Социальный конфликт. Социальный конфликт А2. Социальное неравенство проявляется в


Справочные материалы История долгопрудненских земель Воспоминания жителей города Предприятия и организации города Дирижабли, дирижаблестроение, воздухоплавание Люди нашего города Почетные граждане города Долгопрудный Их имена увековечены в названиях улиц, парков, школ История развития народного образования Чрезвычайные происшествия в городе "Мой город - Долгопрудный" - исторический очерк "История школ г. Долгопрудного" - книга "Окрестности города Долгопрудного" - книга "Большая история маленького поселка" - книга "Отдать корабль в воздух!" - книга "История ДНПП. От дирижаблей до ракет" - книга "ОАО ДНПП. Воспоминания ветеранов" - книга "Село Виноградово" - книга "Мои пять лет с советскими дирижаблями" - книга У.Нобиле "Далекое и близкое" - книга Стихотворения и проза о Долгопрудном Это интересно

Статья
http://сайт/doc/index.php Предисловие переводчика Предисловие издателя Глава 1. Приглашение из Москвы Глава 2. Прибытие в Советский Союз Глава 3. В Архангельске Глава 4. К земле Франца-Иосифа Глава 5. Встреча с дирижаблем "Граф Цеппелин" Глава 6. На мысе Флора Глава 7. На острове Принца Рудольфа Глава 8. Разочарование Глава 9. На Новой Земле Глава 10. В Москве Глава 11. Заключение соглашения с "Дирижаблестроем" Глава 12. На работе в Конструкторском бюро Глава 13. Секретари и устные переводчики Глава 14. Самокритика Глава 15. Беспризорные Глава 16. Шахматы в России Глава 17. Судьба метеоролога Глава 18. Наши первые дирижабли Глава 19. Перед судом в Москве Глава 20. Необычный полет дирижабля В-3 Глава 21. Непрерывная смена руководства Глава 22. Дирижабли, спроектированные нашим Конструкторским бюро Глава 23. В Кремлевской больнице Глава 24. Возвращение на работу Глава 25. Праздничные дни и каникулы Глава 26. Чистка руководящих лиц Глава 27. Дирижабли и кораблекрушение "Челюскина" Глава 28. Гибель дирижабля В-7 Глава 29. Дирижабль В-6 в полете Глава 30. Катастрофа дирижабля В-7 Глаза 31. Проблема больших дирижаблей Глава 32. Воздушная линия Москва - Свердловск Глава 33. Дирижабль В-6 устанавливает мировой рекорд продолжительности полета Глава 34. Трагический конец дирижабля В-6 Глава 35. Выводы из приобретенного опыта Послесловие


Глава 12. На работе в Конструкторском бюро

Умберто Нобиле "Мои пять лет с советскими дирижаблями". Акрон, США, 1987г.


2 мая 1932 года, устроившись в Москве, я приступил к работе с помощью небольшой группы итальянских техников и рабочих, которые приехали вместе со мной. Прежде всего, надо было решить организационные вопросы. Мы не имели пи мастерских, ни материалов для производства деталей конструкции дирижаблей, ни эллингов, в которых можно было бы производить их сборку. Но для того, чтобы осуществить это, у нас было около восьмидесяти молодых инженеров, которые, вместе с тридцатью конструкторами и чертежниками, работали в Конструкторском бюро (так они называли свою организацию).

В этой организации отсутствовали многие существенные предметы. Я был даже вынужден послать в Германию заявку на приобретение конструкторских столов, оборудованных чертежными приборами. У нас не было бумаги, так что мы были вынуждены чертить на оборотной стороне географических карт, приобретая их в какой-то антикварной лавке. Когда я пришел, то я застал эту организацию размещенной в большом фабричном корпусе на окраине Москвы (Черкизово). Она занимала два этажа. На первом этаже было что-то вроде примитивной мастерской с одним или двумя механическими станками. На втором этаже, где был очень низко расположенный потолок, имелась одна большая комната, в которой работали конструкторы и расчетчики, и три маленьких комнаты слева от входа. Одна из них была предоставлена мне, вторая - моему представителю, который по-русски назывался "заместитель" и который сменился несколько раз за время моего пребывания, но всегда был коммунистом. Третья комната называлась "секретная часть", в которой хранились бумаги, имевшие более или менее существенное значение.

С первого этажа можно было попасть на второй, только пройдя через двор и еще более грязную лестничную клетку.

Здание, в котором была размещена наша организация, было временно арендовано "Дирижаблестроем", так что через несколько месяцев мы перешли в другое место, но и это не было нашим окончательным размещением. В течение первых двух лет Конструкторское бюро меняло адрес четыре раза, два раза на окраине Москвы и один раз в центре, на верхней галерее магазина "Петровские линии" в суматохе торговых лавок, расположенных внизу под нами. Наконец оно переехало на Долгопрудную, где получило опять-таки временное размещение в деревянном бараке. Здесь в течение зимы почти каждый день портилось центральное отопление, в результате чего часто оказывалось невозможным вообще выполнять какую-либо работу.


Молодые инженеры, предоставленные в мое распоряжение для того, чтобы помочь проектировать дирижабли, были у меня, как я уже сказал, в числе более восьмидесяти человек! А год от года количество их неизбежно увеличивалось, потому что Институт, который воспитывал инженеров-дирижаблистов (Дирижаблестроительный учебный комбинат, или кратко - ДУК), имел не менее пятисот слушателей. И надо было как-то разумно использовать тех, которые завершали полный курс обучения каждый год. Курьезным фактом было то, что в отличие от ситуации в Италии, здесь было очень мало конструкторов - едва ли один на трех инженеров. И точно такое же соотношение было и в мастерских - один рабочий на трех инженеров. Чтобы представить себе как чрезмерна была эта пропорция для меня, я вам скажу, что на военном заводе в Риме, которым я руководил многие годы, и где мы проектировали, строили и испытывали по два, три дирижабля ежегодно, мы никогда не имели больше, чем десять инженеров на весь завод. Они распределялись между Управлением, конструкторским бюро, мастерскими, лабораториями и сборочным цехом.

Эта перенасыщенность инженерным составом в русском Конструкторском бюро, как вы легко можете себе представить, являлась временами больше помехой, чем помощью в работе, возложенной на меня. Часто я замечал, что они были более подготовлены к индивидуальной работе, чем к коллективной работе в группе. Каждый стремился высказать новые идеи и настаивал на их реализации, в результате чего часто снижалась интенсивность работы, задерживая выполнение других заданий.

Среди этой массы молодых людей, конечно, не было недостатка и в тех, которые имели большие способности и хорошую техническую дисциплинированность. В результате можно было выбрать лучших из них и подобрать устойчивые группы инженеров, способные хорошо работать. Но этот подбор был частично затруднен тем, что коммунистические руководители иногда выражали недоверие по отношению к беспартийным инженерам. Иногда они проявляли и какую-то ревность к их росту по службе. Это проявлялось и повсюду среди инженеров. В результате отбор иногда производился и в обратном направлении так, что более способные увольнялись. Этот фактор складывался с чрезмерным значением, придаваемым "Дирижаблестроем" к привлечению молодых инженеров при недостаточном наличии в организации техников и квалифицированных рабочих. Все это несомненно существенно затрудняло удачное формирование штатов подразделений, что по моему опыту было необходимо для того рода работ, которые мы намеревались выполнять.

Вообще я должен сказать, что в течение всего времени моего пребывания в России я постоянно наблюдал одну особенность, не только в той конкретной организации, которая была тесно связана с моей непосредственной деятельностью, но и в других организациях: число людей, занятых в данной конкретной области, было намного больше, чем мы это имели у себя в Италии. Эта избыточность в кадрах была вызвана тем фактом, что всё или почти всё, в советской промышленности создавалось скоропалительно. Они думали, что недостаток в опытных людях можно преодолеть за счет количества взамен качества. Несомненно, что этот недостаток со временем постепенно устранялся.

Другая причина, почему русский технический персонал давал более низкую отдачу, чем наш, состояла в том, что многие из русских инженеров имели дополнительную работу, которая отвлекала их от их главной работы. Это было бы, конечно, более ощутительно, если бы можно было уменьшить их число и увеличить их заработную плату, гарантируя им постоянную загрузку, прогрессивное возрастание их заработка и положения на работе, рост их заслуг и опытности.

Странной вещью был и тот факт, что в "Дирижаблестрое", как и во всех других советских промышленных организациях, был отдел, именуемый "отдел рационализации". В этом отделе большая группа инженеров была занята изучением наиболее эффективных путей организации нашей работы, но ни разу не случилось того, чтобы кто-нибудь из них указал на те недостатки, о которых я только что упомянул.


24 мая 1932 года, вскоре после того, как я был зачислен в качестве технического руководителя "Дирижаблестроя", мне предложили принять на рассмотрение пятилетний план постройки дирижаблей. Ничего о нем в январе этого года я не слышал. Вероятно мое замечание, сделанное Летейзену, было им принято во внимание и было учтено начальником "Дирижаблестроя". Пурмаль сам несколько сомневался в возможности выполнения этого плана. Но новый план, хотя и менее захватывающий, чем предыдущий, был также неосуществимым. Вот цифры, содержащиеся в нем:

50 полужестких дирижаблей объема не превышающего 100000 м3

4 жестких дирижабля объема 125000 м3

4 жестких дирижабля объема 250000 м3

Я указал Пурмалю, что мы в Италии и фирма "Цеппелин" в Германии, хотя и имели великолепно оборудованные мастерские и опытные бригады рабочих, специалистов в этом виде конструкций, не смогли бы выполнить и одной десятой части этого плана в заданное время. Какая возможность была сделать это в Советском Союзе, где мы совсем не имели мастерских, не было эллинга для сборки и не было обученных рабочих, на которых мы могли бы положиться? Но оптимист Пурмаль не был ни в какой мере поражен моими аргументами. Он просто возразил, что то, что признается невозможным для капиталистических стран, является вполне достижимым в Советском Союзе, где время может быть ускорено по нашей воле.

Этот чрезмерный и неоправданный оптимизм был заблуждением не только руководства "Дирижаблестроя", но также и тех молодых инженеров, которые работали вместе со мной. Оно было вызвано не столько их технической неопытностью, сколько тем умственным настроем, который они приобрели, думая, что в Советском Союзе всё могло быть сделано лучше, чем где-либо еще. Эта преувеличенная вера в свои собственные возможности являлась, очевидно, отражением той атмосферы энтузиазма, которая в то время охватила всю молодежь Советской России, увлеченную грандиозным государственным строительством. Эта чрезмерная амбиция, вызванная выполнением этих грандиозных планов, могла вызвать лишь улыбку в конкретном случае сооружения объектов столь сложных и деликатных, какими являются дирижабли. Но это были их амбиции, энтузиазм и оптимизм, которые в других областях вели молодых советских граждан к огромным завоеваниям тех времен.

Возвратимся к плану работ, представленному в мае 1932 года. Я, после многих дискуссий с Пурмалем, завершил их принятие к техническому рассмотрению следующих проектов:

1 полужесткий дирижабль объемом 2000 м, который будет служить в качестве первого эксперимента для ознакомления советских инженеров с итальянским типом конструкции дирижабля;

3 полужестких дирижабля объемом 19000 м3;

1 жесткий дирижабль типа "Цеппелин" объемом 100000 м3;

1 нежесткий цельнометаллический дирижабль типа, много лет разрабатываемого профессором Циолковским.

Циолковский имеет очень большие заслуги в качестве предвестника техники астронавтики, но этот его проект цельнометаллического дирижабля с оболочкой из гофрированной стали является абсолютно непригодным для реализации. Я высказал свое мнение Пурмалю, что он не заслуживает затраты денег для продолжения соответствующих исследований. Но национальная гордость русских очень велика. Поэтому "Дирижаблестрой" дал приказ не только продолжать работу над этим проектом, которая была начата, но и форсировать ее. Со своей стороны, я закончил тем, что умыл свои руки и заявил, что я убежден, что эти исследования никогда не приведут к конкретному результату.

Я также попросил избавить меня от работы по другому типу цельнометаллического дирижабля, который был осуществлен в уменьшенном масштабе в США. Он был действительно интересен по типу, но я уверен, что и этот тип конструкции также не будет иметь перспектив развития. Таким образом, я ограничил мою деятельность проектированием четырех полужестких и проведением предварительных исследований по жесткому дирижаблю.

исключено, что между ними могут возникать отношения зависти, неприязни, озлобления, сила проявления которых зависит от формы соперничества.

Соперничество может принимать вид конкуренции и конфликта. (Вспомните, что такое конкуренция, какие виды конкурентной борьбы вам известны.) Подчеркнем, что при конкуренции соперники, как правило, стремятся опередить друг друга при достижении своих социальных интересов. Напомним, что конкуренция предполагает обязательное признание прав одной из сторон кем-то третьим. Конкуренция не всегда предполагает знание конкретного соперника. Например, конкурс при поступлении в вуз вызван тем, что претендентов на место гораздо больше, чем число предоставляемых вузом мест. Абитуриенты, как правило, не знают друг друга. Их действия направлены на то, чтобы добиться признания своих усилий кем-то третьим (в данном случае со стороны приемной комиссии), т. е. добиться предпочтения. Иными словами, конкуренция предполагает не прямое воздействие на соперника (может быть, кроме конкуренции в таких видах спорта, как борьба и т. п.), а демонстрацию перед третьим своих возможностей.

Но в ряде случаев конкуренты могут пренебречь правилами и прибегнуть к прямому воздействию на другую сторону, чтобы оттеснить ее. В этом случае конкуренция перерастает в конфликт. Соперники стремятся заставить друг друга отказаться от притязаний, навязать свою волю, изменить поведение другого и т. п.

Конфликты давно стали неотъемлемой частью социальной жизни общества, поэтому рассмотрим подробно такие вопросы, как причины возникновения социального конфликта, его основные стадии, типы и методы разрешения.

СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ

В научной литературе существует множество определений понятия «конфликт». (Вспомните, что вы уже узнали о конфликтах на уроках в основной школе и в 10 классе.)

Об этом спорят

Вопрос о сущности конфликта вызывает немало разногласий. Приведем мнения нескольких современных российских ученых.

А. Г. З д р а в о мыс лов. «Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями».

Е. М. Бабосов. «Конфликт социальный есть предельный случай социальных противоречий, выражающийся в многообразных формах борьбы между индивидами и различ-

ными социальными общностями, направленной на достижение экономических, социальных, политических, духовных интересов и целей, нейтрализацию или устранение мнимого соперника и не позволяющей ему добиться реализации его интересов».

Ю. Г. З а п р у д с к и й. «Социальный конфликт - это явное или скрытое состояние противоборства объективно расходящихся интересов, целей и тенденций развития социальных субъектов... особая форма исторического движения к новому социальному единству».

Что же объединяет эти мнения?

Как правило, одна сторона обладает некими материальными и нематериальными (прежде всего властью, престижем, авторитетом, информацией и т. д.) ценностями, другая их либо полностью лишена, либо имеет недостаточно. При этом не исключается, что преобладание может быть мнимым, существующим лишь в воображении одной из сторон. Но если кто-либо из партнеров чувствует себя ущемленным в обладании чем-то из перечисленного выше, то возникает

конфликтное состояние.

Можно сказать, что социальный конфликт - это особое

взаимодействие индивидов, групп и объединений при столкновении их несовместимых взглядов, позиций и интересов; конфронтация социальных групп по поводу многообразных ресурсов жизнеобеспечения.

В литературе высказываются две точки зрения: одна - о вреде социального конфликта, другая - о его пользе. По сути дела, речь идет о позитивных и негативных функциях конфликтов. Социальные конфликты могут привести как к дезинтегративным, так и к интегративным последствиям. Первые из этих последствий усиливают ожесточение, разрушают нормальные партнерские отношения, отвлекают людей от решения насущных проблем. Вторые помогают разрешить проблемы, найти выход из сложившейся ситуации, усиливают сплоченность людей, позволяют им четче осознать свои интересы. Избежать конфликтных ситуаций практически невозможно, но вполне возможно добиться того, чтобы они решались цивилизованно.

В обществе происходит множество разных социальных конфликтов. Они различаются своим масштабом, типом, составом участников, причинами, целями и последствиями. Проблема типологии возникает во всех науках, имеющих место с множеством разнородных объектов. Наиболее проста

и легко объяснима типология, основанная на выделении сфер проявления конфликта. По этому критерию выделяют экономические, политические, межнациональные, бытовые, культурные и социальные (в узком смысле) конфликты. По-

ясним, что к последним относят конфликты, проистекающие из противоречий интересов в сфере труда, здравоохранения, социального обеспечения, образования; при всей своей самостоятельности они тесно связаны с такими видами конфликтов, как экономический и политический.

Изменения общественных отношений в современной России сопровождаются расширением сферы проявления конфликтов, поскольку в них вовлечены не только большие социальные группы, но и территории, как однородные в национальном отношении, так и населенные различными этносами. В свою очередь, межнациональные конфликты (о них вы узнаете позже) порождают территориальные, конфессиональные, миграционные и другие проблемы. Большинство современных исследователей считают, что в социальных отношениях современного российского общества есть два вида скрытых конфликтов, которые еще недостаточно четко проявились. Первый - конфликт наемных работников с собственниками средств производства. Это во многом связано с тем, что рабочим после полувека социальной обеспеченности и всех прав в области социальной политики и трудовых отношений, которыми они были наделены в советском обществе, трудно понять и принять свой новый статус наемного рабочего, вынужденного трудиться в условиях рынка. Другой - конфликт между бедным большинством страны и богатым меньшинством, сопутствующий ускоренному процессу социального расслоения.

На развитие социального конфликта влияют многие условия. К их числу относят намерения участников конфликта (добиться компромисса или полностью устранить соперника); отношение к средствам физического (в том числе вооруженного) насилия; уровень доверия между сторонами (насколько они готовы следовать определенным правилам взаимодействия); адекватность оценок конфликтующими сторонами истинного положения дел.

Все социальные конфликты проходят три стадии: предконфликтную, непосредственно конфликтную и послеконфликтную.

Рассмотрим конкретный пример. На одном предприятии из-за реальной угрозы банкротства предстояло сократить на четверть штат работников. Такая перспектива обеспокоила практически всех: сотрудники опасались увольнений, а руководство должно было решить вопрос о том, кого увольнять. Когда откладывать решение уже не было возможности, администрация объявила список тех, кого должны были уволить в первую очередь. Со стороны кандидатов на увольнение последовали правомерные требования объяснить, почему увольняют именно их, стали поступать заявления в комиссию по трудовым спорам, а некоторые решили обра-

титься в суд. Улаживание конфликта заняло несколько месяцев, предприятие продолжило работу с меньшим числом работников. Предконфликтная стадия - это период, в течение которого накапливаются противоречия (в данном случае вызванные необходимостью сократить штат сотрудников). Непосредственно конфликтная стадия - это совокупность определенных действий. Она характеризуется столкновением противоборствующих сторон (администрация - кандидаты на увольнение).

Наиболее открытой формой выражения социальных конфликтов могут быть разного рода массовые действия: предъявление требований к власти со стороны недовольных социальных групп; использование общественного мнения в поддержку своих требований или альтернативных программ; прямые акции социального протеста.

Формами выражения протеста могут быть митинги, демонстрации, пикетирование, кампании гражданского неповиновения, забастовки, голодовки и т. п. Организаторы акций социального протеста должны четко сознавать, какие конкретные задачи можно решить с помощью той или иной акции и на какую общественную поддержку они могут рассчитывать. Так, лозунг, являющийся достаточным для организации пикетирования, вряд ли может быть использован для организации кампании гражданского неповиновения. (Какие исторические примеры подобных акций вам известны?)

Для успешного разрешения социального конфликта необходимо своевременно определить его истинные причины. Противоборствующие стороны должны быть заинтересованы в совместном поиске путей устранения причин, породивших их соперничество. На послеконфликтной стадии принимаются меры для окончательного устранения противоречий (в рассматриваемом примере - увольнение сотрудников, по возможности снятие социально-психологической напряженности во взаимоотношениях администрации и оставшихся работников, поиск оптимальных путей избежания такой ситуации в будущем).

Разрешение конфликта может быть частичным или полным. Полное разрешение означает прекращение конфликта, кардинальное изменение всей конфликтной ситуации. При этом происходит своего рода психологическая перестройка: «образ врага» трансформируется в «образ партнера», установка на борьбу сменяется установкой на сотрудничество. Главный недостаток частичного разрешения конфликта состоит в том, что изменяется только его внешняя форма, но сохраняются причины, породившие противоборство.

Рассмотрим некоторые наиболее распространенные методы разрешения конфликта.

Метод избегания конфликтов означает уход или угрозу ухода, заключается в избегании встреч с противником. Но избегание конфликта не означает его ликвидацию, потому что осталась его причина. Метод переговоров предполагает, что стороны обмениваются мнениями. Это поможет снизить остроту конфликта, понять доводы соперника, объективно оценить как истинное соотношение сил, так и саму возможность примирения. Переговоры позволяют рассмотреть альтернативные ситуации, добиться взаимопонимания, прийти к согласию, консенсусу, открыть путь к сотрудничеству. Метод использования посредничества выражается в следующем: противоборствующие стороны прибегают к услуге посредников (общественных организаций, частных лиц и т. п.).

Какие условия необходимы для успешного разрешения конфликта? Прежде всего, необходимо своевременно и точно определить его причины; выявить объективно существующие противоречия, интересы, цели. Участники конфликта должны освободиться от недоверия друг к другу и тем самым стать участниками переговоров, чтобы гласно и доказательно отстаивать свои позиции и сознательно создавать атмосферу публичного обмена мнениями. Без такой обоюдной заинтересованности сторон в преодолении противоречий, взаимного признания интересов каждой из них совместный поиск путей преодоления конфликта практически невозможен. Все участники переговоров должны проявлять склонность к консенсусу, т. е. к согласию.

ШШ Основные понятия: социальный интерес, социальное взаимодействие, конкуренция, социальное сотрудничество, социальный конфликт, пути разрешения социального конфликта.

ШИТермины: соперничество, стадии социального конфликта.

Проверьте себя

1) Раскройте содержание понятия «социальный интерес».

2) Назовите основные формы социальных взаимодействий.

3) Перечислите признаки, характеризующие социальное сотрудничество. 4) Дайте характеристику соперничества как формы социального взаимодействия. 5) Что является общей причиной социальных конфликтов? 6) Каковы основные стадии социального конфликта? 7) К каким последствиям приводят социальные конфликты? 8) Назовите основные методы разрешения конфликта и проиллюстрируйте каждый из них соответствующим примером.

Подумайте, обсудите, сделайте

1. В ходе мировой истории интересы редко выступали в чистом виде. Они, как правило, облекались в те или иные идеологические и нравственно-этические «одежды», с помо-

щью которых частный интерес приобретал вид интереса общего или даже всеобщего. Решающую роль в этом процессе «генерализации» частного интереса играет идеология. Приведите несколько примеров из истории.

2. Подумайте, какие социальные интересы могут быть у: а) жителей микрорайона; б) работников фабрики; в) учащихся класса.

3. Работники предприятия, представленные инициативной группой, официально уведомили администрацию, что если она к определенному сроку не обеспечит погашения задолженности по заработной плате, то персонал прекратит работу, объявит забастовку. Является ли данная ситуация конфликтом? Ответ поясните.

4. К юбилею фирмы сотрудникам выписывали премии. Некто А. узнал, что получил меньше, чем другие. Он вступил в ссору с начальником.

Отметим, что в этом учреждении порядок поощрения сотрудников не был оформлен документально. Решения руководства нередко вызывали недовольство. Охарактеризуйте основные стадии развития этой конфликтной ситуации. В чем причина возникновения конфликта? При каких условиях его можно было бы избежать? Каким способом его можно разрешить?

5. Сотрудники конструкторского бюро выполняли работу по договору. Когда работа была оплачена, между сотрудниками возник спор о том, как распределить деньги. По мнению К., руководитель группы распределил деньги несправедливо. Но К. решил промолчать. Можно ли рассматривать этот конфликт как социальный? Свой ответ аргументируйте. Как называется такой способ поведения в конфликте? В чем недостатки этого способа? Назовите другие способы.

Поработайте с источником

Прочтите фрагмент из работы немецкого социолога Р. Дарендорфа (род. в 1938 г.).

Регулирование социальных конфликтов является решающим условием уменьшения насильственности почти всех видов конфликтов. Конфликты не исчезают посредством их разрешения; они не обязательно становятся сразу менее интенсивными, но в такой мере, в которой удается регулировать, они становятся контролируемыми, и их творческая сила ставится на службу постепенному развитию социальных структур...

Для этого нужно, чтобы конфликты вообще, а также данные отдельные противоречия признавались всеми участниками как неизбежные, и более того - как оправданные и целесообразные. Тому, кто не допускает конфликтов, рассматривает их как патологические отклонения от вообража-

емого нормального состояния, не удается совладать с ними. Покорного признания неизбежности конфликтов также недостаточно. Скорее, необходимо осознавать плодотворный творческий принцип конфликтов. Это означает, что любое вмешательство в конфликты должно ограничиваться регулированием их проявлений и что нужно отказаться от бесполезных попыток устранения их причин.

Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта/" Социологические исследования. - 1994. - № 5. - С. 145-146.

Вопросы и задания к источнику. 1) Как автор оценивает возможность регулирования конфликтов? 2) На основе текста параграфа и документа сформулируйте основные принципы компромиссного разрешения конфликта. 3) Объясните смысл последней фразы текста и приведите примеры, подтверждающие ваше суждение.

§ 8. Этнос и нация

Вспомните:

что означают слова «многонациональный народ России»?

В курсах истории рассматривались различные формы сплочения людей - род, племя, народность, нация. Это говорит о том, что формы внутриэтнической и межэтнической консолидации людей не остаются неизменными. Так, исторически первые формы сплочения - род и племя - характерны для примитивных, доиндустриальных общественных систем (с позиций формационного подхода - первобытнообщинных).

С развитием торговых связей, общественного разделения труда усложнились и социальные связи людей, ранее принадлежавших к различным племенам. На первый план выдвигаются уже не родовые, а социальные и территориальные связи. На новой социально-территориальной основе начинают складываться новые формы общности людей - народности или народы. Помимо социально-территориального единства, этнологи отмечают еще одну важнейшую черту новых сообществ - многоэтничностъ их состава, при котором, однако, сохраняется относительно автономное группирование различных этносов (например, при образовании древнерусской народности (IX-X вв.) в нее, кроме славянских племен, вошли угро-финские, балтийские, а позже представители тюркских народов).

С возникновением индустриальных общественных систем

с преимущественно рыночными, государственными и идеологическими социальными регуляторами (в формационных

терминах - с развитием капитализма) в Новой и Новейшей истории возникают и новые формы межэтнической (и внутриэтнической) консолидации - нации. Характерной чертой такого сообщества людей является осознание себя как граждан единого государства.

НАЦИЯИНАЦИОНАЛЬНОСТЬ

Существует по крайней мере две трактовки понятия нации. Согласно одной из них, нация - это исторически сло-

жившаяся общность людей на основе общности территории, экономического уклада, системы политических связей, языка, культуры и психологического склада, проявляющегося в общегражданском сознании и самосознании. В данном случае подчеркивается общегражданская сущность новой формы консолидации людей. Однако в таком понимании нации отсутствует этнический компонент. В западной социологии нация, как правило, понимается как согражданство,

основанное на индустриально развитой социально ориентированной демократии. Во многих современных демократических странах термин «нация» давно используется в значении «согражданство», «народ данной страны», «совокупность граждан государства».

Тем не менее реальный современный мир остается поли этничным - 90% народов живут в многоэтнических (многонациональных) государствах. Понятие «народ» (этнос) не только не утратило своего значения, но, напротив, стало принципиальным в современных национальных отношениях. Хорошо известно, что государство сохраняет стабильность до тех пор, пока остаются стабильными межэтнические (межнациональные) отношения населяющих его народов. А межэтнические конфликты, как вы знаете, могут возникать в государствах с самым разным уровнем развития цивилизации (например, в странах Азии и Африки,

в Великобритании, Канаде, Испании и Бельгии). Опасность таких конфликтов огромна: они способны расколоть самые мощные государства.

В другой трактовке нация определяется как особая исто-

рическая общность людей, характеризующаяся общностью происхождения, языка, территории, экономического уклада, а также психического склада и культуры, проявляющихся

в этническом сознании и самосознании.

В этом случае, как видим, понятие «нация» соответству-

ет новой форме внутриэтнической консолидации людей, т. е. этносу в условиях Нового и Новейшего времени. Таким образом, в одной интерпретации нация означает сограждан ствОу в другой - этнос. Подобная двусмысленность приводит многих ученых к выводу, что понятие нации нельзя считать строго научной категорией.

Понятие национальность означает принадлежность человека к определенному этносу или согражданству (государству) в зависимости от самоидентификации. Гражданин России на вопрос о национальности, вероятно, ответит, что он русский или татарин и т. п., т. е. укажет этническую принадлежность. А гражданин США, Франции на этот же вопрос ответит, скорее всего, что он американец или француз.

Что касается этнической самоидентификации в большинстве демократических стран, национальность определяется не государственными органами (как говорят этнологи, не путем «вынужденной идентичности»), а самим гражданином в зависимости от отождествления себя с культурой того или иного этноса. На Земле становится все больше людей, родившихся от смешанных браков, и они вправе выбирать национальность любого из родителей. Личный выбор национальности - неотъемлемое право человека, условие его свободы. Это право имеют и граждане России.

Для характеристики национальных особенностей народа, его культуры употребляется понятие национальный менталитет (от лат. mentalis - умственный, духовный), хотя ясного представления по поводу этого понятия пока нет (зачастую его заменяют понятием «национальный характер»). Не вдаваясь в научные споры, отметим, что национальный менталитет обычно определяют как образ мышления, духов-

ную настроенность, свойственную данной конкретной этнической общности.

Национальный менталитет проявляется в совокупности взглядов, оценок, идеалов, интересов, норм, принципов и привычек, нашедших отражение в устойчивых коллективных чертах характера, отличающих данную этническую общность от других. Эти черты связаны с многовековой культурой народа и действуют зачастую неосознанно, самопроизвольно (спонтанно). Этнологи подчеркивают, что национальный менталитет служит отражением исторических судеб страны, закрепившихся в народном сознании, в культуре, в устойчивых образцах поведения. Иначе говоря, национальный менталитет - своего рода память о прошлом,

обусловливающая поведение людей и помогающая им оставаться верными своим исторически сложившимся ценностям, традициям.

Национальный менталитет - явление хотя и устойчивое, но не застывшее. При сохранении глубинных ценностей он, безусловно, отражает изменения, которые происходят со страной на каждом конкретном отрезке ее истории. Наука призывает общество и правящую элиту бережно относиться

к особенностям национального менталитета, учитывать его при проведении реформ.

На характер ментальности огромное воздействие оказывают национальные традиции и ценности.

Традиции - это элементы культуры, которые передаются из поколения в поколение. Они имеют двуединую природу. С одной стороны, это явление психики (могут как осознаваться, так и не осознаваться); с другой - явления практические, проявляющиеся в действиях или вещах, символах, одежде и даже еде. Большинство традиционных правил поведения усваиваются подсознательно, на уровне подражания. Конечно, изначально они внедряются людьми в повседневную практику сознательно. Однако последующие поколения утрачивают представления о том, зачем и почему принималось то или иное правило. Остается только малоосознанное, но привычное действие.

Традиции различны у разных народов. Скажем, в Европе цвет траура - черный, а в Китае - белый. Если несколько огрубить, считается, что англичанин - раб традиции, американец - раб стандарта. О русских говорят: долго запрягают, да быстро ездят. Вообще же люди очень чувствительны к своим традициям, и невнимание к ним может вызвать не только обиду, но и конфликт.

Традиции следует оценивать конкретно. Их нельзя абсо лютизировать - это может привести к укоренению отживших, а то и реакционных форм жизни общества, к застою и деградации (примером могут служить традиции человеческих жертвоприношений, пьянства, самосуда, умаления прав женщин и т. д.). В то же время их нельзя игнориро ватъ, ибо они обеспечивают преемственность в историческом развитии народа, способствуют укреплению его самобытности. Например, на Руси в мощную силу превратилась христианская традиция, которая столетиями служила и служит духовной опорой народу и государству, помогает выстоять в самых тяжких ситуациях. Даже люди неверующие, нецерковные в наши дни искренне принимают многое из христианской традиции в качестве общенародной ценности.

Необходимо сказать, что в России веками складывалась также исламская традиция. В ее основе лежат благороднейшие идеи, суть которых можно выразить словами «делай добро». Мусульманин с детства знает, что добро следует делать всякому, даже тем, кто его не заслуживает, и при этом не похваляться добрыми поступками. Добро вошло в ментальность народов, исповедующих ислам, закрепилось в лучших его традициях и личных качествах. Любой труд за-

В научной литературе существует множество определе­ний понятия «конфликт». (Вспомните, что вы уже узнали о конфликтах на уроках в основной школе и в 10 классе.)

Об этом спорят

Вопрос о сущности конфликта вызывает немало разно­гласий. Приведем мнения нескольких современных россий­ских ученых.

А. Г. Здрав о мыс лов. «Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящи­ми ценностями и нормами, интересами и потребностями».

Е. М. Бабосов. «Конфликт социальный есть предель­ный случай социальных противоречий, выражающийся в многообразных формах борьбы между индивидами и различ-


Ными социальными общностями, направленной на достиже­ние экономических, социальных, политических, духовных интересов и целей, нейтрализацию или устранение мнимого соперника и не позволяющей ему добиться реализации его интересов».

Ю. Г. Запрудский. «Социальный конфликт - это яв­ное или скрытое состояние противоборства объективно рас­ходящихся интересов, целей и тенденций развития социаль­ных субъектов... особая форма исторического движения к новому социальному единству».

Что же объединяет эти мнения?

Как правило, одна сторона обладает некими материаль­ными и нематериальными (прежде всего властью, прести­жем, авторитетом, информацией и т. д.) ценностями, другая их либо полностью лишена, либо имеет недостаточно. При этом не исключается, что преобладание может быть мни­мым, существующим лишь в воображении одной из сторон. Но если кто-либо из партнеров чувствует себя ущемленным в обладании чем-то из перечисленного выше, то возникает конфликтное состояние.

Можно сказать, что социальный конфликт - это особое взаимодействие индивидов, групп и объединений при столк­новении их несовместимых взглядов, позиций и интересов; конфронтация социальных групп по поводу многообразных ресурсов жизнеобеспечения.

В литературе высказываются две точки зрения: одна - о вреде социального конфликта, другая - о его пользе. По су­ти дела, речь идет о позитивных и негативных функциях конфликтов. Социальные конфликты могут привести как к дезинтегративным, так и к интегративным последствиям. Первые из этих последствий усиливают ожесточение, разру­шают нормальные партнерские отношения, отвлекают лю­дей от решения насущных проблем. Вторые помогают раз­решить проблемы, найти выход из сложившейся ситуации, усиливают сплоченность людей, позволяют им четче осо­знать свои интересы. Избежать конфликтных ситуаций практически невозможно, но вполне возможно добиться то­го, чтобы они решались цивилизованно.

В обществе происходит множество разных социальных конфликтов. Они различаются своим масштабом, типом, со­ставом участников, причинами, целями и последствиями. Проблема типологии возникает во всех науках, имеющих место с множеством разнородных объектов. Наиболее проста и легко объяснима типология, основанная на выделении сфер проявления конфликта. По этому критерию выделяют экономические, политические, межнациональные, бытовые, культурные и социальные (в узком смысле) конфликты. По-


Ясним, что к последним относят конфликты, проистекаю­щие из противоречий интересов в сфере труда, здравоохра­нения, социального обеспечения, образования; при всей сво­ей самостоятельности они тесно связаны с такими видами конфликтов, как экономический и политический.

Изменения общественных отношений в современной Рос­сии сопровождаются расширением сферы проявления кон­фликтов, поскольку в них вовлечены не только большие со­циальные группы, но и территории, как однородные в национальном отношении, так и населенные различными эт­носами. В свою очередь, межнациональные конфликты (о них вы узнаете позже) порождают территориальные, кон­фессиональные, миграционные и другие проблемы. Боль­шинство современных исследователей считают, что в соци­альных отношениях современного российского общества есть два вида скрытых конфликтов, которые еще недоста­точно четко проявились. Первый - конфликт наемных ра­ботников с собственниками средств производства. Это во многом связано с тем, что рабочим после полувека социаль­ной обеспеченности и всех прав в области социальной поли­тики и трудовых отношений, которыми они были наделены в советском обществе, трудно понять и принять свой новый статус наемного рабочего, вынужденного трудиться в усло­виях рынка. Другой - конфликт между бедным большинст­вом страны и богатым меньшинством, сопутствующий уско­ренному процессу социального расслоения.

На развитие социального конфликта влияют многие ус­ловия. К их числу относят намерения участников конфлик­та (добиться компромисса или полностью устранить сопер­ника); отношение к средствам физического (в том числе вооруженного) насилия; уровень доверия между сторонами (насколько они готовы следовать определенным правилам взаимодействия); адекватность оценок конфликтующими сторонами истинного положения дел.

Все социальные конфликты проходят три стадии: пред-конфликтную, непосредственно конфликтную и послеконф-ликтную.

Рассмотрим конкретный пример. На одном предприятии из-за реальной угрозы банкротства предстояло сократить на четверть штат работников. Такая перспектива обеспокоила практически всех: сотрудники опасались увольнений, а ру­ководство должно было решить вопрос о том, кого уволь­нять. Когда откладывать решение уже не было возможнос­ти, администрация объявила список тех, кого должны были уволить в первую очередь. Со стороны кандидатов на уволь­нение последовали правомерные требования объяснить, почему увольняют именно их, стали поступать заявления в комиссию по трудовым спорам, а некоторые решили обра-


Титься в суд. Улаживание конфликта заняло несколько ме­сяцев, предприятие продолжило работу с меньшим числом работников. Предконфликтная стадия - это период, в те­чение которого накапливаются противоречия (в данном случае вызванные необходимостью сократить штат сотруд­ников). Непосредственно конфликтная стадия - это со­вокупность определенных действий. Она характеризуется столкновением противоборствующих сторон (администра­ция - кандидаты на увольнение).

Наиболее открытой формой выражения социальных кон­фликтов могут быть разного рода массовые действия: предъ­явление требований к власти со стороны недовольных соци­альных групп; использование общественного мнения в поддержку своих требований или альтернативных про­грамм; прямые акции социального протеста.

Формами выражения протеста могут быть митинги, де­монстрации, пикетирование, кампании гражданского непо­виновения, забастовки, голодовки и т. п. Организаторы ак­ций социального протеста должны четко сознавать, какие конкретные задачи можно решить с помощью той или иной акции и на какую общественную поддержку они могут рас­считывать. Так, лозунг, являющийся достаточным для организации пикетирования, вряд ли может быть использо­ван для организации кампании гражданского неповинове­ния. (Какие исторические примеры подобных акций вам из­вестны?)

Для успешного разрешения социального конфликта необ­ходимо своевременно определить его истинные причины. Противоборствующие стороны должны быть заинтересованы в совместном поиске путей устранения причин, породивших их соперничество. На послеконфликтной стадии принима­ются меры для окончательного устранения противоречий (в рассматриваемом примере - увольнение сотрудников, по возможности снятие социально-психологической напряжен­ности во взаимоотношениях администрации и оставшихся работников, поиск оптимальных путей избежания такой си­туации в будущем).

Разрешение конфликта может быть частичным или пол­ным. Полное разрешение означает прекращение конфликта, кардинальное изменение всей конфликтной ситуации. При этом происходит своего рода психологическая перестройка: «образ врага» трансформируется в «образ партнера», уста­новка на борьбу сменяется установкой на сотрудничество. Главный недостаток частичного разрешения конфликта со­стоит в том, что изменяется только его внешняя форма, но сохраняются причины, породившие противоборство.

Рассмотрим некоторые наиболее распространенные мето­ды разрешения конфликта.


Метод избегания конфликтов означает уход или угрозу ухода, заключается в избегании встреч с противником. Но избегание конфликта не означает его ликвидацию, потому что осталась его причина. Метод переговоров предполагает, что стороны обмениваются мнениями. Это поможет снизить остроту конфликта, понять доводы соперника, объективно оценить как истинное соотношение сил, так и саму возмож­ность примирения. Переговоры позволяют рассмотреть аль­тернативные ситуации, добиться взаимопонимания, прийти к согласию, консенсусу, открыть путь к сотрудничеству. Ме­тод использования посредничества выражается в следую­щем: противоборствующие стороны прибегают к услуге по­средников (общественных организаций, частных лиц и т. п.). Какие условия необходимы для успешного разрешения конфликта? Прежде всего, необходимо своевременно и точ­но определить его причины; выявить объективно существу­ющие противоречия, интересы, цели. Участники конфликта должны освободиться от недоверия друг к другу и тем са­мым стать участниками переговоров, чтобы гласно и дока­зательно отстаивать свои позиции и сознательно создавать атмосферу публичного обмена мнениями. Без такой обоюд­ной заинтересованности сторон в преодолении противоре­чий, взаимного признания интересов каждой из них совме­стный поиск путей преодоления конфликта практически невозможен. Все участники переговоров должны проявлять склонность к консенсусу, т. е. к согласию.

ШШ Основные понятия: социальный интерес, социальное вза­имодействие, конкуренция, социальное сотрудничество, со­циальный конфликт, пути разрешения социального кон­фликта.

ШИТермины: соперничество, стадии социального конфликта.

Проверьте себя

1) Раскройте содержание понятия «социальный интерес».

2) Назовите основные формы социальных взаимодействий.

3) Перечислите признаки, характеризующие социальное со­
трудничество. 4) Дайте характеристику соперничества как
формы социального взаимодействия. 5) Что является общей
причиной социальных конфликтов? 6) Каковы основные ста­
дии социального конфликта? 7) К каким последствиям при­
водят социальные конфликты? 8) Назовите основные мето­
ды разрешения конфликта и проиллюстрируйте каждый из
них соответствующим примером.

Подумайте, обсудите, сделайте

1. В ходе мировой истории интересы редко выступали в чистом виде. Они, как правило, облекались в те или иные идеологические и нравственно-этические «одежды», с помо-


Щью которых частный интерес приобретал вид интереса об­щего или даже всеобщего. Решающую роль в этом процессе «генерализации» частного интереса играет идеология. При­ведите несколько примеров из истории.

2. Подумайте, какие социальные интересы могут быть у:
а) жителей микрорайона; б) работников фабрики; в) уча­
щихся класса.

3. Работники предприятия, представленные инициатив­
ной группой, официально уведомили администрацию, что
если она к определенному сроку не обеспечит погашения за­
долженности по заработной плате, то персонал прекратит
работу, объявит забастовку. Является ли данная ситуация
конфликтом? Ответ поясните.

4. К юбилею фирмы сотрудникам выписывали премии.
Некто А. узнал, что получил меньше, чем другие. Он всту­
пил в ссору с начальником.

Отметим, что в этом учреждении порядок поощрения со­трудников не был оформлен документально. Решения руко­водства нередко вызывали недовольство. Охарактеризуйте основные стадии развития этой конфликтной ситуации. В чем причина возникновения конфликта? При каких услови­ях его можно было бы избежать? Каким способом его мож­но разрешить?

5. Сотрудники конструкторского бюро выполняли работу
по договору. Когда работа была оплачена, между сотрудни­
ками возник спор о том, как распределить деньги. По мне­
нию К., руководитель группы распределил деньги неспра­
ведливо. Но К. решил промолчать. Можно ли рассматривать
этот конфликт как социальный? Свой ответ аргументируй­
те. Как называется такой способ поведения в конфликте?
В чем недостатки этого способа? Назовите другие способы.

Поработайте с источником

Прочтите фрагмент из работы немецкого социолога Р. Дарендорфа (род. в 1938 г.).

Регулирование социальных конфликтов является решаю­щим условием уменьшения насильственности почти всех ви­дов конфликтов. Конфликты не исчезают посредством их разрешения; они не обязательно становятся сразу менее ин­тенсивными, но в такой мере, в которой удается регулиро­вать, они становятся контролируемыми, и их творческая си­ла ставится на службу постепенному развитию социальных структур...

Для этого нужно, чтобы конфликты вообще, а также дан­ные отдельные противоречия признавались всеми участни­ками как неизбежные, и более того - как оправданные и целесообразные. Тому, кто не допускает конфликтов, рас­сматривает их как патологические отклонения от вообража-


Емого нормального состояния, не удается совладать с ними. Покорного признания неизбежности конфликтов также не­достаточно. Скорее, необходимо осознавать плодотворный творческий принцип конфликтов. Это означает, что любое вмешательство в конфликты должно ограничиваться регули­рованием их проявлений и что нужно отказаться от беспо­лезных попыток устранения их причин.

Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта/" Социологические исследования. - 1994. - № 5. - С. 145-146.

Вопросы и задания к источнику. 1) Как автор оценивает воз­можность регулирования конфликтов? 2) На основе текста парагра­фа и документа сформулируйте основные принципы компромиссно­го разрешения конфликта. 3) Объясните смысл последней фразы текста и приведите примеры, подтверждающие ваше суждение.

Мы с Максимом Балюком идем по Барабанной улице в Восточном административном округе. В доме № 4 снимает помещение акционерное общество, являющееся дочерней структурой госкорпорации «Ростех». Но на данный момент там никто не работает.

В октябре прошлого года меня приняли в штат начальником планово-экономического отдела, - рассказывает Максим. - Зарплата около 45 тысяч рублей. По трудовому договору она выплачивалась два раза в месяц: 15-го и 31-го числа.

Но в начале года руководство стало задерживать выплаты. За январь деньги перечислили только 16 марта. А вот с февраля зарплату я вовсе не получал. С февраля по май - мне задолжали 213 тысяч 408 рублей. Это подтверждается выпиской с зарплатной банковской карты.

Все 38 сотрудников предприятия жаловались руководству, но оно объясняло, что заказов мало. И вообще - скорее всего, предприятие будет ликвидироваться. Но при этом никто из работников уведомления об увольнении и ликвидации предприятия не получал. А общая задолженность всем сотрудникам только за один месяц составляет более двух миллионов руб лей. А за шесть месяцев получается уже двенадцать миллионов.

Практически все сотрудники 3 июня написали на имя руководства заявления, ссылаясь на статью 142 Трудового кодекса, что они прекращают работать до полной выплаты зарплаты.

А вот гендиректор КБПМ Василий Слободжанов и исполнительный директор Эдуард Янушенко уволились. Почему - неизвестно. Но простые работники не торопятся, потому что понимают, что потом уже сложно будет получить честно заработанные деньги с предприятия. Так что помещение конструкторского бюро сейчас пустует.

Балюк написал претензию в «Ростех», но еще не получил ответа.

В данном случае в действиях руководства предприятия, несомненно, усматриваются признаки состава преступления статьи 145.1 Уголовного кодекса России «Невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат», - прокомментировал «ВМ» адвокат коллегии «Лига защиты» Дмитрий Стариков. - Уголовная ответственность наступает, если зарплата не выплачивается более двух месяцев. Наказание по ней серьезное - штраф от ста до пятисот тысяч рублей, либо до трех лет исправительных работ, либо до трех лет лишения свободы с лишением права занимать определенные должности до трех лет.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Степан Суздальцев, руководитель пресс-службы ГК «Ростех»:

У Конструкторского бюро полупроводникового машиностроения действительно имеется ряд проблем, связанных с задержкой выплат сотрудникам.

Мы получили жалобу сотрудников «Конструкторского бюро полупроводниковых материалов». Государственная корпорация в лице холдинга «Росэлектроника» сейчас занимается изучением обстоятельств, при которых предприятие было доведено до такого сложного финансового положения.

Но в любом случае задолженность по зарплатам в ближайшее время будет погашена.

Татьяна Максименко, старший прокурор прокуратуры г. Москвы:

В действиях руководства и владельцев фирмы усматриваются нарушения.

Работникам в срочном порядке необходимо обратиться с заявлениями в территориальную прокуратуру или прокуратуру Восточного административного округа. Письменно нужно изложить всю информацию о проблеме, приложить подтверждающие невыплату заработной платы документы.

Прокуратурой проводится много проверок по аналогичным заявлениям, и практически все они решаются в пользу заявителей. Со слов Балюка, здесь действительно нарушение закона.

СПРАВКА

Если вам не выплачивают зарплату несколько месяцев, то лучше всего обращаться:

1. В прокуратуру по местонахождению предприятия.

К заявлению, в котором нужно описать подробно проблему, необходимо приложить трудовой договор, выписку с зарплатной карты, подтверждающую невыплату зарплаты. Также необходимо приложить копию претензии руководству с требованием выплатить деньги.

2. В суд, где надо оформить исковое заявление о вынесении судебного приказа.

Образец искового заявления можно посмотреть на информационных стендах в помещении мирового судьи.

Прилагать к исковому заявлению необходимо те же самые документы, что и в прокуратуру. Это надежный способ, только более длительный.

Но если и после судебного решения руководство не будет выплачивать зарплату, то его можно привлечь к ответственности за неисполнение судебного решения.

Забытое бюро

Сотрудники конструкторского бюро Черноморского флота объявили голодовку

Более полутора лет работники ФГУП "172-е отдельное конструкторско-техническое бюро Черноморского флота" МО РФ не получали зарплату. Причина - отсутствие заказов Министерства обороны РФ, а значит, и денег на выплаты. Отчаявшись получить свои деньги, сотрудники "172-го ОКТБ ЧФ" легли на голодовку. Лишь после этого Минобороны пообещало погасить задолженность.

К кому только ни обращались работники "172-го ОКТБ ЧФ" (Украина, Севастополь), прося и требуя обратить внимание на их проблему - многомесячную задолженность по зарплате. В списке адресатов - разномастные чиновники Минобороны РФ, приемные министров, премьер-министра и президента... Даже патриарху Кириллу письмо отправили. От безысходности. Ведь зарплату люди не получают аж с марта 2009 года!

Как рассказала председатель профкома бюро Людмила Наквасина , всего было направлено около 150 обращений, однако ответов по существу, практически не было. 21 декабря прошлого года людям ответил начальник кораблестроения, вооружения и эксплуатации вооружения в том смысле, что министерством принято решение о ликвидации предприятия. И вновь тишина... Документов по ликвидации или каких-либо других указаний собственника (Министерство обороны РФ) по дальнейшему функционированию или финансированию ФГУП "172-е ОКТБ" МО РФ на предприятие и флот не поступило.

При этом предприятие военное, на 100% принадлежит Российской Федерации, но фактически располагается в другом государстве - ему просто нечем зарабатывать на жизнь, кроме контрактов из Минобороны РФ. Какие-либо посторонние заказы работникам бюро брать запрещено. Так что в отсутствие контрактов от Минобороны предприятие осталось без средств к существованию и, соответственно, без возможности выплачивать сотрудникам заработную плату. Вот она и не выплачивалась уже около 1,5 лет. На сегодняшний день задолженность составляет более 2 млрд гривен (примерно 10 млн рублей).

Почти у всех наших сотрудников долги по кредитам, по коммунальным платежам, - с грустью сообщает предпрофкома. - Даже говорить не хочется, откуда людям приходится деньги на жизнь брать. Кто-то объедает родителей-пенсионеров, кому-то другие родственники помогают. Попробуйте-ка проживите полтора года без доходов!

В ходе проверок, проводившихся в том числе военной прокуратурой, полностью подтверждена причина появления задолженности (отсутствие контрактов от МО и невозможность заработать другими способами) и уточнена сумма, необходимая для погашения задолженности и ликвидации предприятия.

В конце сентября проблема, видимо, дошла, наконец, до самых верхов российской власти. По поручению премьер-министра Владимира Путина от 18 сентября обращение работников было рассмотрено Севастопольской городской государственной администрацией. 25 сентября вице-премьер Сергей Иванов поручил министру обороны РФ принять меры по погашению задолженности. Наконец, 4 октября лично президент Дмитрий Медведев дал поручение представителям Министерства обороны рассчитаться с людьми. Но, ожидая своих денег полтора года, работники бюро как-то разучились верить различным поручениям и обещаниям, пусть даже исходящим и от высшего руководства страны, тем более что никаких видимых результатов эти многочисленные поручения пока не дали. Сотрудники предприятия решили добиваться своего протестными методами.

13 октября 29 работников бюро (7 граждан России и 22 гражданина Украины) легли на голодовку, о чем сообщили как российские, так и украинские СМИ. Что характерно, собственник немедленно обратил внимание на проблемное предприятие. Начальник технического управления ВМФ РФ, контр-адмирал Виктор Бурсук пообещал председателю профкома погасить задолженность по зарплате в самое ближайшее время. По сведениям, изложенным в его письме, ФГУП "13-й судоремонтный завод" МО РФ заключит контракт с ФГУП "172-е ОКТБ ЧФ" МО РФ (15 - 16 октября) на разработку рабочей конструкторской программы стоимостью около 7 млн рублей, предусмотрев 30-процентное авансирование работ. Окончательный расчет по контракту планируется произвести по окончании работ, но не позднее 15 ноября 2010 года. Свободные оборотные средства ФГУП "13-й СРЗ" МО РФ позволят произвести авансирование сразу после заключения контракта.

Погашение оставшейся части задолженности перед персоналом бюро будет осуществлено за счет средств, полученных по второму контракту с ФГУП "13-й СРЗ" МО РФ на разработку документации для дооборудования кораблей и судов Черноморского флота системами очистки и обеззараживания льяльных вод. Ориентировочное время выполнения работ - 2 месяца. Таким образом, до наступления нового года работники "172-е ОКТБ ЧФ", наконец, получат свои деньги в полном объеме.

Мы верим, что задолженность действительно будет погашена, - сообщает Людмила Наквасина. - Мы готовы подождать еще несколько дней, до поступления аванса. Но если нас обманут, мы возобновим голодовку.

Кроме вопросов выплаты задолженности, работники "172-го ОКТБ ЧФ" озабочены дальнейшей судьбой предприятия. Они ждут уточнений от представителей Министерства обороны, как им дальше жить и чем заниматься.

Что еще почитать