Конфуций родился в 551 году до н.э.). В Японии переплетаются древние синтоистские и буддистские верования.

Ступы

изначально строились как «хранилища» буддистских реликвий. Согласно обычаям, верующие должны обойти ступу вокруг (Бодхнатх, около Катманду).

Будда наставляющий

Статуи Будды исчисляются тысячами. Эта была найдена вблизи города Варанаси, в местах, где Будда произнес свою первую проповедь.

Локапала

Локапалы - китайские властители и хранители сторон света. Они изображаются добродушными или, наоборот, внушающими ужас, как, например, этот, с фрески корейского храма в Сонг-Гванге.

Далай-лама

Титул духовного главы тибетских буддистов. Нынешний далай-лама живет в изгнании, поскольку его родина находится под властью Китая. В 1989 году ему была присуждена Нобелевская премия мира.

39. Религии зарубежной Азии

Азия – это та часть света, где зародились все крупнейшие религии земного шара, включая три мировые. В дальнейшем некоторые из них распространились преимущественно в других частях света, но большинство осталось в основном азиатскими. В первую очередь это относится к таким мировым религиям, как мусульманство и буддизм.

Мусульманство в зарубежной Азии распространено очень широко: эту религию исповедуют свыше 800 млн человек, или более 55 % всех последователей ислама в мире и 20 % всех жителей этого региона. Во многих странах зарубежной Азии ислам – не только господствующая, но и государственная религия. Об этом свидетельствуют и официальные названия некоторых государств – такие, как Исламская Республика Иран, Исламская Республика Пакистан (со столицей Исламабад, т. е. город Ислама), Исламское Государство Афганистан. Об этом напоминают также изображение полумесяца и присутствие зеленого цвета на государственных флагах многих стран. Например, зеленый государственный флаг Саудовской Аравии – это монархический штандарт основателя династии саудитов, первого короля страны Ибн Сауда. Надпись на флаге представляет собой начальную фразу Корана: «Нет бога, кроме Аллаха, и Магомет – пророк его».

Судя по рисунку 81, ислам полностью (за исключением Кипра и Израиля) господствует в Юго-Западной Азии. Из стран Южной Азии мусульмане значительно преобладают в Пакистане, Бангладеш и на Мальдивах, но заметную прослойку (13 % населения) они образуют и в Индии. В Юго-Восточной Азии ислам представлен в Индонезии – первой по общей численности мусульман (210 млн) стране мира,

Рис. 81. Главные религии верующего населения зарубежной Азии

Малайзии и Брунее, а в Восточной Азии – в Синьцзян-Уйгурском автономном районе на северо-западе Китая. Как отражено на том же рисунке, мусульмане большинства азиатских стран исповедуют ислам суннитского толка, т. е. наряду со священным писанием ислама – Кораном – признают и его священное предание – Сунну. Главным оплотом ислама шиитского толка был и остается Иран. Но шииты преобладают также в Ираке, на Бахрейне и достаточно широко представлены в Ливане, Йемене, Афганистане.

Мусульманский культ исходит из того, что, согласно Корану, вся жизнь человека рассматривается как служба Богу и приготовление к загробной жизни путем прохождения испытаний, предпосланных Аллахом. К числу важнейших обрядов ислама относятся чтение Корана, который должен быть в каждой семье, намаз – молитва, которую полагается совершать пять раз в день – от зари до начала ночи, соблюдение поста во время месяца рамадан, суннат, или обрезание, подача милостыни, поклонение святым местам. Особое значение при этом имеет хадж (хаджж) – паломничество в Мекку и Медину, – который должен стремиться совершить хотя бы раз в жизни каждый совершеннолетний мусульманин, будь то мужчина или женщина.

К святыням ислама в Мекке – родине Мухаммеда – относится прежде всего главная мечеть мусульманского мира Аль-Харама. Во внутреннем дворе этой мечети, вмещающем до 300 тыс. человек, находится четырехугольное каменное здание Каабы («кааба» означает «куб»), в северную стену которого вделан вправленный в серебряный обруч круглый Черный камень, по-видимому, метеоритного происхождения, являющийся главным предметом поклонения мусульман, поскольку, согласно преданию, он был послан с неба Аллахом. В Медине главной святыней ислама считается мечеть, построенная на том месте, где, по преданию, умер Мухаммед. А всего на родине ислама насчитывается 35 тыс. мечетей, которые являются необходимой принадлежностью всех городских кварталов и деревень; они снабжены электричеством и водой, устланы коврами.

Свое летосчисление мусульмане начинают с того года, когда Мухаммед переселился из Мекки в Медину (в христианском летосчислении это соответствует 622 г. н. э.).

География хаджа охватывает весь мусульманский мир (рис. 82). Численность паломников во второй половине XX в. многократно возросла. Еще в начале 1950-х гг. она редко превышала 100 тыс. человек, в конце 1970-х достигла 1 млн, а в конце 1990-х гг. – 2 млн человек и более.

Паломники, которые в прежние времена должны были пересекать на верблюдах пустыню или переплывать на небольших суденышках Красное море, теперь прибывают в Джидду самолетами или морскими судами. Из Джидды они направляются в Мекку, в дальних окрестностях которой для них разбивают огромный палаточный лагерь. Хадж совершается в строго определенный срок – с 7 по 13-е число последнего, двенадцатого месяца лунного календаря (зуль-хидж-жа). Это связано с тем, что, по преданию, именно в эти дни в 632 г. Мухаммед совершил свой последний приезд в Мекку. Он же, по преданию, определил основную процедуру хаджа, которая как бы символизирует некоторые события, связанные с жизнью Ибра-хима – библейского Авраама, считающегося прародителем и арабов, и евреев. Процедура эта очень непростая. В первый день паломники, одетые в новые белые одежды, должны выслушать проповедь и семь раз обойти вокруг Каабы, затем еще семь раз пробежать между двумя холмами и на каждом из них помолиться, обратившись в сторону Мекки. На второй день армия паломников посещает расположенную в 20 км от Мекки гору Арафат. На третий день она остается в долине Арафат, выполняя разные религиозные обряды, на четвертый – возвращается в ближние окрестности Мекки. А в последние дни хаджа паломники – как и весь мусульманский мир – отмечают самый главный праздник, праздник жертвоприношения (по-арабски – ид аль-аджа, а по-тюркски – курбан-байрам). В качестве жертвенных животных используют овец или баранов, но иногда также быков, коров, верблюдов. Для того чтобы удовлетворить потребность в таких животных, Саудовской Аравии приходится дополнительно закупать сотни тысяч голов овец и баранов в Австралии и Новой Зеландии. Можно добавить, что по мере увеличения численности паломников во время хаджа все чаще стали случаться разного рода происшествия: от давки и возникающих пожаров погибают сотни, даже тысячи мусульман. Поэтому министерство по делам хаджа Саудовской Аравии в последнее время уделяет много внимания обеспечению его безопасности.

Рис. 82. Паломничество в Мекку

Вторая из мировых религий, представленных в зарубежной Азии, – буддизм. Буддистов здесь более 530 млн, следовательно, именно в этом регионе сосредоточены практически все буддисты мира. Они есть и в Восточной, и в Юго-Восточной, и в Южной Азии, но – подобно суннитам и шиитам в исламе – здесь также различают приверженцев двух основных направлений буддизма – хинаяны и махаяны (рис. 81).

Хинаяна, которую называют также южным буддизмом, преобладает в Шри-Ланке, Мьянме, Таиланде, но ее сторонники встречаются также в Лаосе, Камбодже, во Вьетнаме и в других странах. По примерным подсчетам, хинаяну исповедуют почти 2 / 5 всех буддистов зарубежной Азии. Махаяна, или северный буддизм, распространена среди буддистов Японии, Кореи, встречается в Китае, во Вьетнаме и в ряде других стран. Как и для хинаяны, для нее характерно деление на многочисленные секты (школы). В общей сложности махаяну исповедуют немногим более 1 / 2 всех буддистов. Остальная их часть приходится на третье направление буддизма – ламаизм, которое нередко считают одним из течений махаяны.

Ламаизм господствует среди верующих в Монголии, в двух районах Китая (Тибет, Внутренняя Монголия), в Непале, Бутане.

Административный центр Тибета – Лхаса – с начала XV в. служил местонахождением первосвященника ламаистской церкви далай-ламы. Огромный дворец Потала, бывший его резиденцией, должен был вызывать священный трепет у жителей горного Тибета, паломников, добиравшихся после долгих мытарств до цитадели ламаизма. Однако в 1959 г. 14-й далай-лама эмигрировал в Индию. В Монголии ламаизм стал официальной религией в конце XVI в. Тогда же был построен первый буддистский монастырь. Ко времени революции 1921 г. таких монастырей было уже 750, а доля монахов во всем мужском населении доходила до 40 %.

Третья мировая религия – христианство – представлена в зарубежной Азии довольно ограничено. Господствующей религией она является только на Филиппинах (католицизм, насажденный Испанией в этой бывшей ее колонии) и на Кипре (православие). В Ливане, куда христианство проникло сразу же после своего возникновения, христиане составляют 1 / 3 верующих.

Зато национальные и региональные религии распространены в этом регионе очень широко. Прежде всего к ним относятся индуизм, конфуцианство, синтоизм и иудаизм.

Индуизм по численности приверженцев (950 млн человек) намного уступает исламу, но значительно превосходит буддизм, причем 99 % всех индуистов мира – это жители Азии. Тем не менее к мировым религиям индуизм обычно не относят – по той простой причине, что (несмотря на наличие индуистов в Непале, Бангладеш) подавляющее их большинство (94 %) сосредоточено только в одной стране – Индии.

Конфуцианство – преобладающая религия на своей родине – в Китае. Однако определить численность ее приверженцев довольно трудно, поскольку в Китае, как отмечают специалисты, распространен феномен поликонфессиональности, когда один и тот же человек может отправлять культы двух, а то и трех религий – обычно конфуцианства, буддизма и даосизма.

Такая поликонфессиональность характерна и для Японии, но в ней наряду с буддизмом распространен синтоизм (слово «синто» в буквальном переводе – «путь богов»). После революции Мэйдзи в середине XIX в. синтоизм в этой стране был возведен в ранг государственной религии и оставался таковой до 1945 г.

Иудаизм – одна из древнейших восточных религий – ныне в зарубежной Азии представлена только в Израиле (где, кстати, концентрируется лишь 1 / 3 всех приверженцев иудаизма в мире). Иудаизм здесь – государственная религия. Как и всякая другая религия, он имеет много особенностей, специфических черт.

По субботам иудаистам запрещается не только работать, но даже зажигать и гасить огонь. Им нельзя носить одежду, сделанную из разных волокон, и при этом карманы должны быть выше пояса. Мужчины обязаны всегда ходить с покрытой головой. В пищу нельзя употреблять свинину, конину, зайчатину, некоторые другие виды мяса, причем мясная пища должна быть особым образом приготовлена. Запрещается смешивать мясные и молочные продукты. А летосчисление иудаисты ведут от сотворения мира, которое, по их верованиям, произошло более 5700 лет назад. Например, 2008 г. по этому летосчислению – 5769-й!

Наконец, в зарубежной Азии сохранились еще довольно крупные очаги распространения местных традиционных верований. Они находятся в населенных малыми народами горных районах Южного Китая, стран Индокитая, Индонезии. Здесь почти в каждой деревне есть специалисты по черной и белой магии, колдуны и шаманы. В индонезийской глубинке люди верят в то, что если несколько раз в жизни изменить свое имя, то тем самым можно ввести в заблуждение злых духов и обезопасить себя от болезней и разного рода житейских невзгод.

Выше уже говорилось, что во многих странах региона религиозные противоречия тесно смыкаются с этническими и другими. Остается добавить, что в некоторых случаях именно они выступают на первый план. Примером такого рода может служить Ливан– единственная арабская страна, где одна часть населения исповедует ислам, а другая – христианство. По межконфессиональному соглашению президентом Ливана должен быть христианин, председателем парламента – мусульманин-шиит, а премьер-министром – мусульманин-суннит. Такой сложный религиозный состав послужил причиной вражды, религиозного фанатизма, которые привели к 16-летней гражданской войне в этой стране (1975–1991 гг.).

Различия между мусульманами и христианами привели к столкновениям на Южных Филиппинах, между иудаистами и мусульманами – в Израиле, между индуистами и мусульманами – в Индии, между индуистами и буддистами – в Шри-Ланке. Но в последнее время мировое сообщество более всего обеспокоено агрессивностью некоторых направлений ислама. Примером тому может служить деятельность последователей секты ваххабитов, особенно нетерпимой ко всем инакомыслящим.

40. Трудовые миграции в странах Персидского залива

За последние десятилетия в странах Персидского залива сложился крупный очаг массовой трудовой иммиграции. В 1975 г. таких иммигрантов здесь насчитывалось 2 млн, в 1990 г. – 6,7 млн, а в 2000 г. – 10 млн (без членов семей, домашней прислуги и нелегальных иммигрантов). В 2005 г. доля иностранцев во всем населении этих стран колебалась от 25 % в Саудовской Аравии до 75 % в ОАЭ и 80 % в Катаре.

Причины возникновения такого крупного очага иммиграции вполне объяснимы.

С одной стороны, они связаны с тем, что коренное арабское население стран Персидского залива обычно имеет недостаточный уровень образования, и это лишает его возможности заниматься работой, требующей высокой квалификации (инженеры, архитекторы, врачи и т. д.). Вот почему в таких профессиях местные арабы составляют обычно не более 15–20 %, а остальные рабочие места занимают трудовые мигранты. Интересно, что при этом доля арабов, занятых на разного рода административных должностях – как в государственном, так и в частном секторах – или на более прибыльной работе (водители такси), значительно выше. В результате можно утверждать, что именно иностранные рабочие не только обустроили и обслуживают большинство нефтепромыслов этих стран, они участвуют также в строительстве городов, портов, аэропортов, автомобильных дорог, оросительных систем, трубопроводов. Можно сказать, что именно их руками здесь созданы основные материальные ценности.

В качестве яркого примера такого рода можно привести «небоскребный бум», который охватил страны Залива, в особенности в 1990-е гг. К концу этого десятилетия в Саудовской Аравии, ОАЭ, Катаре (а также Омане) было сооружено около 500 небоскребов, в том числе в ОАЭ – 240. На эти цели нефтяные шейхи затратили уже более 50 млрд долл. Тем самым они стараются утвердить современный модернизированный образ жизни своих стран. Однако нужно учитывать и дороговизну земли, недостаток твердых грунтов, не занятых песками. В большинстве своем эти небоскребы принадлежат частным компаниям, но самый высокий из них (355 м) – государственной авиакомпании ОАЭ.

С другой стороны, заинтересованность иностранных рабочих в таких трудовых миграциях объясняется поиском большего заработка: несмотря на не очень высокий уровень зарплаты, она может оказаться здесь в пять-шесть раз большей, чем на родине мигрантов. Неудивительно, что их ежегодные денежные переводы на родину оцениваются многими миллиардами долларов. Например, в середине 1980-х гг. денежные переводы египетских рабочих только из Ирака и Кувейта составляли соответственно в среднем 3 млрд и 1 млрд долл. в год. А для Иордании и Йемена такие переводы давно уже стали главным источником поступления иностранной валюты.

Нельзя не обратить внимание и на то, что подавляющее большинство рабочих-иммигрантов в правовом отношении подвергается в странах Персидского залива значительной дискриминации. Так, они лишены возможности организовывать профсоюзы, проводить забастовки, подавать коллективные жалобы. Они не имеют права покидать страну без разрешения своих работодателей. Привозить с собой семьи разрешается преимущественно специалистам наиболее высокой квалификации. А трудиться иммигранты должны по 12 часов в день при семидневной рабочей неделе. Рабочий день женщин, нанятых в качестве домашней прислуги, обычно вообще не нормирован. К тому же рабочие-мигранты из неарабских стран, не знающие арабского языка, обычно размещаются в специальных поселениях, напоминающих трудовые колонии.

Говоря о причинах возникновения очага трудовой миграции в странах Персидского залива, нельзя, конечно, не упомянуть и о такой важнейшей основе привлечения мигрантов, как наличие здесь сотен миллиардов нефтедолларов, необходимых для оплаты труда пришлых рабочих.

В своем развитии иммиграция в страны Персидского залива прошла несколько этапов. При этом для каждого из них характерны и своя структура, и своя география миграций.

Первый этап охватывает 1945–1973 гг. На этом этапе рабочая сила поступала в страны Персидского залива в основном из других арабских государств– Египта, Йемена, Омана, Иордании/Палестины. Доля пришлых арабских рабочих в большинстве стран тогда превышала 80 %.

Второй этап был гораздо короче, он ограничился 1974–1975 гг. Дело здесь в том, что мировой энергетический кризис 1973 г. привел к скачкообразному росту цен на нефть и, соответственно, вызвал новый приток инвестиций в нефтяную промышленность, строительство и сферу услуг стран Персидского залива. Только за два года численность иностранных рабочих в этих государствах увеличилась в два раза. По-прежнему 80 % из них составляли выходцы из других арабских стран – Йемена, Египта, Иордании/Палестины, Ливана, Сирии, Судана. Остальные рабочие-мигранты прибывали из неарабских государств Азии вместе с несколькими тысячами европейцев и американцев.

Третий этап охватил 1976–1979 гг. Для него было характерно новое общее увеличение трудовой иммиграции. При этом, например, количество прибывших египтян выросло в три раза. Однако арабские страны уже не могли обеспечить растущую потребность нефтедобывающих государств в рабочей силе. Поэтому въезд в эти государства пакистанцев увеличился в шесть раз, индусов – более чем в три раза. Начали прибывать мигранты и из Юго-Восточной Азии (рис. 83).

На протяжении четвертого этапа (1980–1990 гг.) приток трудовых мигрантов продолжал довольно быстро возрастать, несмотря на то, что правительства стран Персидского залива стали в большей мере вмешиваться в процесс набора рабочей силы, иногда ограничивая его. Структура занятости в этот период несколько изменилась благодаря увеличению доли сферы услуг. Продолжала изменяться и география иммиграции: при сохранении большого притока трудовых мигрантов из Индии и Пакистана еще более вырос их приток из стран Юго-Восточной Азии – Индонезии, Таиланда, Филиппин (рис. 83).

Пятый этап – время войны в Персидском заливе, вызванной агрессией Ирака против Кувейта (1990–1991 гг.). Для многих рабочих-иммигрантов эта война имела поистине катастрофические последствия: уже к концу 1990 г. около 2 млн человек покинули Кувейт и Ирак и еще большее количество уехало в начале 1991 г. В Кувейте особенно пострадали арабские рабочие из стран, правительства которых в этом конфликте заняли сторону Ирака – иорданцы/палестинцы, йеменцы, суданцы. Почти все йеменские рабочие вынуждены были покинуть и Саудовскую Аравию. В связи с этим доля рабочих из неарабских стран Азии еще более возросла.

Рис. 83. Приток мигрантов из Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии в Юго-Западную (по П. Стокеру)

Шестой этап охватил 1990-е гг. Он характеризовался некоторой стабилизацией политической обстановки, благодаря чему часть выдворенных в 1990–1991 гг. мигрантов смогла вернуться.

Шесть стран зоны Персидского залива создали специальный Совет Сотрудничества. Данные о численности рабочих-иммигрантов в странах этого Совета приведены в таблице 30.

Таблица 30

РАБОЧИЕ-ИММИГРАНТЫ В СТРАНАХ СОВЕТА СОТРУДНИЧЕСТВА В 1975–1990 гг.

Из сведений, приведенных в таблице 30, вытекает, что первое место по общей численности иностранных рабочих занимает Саудовская Аравия – самая крупная и самая богатая (уже к концу 1970-х гг. из четырех тысяч саудовских принцев более 700 стали мультимиллионерами) арабская страна Персидского залива. Среди рабочих-иммигрантов здесь традиционно преобладают выходцы из Йемена, далее следуют египтяне, иорданцы, пакистанцы, сирийцы, индийцы, филиппинцы. В 2005 г. число иммигрантов составило 6,4 млн.

На втором месте находятся Объединенные Арабские Эмираты. Население этой страны уже превысило 4,5 млн человек, но коренные жители составляют здесь лишь 25 %. По закону каждый из них может нанять четырех иностранных рабочих. Вот и получилось, что иммигранты из Йемена, Ирака, Индии, Пакистана, других стран в 1990 г. составили здесь среди занятого населения почти 90 %! Хотя в 1980-х гг. власти ОАЭ стали принимать меры по замене рабочих-иммигрантов коренными жителями страны, в 2005 г. число иммигрантов выросло до 3,2 млн.

На третьем месте по численности иностранных рабочих стоит Кувейт. Как вытекает из таблицы, доля иностранных рабочих в общей численности занятых здесь превышает 4 / 5 . При этом мигранты из других арабских стран заняты в основном в сфере обслуживания, а выходцы из неарабских азиатских стран – в строительстве, сельском хозяйстве, на транспорте. Да и во всем населении этой страны, несмотря на демографическую политику всяческого поощрения рождаемости, доля граждан Кувейта уменьшилась с 48 % в 1975 г. до 35 % в конце 1990-х гг.

Далее следуют Оман, Катар, Бахрейн, где численность иностранных рабочих меньше, но доля их (особенно в Катаре – 78 %! также очень велика). В последнее время здесь увеличилась прослойка выходцев из неарабских азиатских стран.

К этим шести странам, входящим в Совет Сотрудничества стран Персидского залива, нужно добавить и Ирак, где в 1990 г. насчитывалось 1,3 млн рабочих-иммигрантов, в основном из Египта, Судана и Иордании, а также большое количество палестинцев.

Книга

Максаковский В.П. Географическая картина мира . Кн . II: Региональная характеристика мира . Москва, Дрофа, 2009, 4-е изд., 480 ... по экономической и социальной географии мира . Книга посвящена характеристике регионов мира : зарубежной Европы (без...

  • Книга

    Максаковский В.П. Географическая картина мира . Кн . I: Общая характеристика мира Региональная характеристика мира»

  • Максаковский картина мира кн i общая характеристика мира

    Книга

    Максаковский В.П. Географическая картина мира . Кн . I: Общая характеристика мира . Москва, Дрофа, 2008, 4-е изд., 495 ... . Второй том содержит часть II «Региональная характеристика мира» . Благодаря такому распределению материала оба...

  • Структура самообследования

    Документ

    ... картина мира : в 2 кн ./ В. П. Максаковский Кн .2: Региональная характеристика мира . -2006. -480 с.:a-ил. 1 Максаковский , Владимир Павлович. Географическая картина мира : [Учеб. пособие]: В 2 кн ./ В.П. Максаковский Кн .2: Региональная характеристика ...

  • Разговор о Юго-Западной Азии стоит начинать с определения значения этого термина. Дело в том, что в русскоязычной литературе распространен термин Передняя Азия, который появился в результате калькирования немецкого термина. С географической точки зрения регион включает в себя Малую Азию, Аравийский полуостров, Закавказье, Месопотамскую низменность, Армянское нагорье, Средиземноморское побережье, а также Иранское нагорье.

    Политическое деление Юго-Западной Азии

    С политической точки зрения Переднюю Азию принято разделять на три обширных региона. К политическим регионам Юго-Западной Азии относятся Ближний Восток, Средний Восток и Закавказье. Регион имеет важное политическое значение, так как на его территории сосредоточены большие запасы полезных ископаемых и важные транзитные коридоры.

    В Юго-Западной Азии находятся двадцать суверенных международно признанных государств. Ниже будет приведен исчерпывающий список со столицами, помещенными в скобки:

    1. Афганистан (Кабул).
    2. Азербайджан (Баку).
    3. Армения (Ереван).
    4. Королевство Бахрейн (Манама).
    5. Грузия (Тбилиси).
    6. Египет (Каир). К азиатской части относится только Синайский полуостров.
    7. Израиль (Тель-Авив).
    8. Иордания (Амман).
    9. Ирак (Багдад).
    10. Иран (Тегеран).
    11. Йемен (Сана).
    12. Катар (Доха).
    13. Кипр (Никосия).
    14. Кувейт (Эль-Кувейт).
    15. Ливан (Бейрут).
    16. ОАЭ (Абу-Даби).
    17. Оман (Маскат).
    18. Саудовская Аравия (Эр-Рияд).
    19. Сирия (Дамаск).
    20. Турция (Анкара). Стоит отметить, что к Юго-Западной Азии не относится европейская часть страны, которая исторически называется Фракией.

    Культурные особенности региона

    С культурной точки зрения регион имеет огромное значение, так как именно на территории Плодородного полумесяца, охватывающего Турцию, Иран, Ирак, Сирию и Ливан, впервые была одомашнена пшеница, а также возникли первые письменные цивилизации. Долгое время регион процветал за счет относительно благоприятного климата и особой политической структуры.

    Другой важной особенностью Юго-Западной Азии является то, что именно на ее территории возникли такие религии, как иудаизм, христианство и ислам. Сегодня, однако, регион является преимущественно исламским. В этническом плане население Юго-Западной Азии довольно разнообразно, так как на ее территории на протяжении многих столетий смешивались самые разные народы: от иранцев и греков до индийцев и тюрков.

    Полуостров Малая Азия

    Всю территорию этого полуострова занимает Турецкая Республика. Это одна из наиболее развитых в политическом и экономическом отношении стран региона Юго-Западной Азии.

    Территорию полуострова омывают Черное, Средиземное, Мраморное и Эгейское моря. Большую часть полуострова занимают различные горные системы. Климат полуострова отличается засушливостью на значительной территории, так как большую часть его занимает Малоазиатское нагорье.

    На востоке Малой Азии расположены исторические регионы Армянского нагорья и горы Тавр, которые известны человечеству еще со времен шумеров, так как на их территории находились источники важных полезных ископаемых.

    Несмотря на то, что Турция является важным поставщиком сельскохозяйственной продукции, стоит отметить, что этот статус дается ей благодаря правильно налаженной технологии выращивания культур, так как климат региона отличается засушливостью и очень небольшой речной сетью.

    Столицей Турции является Анкара - одна из наиболее важных столиц Юго-Западной Азии, так как страна является членом НАТО и граничит со многими ключевыми государствами региона. Кроме того, Турция контролирует проливы Босфор и Дарданеллы, связывающие Черное и Средиземное моря.

    Аравийский полуостров

    Другим важным регионом Юго-Западной Азии является Аравийский полуостров, являющийся самым крупным полуостровом на планете. На его территории находятся восемь богатых нефтедобывающих стран, каждая из которых является к тому же абсолютной монархией. В каждой из стран официальной религией является ислам.

    Юго-Западная Азия и Северная Африка отделены друг от друга узким Красным морем, имеющим важное значение для экономики региона, так как оно обладает огромным рекреационным потенциалом и является важным транспортным коридором, по которому суда доходят до Суэцкого канала, отделяющего Азию от Африки.

    Большую часть полуострова занимают каменистые пустыни, образованные путем денудации горных возвышенностей вулканического происхождения. Редкие оазисы не могут служить источником воды в промышленных масштабах, поэтому все страны региона занимаются опреснением морской воды для промышленных нужд и экспортом большого количества питьевой воды.

    География и политика Леванта

    Левантом называют историко-географический регион, включающий такие страны, как Израиль, Сирия, Палестина, частично Египет, Иордания и Турция (некоторые регионы).

    Несмотря на то, что на протяжении столетий значение этого термина могло значительно изменяться, он неизменно оставался перекрестком, где встречались культуры Европы, Африки и Азии, где многочисленные народы торговали и вели войны за влияние на море и на суше. В этом регионе возникла письменность и сельское хозяйство, строились первые храмы и создавались великие империи и новые религии.

    Сегодня на территории Леванта крайне неспокойная политическая ситуация, вызванная гражданской войной в Сирии и многолетним конфликтом между Израилем и Палестинской автономией. Наиболее крупной национальной группой региона Леванта являются арабы, а религиозной общиной - мусульмане, хотя имеются и христианские общины, и многие небольшие религии.

    Кроме того, в Декларации независимости государства Израиль написано, что оно является национальным государством еврейского народа, то есть евреи также занимают важное место на этнически пестрой карте региона.

    Иранское нагорье

    Как уже отмечалось выше, Юго-Западная Азия является весьма гористым регионом, в котором встречаются многочисленные плоскогорья и нагорья, самым восточным из которых считается Иранское.

    Как следует из названия, лежит большей частью на территории Исламской Республики Иран, однако некоторые его части находятся на территории таких стран, как Афганистан, Туркменистан и Пакистан, которые относятся уже к другому географическому и историко-политическому региону.

    Климат на территории нагорья значительно отличается при движении от центра к югу. В центральной части нагорья преобладает континентальный прохладный климат, но на юге переходит в умеренно тропический с большей увлажненностью и более жарким летом.

    География и экология

    Месопотамской низменностью называется территория, ограниченная полуострова, хребтами Загроса и Тавра. Преимущественно плато находится на территории Ирака и Кувейта, но также попадает на территорию Ирана и Сирии.

    Стоит отметить, что рельеф этого региона образован деятельностью рек Тигр, Евфрат и Карун, которые на протяжении многих тысячелетий обогащали окрестные земли плодородными наносами с севера.

    Регион, также известный как Междуречье, является колыбелью письменной цивилизации, в которой зародилась мифология, история, астрономия и организованная религия. И все это произошло на небольшом участке суши с не самыми благоприятными климатическими условиями, требующими невероятных усилий для ведения сельского хозяйства.

    Экономика макрорегиона

    В отличие от Юго-Восточной Азии, Юго-Западная представляет для Европы непосредственный интерес в силу географической близости. В последние годы все большее значение приобретает гуманитарный кризис, развернувшийся на территории Передней Азии из-за сирийской гражданской войны. Большинство стран региона так или иначе оказались втянуты в конфликт, что не могло не сказаться на состоянии их экономики.

    Кроме того, падение цен на нефть на мировом рынке вызвало сокращение экономик ведущих нефтедобывающих стран региона. Однако в регионе активно развиваются различные экономические и инфраструктурные проекты при участии других мировых игроков. Например, через территории Ирана, Турции и Сирии планируется строительство транспортного коридора, который соединит страны Европы и Китай. Сегодня страны Юго-Западной Азии играют ключевую роль в добыче и транспортировке энергоресурсов.

    Азия – это та часть света, где зародились все крупнейшие религии земного шара, включая три мировые. В дальнейшем некоторые из них распространились преимущественно в других частях света, но большинство осталось в основном азиатскими. В первую очередь это относится к таким мировым религиям, как мусульманство и буддизм.

    Мусульманство в зарубежной Азии распространено очень широко: эту религию исповедуют свыше 800 млн человек, или более 55 % всех последователей ислама в мире и 20 % всех жителей этого региона. Во многих странах зарубежной Азии ислам – не только господствующая, но и государственная религия. Об этом свидетельствуют и официальные названия некоторых государств – такие, как Исламская Республика Иран, Исламская Республика Пакистан (со столицей Исламабад, т. е. город Ислама), Исламское Государство Афганистан. Об этом напоминают также изображение полумесяца и присутствие зеленого цвета на государственных флагах многих стран. Например, зеленый государственный флаг Саудовской Аравии – это монархический штандарт основателя династии саудитов, первого короля страны Ибн Сауда. Надпись на флаге представляет собой начальную фразу Корана: «Нет бога, кроме Аллаха, и Магомет – пророк его».

    Судя по рисунку 81, ислам полностью (за исключением Кипра и Израиля) господствует в Юго-Западной Азии. Из стран Южной Азии мусульмане значительно преобладают в Пакистане, Бангладеш и на Мальдивах, но заметную прослойку (13 % населения) они образуют и в Индии. В Юго-Восточной Азии ислам представлен в Индонезии – первой по общей численности мусульман (210 млн) стране мира,

    Рис. 81. Главные религии верующего населения зарубежной Азии

    Малайзии и Брунее, а в Восточной Азии – в Синьцзян-Уйгурском автономном районе на северо-западе Китая. Как отражено на том же рисунке, мусульмане большинства азиатских стран исповедуют ислам суннитского толка, т. е. наряду со священным писанием ислама – Кораном – признают и его священное предание – Сунну. Главным оплотом ислама шиитского толка был и остается Иран. Но шииты преобладают также в Ираке, на Бахрейне и достаточно широко представлены в Ливане, Йемене, Афганистане.

    Мусульманский культ исходит из того, что, согласно Корану, вся жизнь человека рассматривается как служба Богу и приготовление к загробной жизни путем прохождения испытаний, предпосланных Аллахом. К числу важнейших обрядов ислама относятся чтение Корана, который должен быть в каждой семье, намаз – молитва, которую полагается совершать пять раз в день – от зари до начала ночи, соблюдение поста во время месяца рамадан, суннат, или обрезание, подача милостыни, поклонение святым местам. Особое значение при этом имеет хадж (хаджж) – паломничество в Мекку и Медину, – который должен стремиться совершить хотя бы раз в жизни каждый совершеннолетний мусульманин, будь то мужчина или женщина.

    К святыням ислама в Мекке – родине Мухаммеда – относится прежде всего главная мечеть мусульманского мира Аль-Харама. Во внутреннем дворе этой мечети, вмещающем до 300 тыс. человек, находится четырехугольное каменное здание Каабы («кааба» означает «куб»), в северную стену которого вделан вправленный в серебряный обруч круглый Черный камень, по-видимому, метеоритного происхождения, являющийся главным предметом поклонения мусульман, поскольку, согласно преданию, он был послан с неба Аллахом. В Медине главной святыней ислама считается мечеть, построенная на том месте, где, по преданию, умер Мухаммед. А всего на родине ислама насчитывается 35 тыс. мечетей, которые являются необходимой принадлежностью всех городских кварталов и деревень; они снабжены электричеством и водой, устланы коврами.

    Свое летосчисление мусульмане начинают с того года, когда Мухаммед переселился из Мекки в Медину (в христианском летосчислении это соответствует 622 г. н. э.).

    География хаджа охватывает весь мусульманский мир (рис. 82). Численность паломников во второй половине XX в. многократно возросла. Еще в начале 1950-х гг. она редко превышала 100 тыс. человек, в конце 1970-х достигла 1 млн, а в конце 1990-х гг. – 2 млн человек и более.

    Паломники, которые в прежние времена должны были пересекать на верблюдах пустыню или переплывать на небольших суденышках Красное море, теперь прибывают в Джидду самолетами или морскими судами. Из Джидды они направляются в Мекку, в дальних окрестностях которой для них разбивают огромный палаточный лагерь. Хадж совершается в строго определенный срок – с 7 по 13-е число последнего, двенадцатого месяца лунного календаря (зуль-хидж-жа). Это связано с тем, что, по преданию, именно в эти дни в 632 г. Мухаммед совершил свой последний приезд в Мекку. Он же, по преданию, определил основную процедуру хаджа, которая как бы символизирует некоторые события, связанные с жизнью Ибра-хима – библейского Авраама, считающегося прародителем и арабов, и евреев. Процедура эта очень непростая. В первый день паломники, одетые в новые белые одежды, должны выслушать проповедь и семь раз обойти вокруг Каабы, затем еще семь раз пробежать между двумя холмами и на каждом из них помолиться, обратившись в сторону Мекки. На второй день армия паломников посещает расположенную в 20 км от Мекки гору Арафат. На третий день она остается в долине Арафат, выполняя разные религиозные обряды, на четвертый – возвращается в ближние окрестности Мекки. А в последние дни хаджа паломники – как и весь мусульманский мир – отмечают самый главный праздник, праздник жертвоприношения (по-арабски – ид аль-аджа, а по-тюркски – курбан-байрам). В качестве жертвенных животных используют овец или баранов, но иногда также быков, коров, верблюдов. Для того чтобы удовлетворить потребность в таких животных, Саудовской Аравии приходится дополнительно закупать сотни тысяч голов овец и баранов в Австралии и Новой Зеландии. Можно добавить, что по мере увеличения численности паломников во время хаджа все чаще стали случаться разного рода происшествия: от давки и возникающих пожаров погибают сотни, даже тысячи мусульман. Поэтому министерство по делам хаджа Саудовской Аравии в последнее время уделяет много внимания обеспечению его безопасности.

    Рис. 82. Паломничество в Мекку

    Вторая из мировых религий, представленных в зарубежной Азии, – буддизм. Буддистов здесь более 530 млн, следовательно, именно в этом регионе сосредоточены практически все буддисты мира. Они есть и в Восточной, и в Юго-Восточной, и в Южной Азии, но – подобно суннитам и шиитам в исламе – здесь также различают приверженцев двух основных направлений буддизма – хинаяны и махаяны (рис. 81).

    Хинаяна, которую называют также южным буддизмом, преобладает в Шри-Ланке, Мьянме, Таиланде, но ее сторонники встречаются также в Лаосе, Камбодже, во Вьетнаме и в других странах. По примерным подсчетам, хинаяну исповедуют почти 2 / 5 всех буддистов зарубежной Азии. Махаяна, или северный буддизм, распространена среди буддистов Японии, Кореи, встречается в Китае, во Вьетнаме и в ряде других стран. Как и для хинаяны, для нее характерно деление на многочисленные секты (школы). В общей сложности махаяну исповедуют немногим более 1 / 2 всех буддистов. Остальная их часть приходится на третье направление буддизма – ламаизм, которое нередко считают одним из течений махаяны.

    Ламаизм господствует среди верующих в Монголии, в двух районах Китая (Тибет, Внутренняя Монголия), в Непале, Бутане.

    Административный центр Тибета – Лхаса – с начала XV в. служил местонахождением первосвященника ламаистской церкви далай-ламы. Огромный дворец Потала, бывший его резиденцией, должен был вызывать священный трепет у жителей горного Тибета, паломников, добиравшихся после долгих мытарств до цитадели ламаизма. Однако в 1959 г. 14-й далай-лама эмигрировал в Индию. В Монголии ламаизм стал официальной религией в конце XVI в. Тогда же был построен первый буддистский монастырь. Ко времени революции 1921 г. таких монастырей было уже 750, а доля монахов во всем мужском населении доходила до 40 %.

    Третья мировая религия – христианство – представлена в зарубежной Азии довольно ограничено. Господствующей религией она является только на Филиппинах (католицизм, насажденный Испанией в этой бывшей ее колонии) и на Кипре (православие). В Ливане, куда христианство проникло сразу же после своего возникновения, христиане составляют 1 / 3 верующих.

    Зато национальные и региональные религии распространены в этом регионе очень широко. Прежде всего к ним относятся индуизм, конфуцианство, синтоизм и иудаизм.

    Индуизм по численности приверженцев (950 млн человек) намного уступает исламу, но значительно превосходит буддизм, причем 99 % всех индуистов мира – это жители Азии. Тем не менее к мировым религиям индуизм обычно не относят – по той простой причине, что (несмотря на наличие индуистов в Непале, Бангладеш) подавляющее их большинство (94 %) сосредоточено только в одной стране – Индии.

    Конфуцианство – преобладающая религия на своей родине – в Китае. Однако определить численность ее приверженцев довольно трудно, поскольку в Китае, как отмечают специалисты, распространен феномен поликонфессиональности, когда один и тот же человек может отправлять культы двух, а то и трех религий – обычно конфуцианства, буддизма и даосизма.

    Такая поликонфессиональность характерна и для Японии, но в ней наряду с буддизмом распространен синтоизм (слово «синто» в буквальном переводе – «путь богов»). После революции Мэйдзи в середине XIX в. синтоизм в этой стране был возведен в ранг государственной религии и оставался таковой до 1945 г.

    Иудаизм – одна из древнейших восточных религий – ныне в зарубежной Азии представлена только в Израиле (где, кстати, концентрируется лишь 1 / 3 всех приверженцев иудаизма в мире). Иудаизм здесь – государственная религия. Как и всякая другая религия, он имеет много особенностей, специфических черт.

    По субботам иудаистам запрещается не только работать, но даже зажигать и гасить огонь. Им нельзя носить одежду, сделанную из разных волокон, и при этом карманы должны быть выше пояса. Мужчины обязаны всегда ходить с покрытой головой. В пищу нельзя употреблять свинину, конину, зайчатину, некоторые другие виды мяса, причем мясная пища должна быть особым образом приготовлена. Запрещается смешивать мясные и молочные продукты. А летосчисление иудаисты ведут от сотворения мира, которое, по их верованиям, произошло более 5700 лет назад. Например, 2008 г. по этому летосчислению – 5769-й!

    Наконец, в зарубежной Азии сохранились еще довольно крупные очаги распространения местных традиционных верований. Они находятся в населенных малыми народами горных районах Южного Китая, стран Индокитая, Индонезии. Здесь почти в каждой деревне есть специалисты по черной и белой магии, колдуны и шаманы. В индонезийской глубинке люди верят в то, что если несколько раз в жизни изменить свое имя, то тем самым можно ввести в заблуждение злых духов и обезопасить себя от болезней и разного рода житейских невзгод.

    Выше уже говорилось, что во многих странах региона религиозные противоречия тесно смыкаются с этническими и другими. Остается добавить, что в некоторых случаях именно они выступают на первый план. Примером такого рода может служить Ливан– единственная арабская страна, где одна часть населения исповедует ислам, а другая – христианство. По межконфессиональному соглашению президентом Ливана должен быть христианин, председателем парламента – мусульманин-шиит, а премьер-министром – мусульманин-суннит. Такой сложный религиозный состав послужил причиной вражды, религиозного фанатизма, которые привели к 16-летней гражданской войне в этой стране (1975–1991 гг.).

    Различия между мусульманами и христианами привели к столкновениям на Южных Филиппинах, между иудаистами и мусульманами – в Израиле, между индуистами и мусульманами – в Индии, между индуистами и буддистами – в Шри-Ланке. Но в последнее время мировое сообщество более всего обеспокоено агрессивностью некоторых направлений ислама. Примером тому может служить деятельность последователей секты ваххабитов, особенно нетерпимой ко всем инакомыслящим.

    Что еще почитать