Методики на самосознание дошкольников. Психологические особенности формирования самосознания у дошкольников. Типы диагностических методик

Анализ результатов эмпирического изучения самосознания у старших дошкольников показал следующее.

Результаты диагностики по методике "Опросник для воспитателей".

По результатам опросника трое из десяти детей группы получили высокую оценку педагога. Этих детей характеризует отсутствие трудностей в усвоении программного материала занятий, познавательная активность, дети знают правила поведения и придерживаются их, легко включаются в игру, могут ее самостоятельно организовать, взаимодействуют в процессе игры со сверстниками. Так же эти дети могут строить эффективные взаимоотношения как со взрослыми, так и со сверстниками, контролировать свое поведение.

Пятеро детей показали достаточный уровень развития адаптированности в ДОО, который проявляется в том, что дети усваивают программный материал, но познавательный интерес у них нестабилен, так же они знают правила поведения, но не всегда следуют им, им трудно контролировать свое поведение. Такие дети положительно относятся к окружающим, легко идут на контакт, но могут возникать трудности в совместных играх, деятельности (пассивность, или напротив, нежелание принимать общие правила игры).

Двое детей, по результатам опроса воспитателей проявили недостаточный уровень адаптированности. Эти дети отличаются тем, что они испытывают трудности в усвоении программного материала, недостаточно усвоили культурные навыки. Совместная игра затруднена, так как наблюдается стремление разрушить игру сверстников, отсутствует контакт и желание играть. Такие дети не могут оценивать результаты своих поступков, не реагируют на замечания взрослых.

Наиболее высокие оценки педагогов получили показатели - развитие игровой деятельности, усвоение материала, - самоконтроль в поведении - оценивались ниже (наивысший балл по показателю "самоконтроль в поведении" не был поставлен никому из испытуемых, в то время как высший балл по показателям усвоения материала и игровой деятельности получили четверо детей).

Детей, набравших менее 5 баллов, то есть дезадаптированных, выявлено не было.

Диаграмма 1. Результаты опроса воспитателей

Таким образом, 50% испытуемых показало средний уровень адаптированности в ДОО, 30% - высокий уровень, и 20% - низкий. Наиболее низкие оценки у детей группы получил показатель самоконтроля в поведении, в то время как игровая деятельность и усвоения программного материала оценивалась выше. Это говорит о том, что в старшем дошкольном возрасте даже при достаточно высоком уровне развития психических процессов и познавательной активности сохраняются трудности самоконтроля и произвольности поведения, необходима помощь в развитии данных качеств со стороны взрослого.

Результаты диагностики по методике "Лесенка" (автор С.Г. Якобсон)

Двое из детей показали неадекватно завышенную самооценку - ставили себя на верхнюю ступеньку, ничем не объясняя свой выбор, либо ссылались на мнение взрослого о себе. Не меняют выбор ступеньки при втором вопросе - "Куда тебя поставит твоя мама?", аргументируя это тем, что "я хороший", "мама меня любит".

Четверо из десяти испытуемых после колебаний ставили себя на высокую ступеньку, объясняя это словами взрослых или своими достижения в каком-либо виде деятельности, например "меня хвалит воспитатель", "я умею петь". После вопроса, куда поставила бы их мама, меняли выбор, ставили себя на ступеньку ниже, объясняя это замечаниями со стороны взрослых, необходимостью быть внимательнее, лучше вести себя в детском саду и дома. Таким образом, у данной подгруппы детей наблюдалась завышенная самооценка.

Трое из детей при ответах на вопросы указывали свои достижения, а так же те стороны личности, которые у них еще недостаточно развиты ("я иногда ленюсь", "я не всегда слушаюсь воспитателя"). В целом отношение к себе было положительным. По их мнению, мама поставила бы их на ту же ступеньку, что выбрали они сами, противоречия между оценкой себя и предполагаемой оценкой окружающих не наблюдалось. Самооценка данной подгруппы детей была определена нами как адекватная.

Один из испытуемых поставил себя на нижнюю ступеньку, свой выбор объяснить отказался. В ходе проведения методики шел на контакт неохотно.


Диаграмма 2. Результаты диагностики по методике "Лесенка"

Итак, по результатам методики "Лесенка" у 40% испытуемых показали высокую оценку себя, но при этом предполагали, что получат низкую оценку со стороны значимых взрослых.

У 30% детей адекватная самооценка, которая основывалась на различных качествах и умениях ребенка, а так же на тех качествах, которые развиты недостаточно.

У 20% детей наблюдалась неадекватно завышенная самооценка, что характеризовалось высокой оценкой себя, но без какой-либо аргументации.

У 10% - заниженная самооценка, без аргументации своего выбора.

То есть в целом у группы испытуемых была выявлена характерная для данного периода возрастного развития - завышенная самооценка.

Результаты диагностики по методике "Фотозагадки".

Так, осознание себя проявляется в том, что ребенок идентифицирует себя на фото, и может сравнить себя с другими людьми, изображенными на фотографиях. Все испытуемые получили высокий балл, что говорит о том, что все дошкольники в этом возрасте узнают себя на фотографии.

Критерий временного смещения определяет умение ребенка идентифицировать свой возраст на фото, ответить на вопросы о своем детстве, а так же представить себя взрослым, ответить на вопросы о своем будущем. В ходе проведения исследования по данному критерию возникали трудности. Дети затруднялись сказать, сколько лет на фотографии, преобладали ответы типа "это было давно", "я тогда был маленький". У троих детей, возникли трудности с вопросами о психологическом прошлом и психологическом будущем. Дети затруднялись рассказать о том, какими они были маленькими, что изменилось с тех пор, переходили на общие описания, например, "все маленькие дети плачут", то есть безотносительно своих воспоминаний, своего опыта.

По критерию "отношение к взрослению" большинство испытуемых (шесть из десяти детей) получили средний балл, то есть у детей положительное отношение к взрослению, но выявляется только внешние признаки взросления "я буду высоким, сильным", "мне не нужно будет ходить в садик".

Эмоциональное отношение к себе в целом положительное (девять детей из десяти). Необходимо отметить, что аффективный компонент "Я" дошкольников был менее сформирован, чем когнитивный, т.е. при рассматривании себя на фотографиях многие дети в первую очередь обращали внимание на свою одежду, а не на черты индивидуального облика. При сравнении себя с другими сверстниками дети так же обращали внимание лишь на внешние признаки (в первую очередь, одежду).


Диаграмма 3. Результаты диагностики по методике "Фотозагадки".

Таким образом, в старшем дошкольном возрасте дети узнают себя на фотографии, отличают себя от других детей, могут приблизительно определить свой возраст на фото, но данное временное смещение вызывает затруднение. У большинства детей (60% испытуемых) наблюдается положительное отношение к взрослению. Но при сравнении себя с другими сверстниками, сравнении себя со взрослыми дети аргументируют свои ответы внешней атрибутикой, то есть когнитивный компонент самосознания еще не достаточно развит в данном возрасте.

Результаты диагностики по методике "Половозрастная идентификация"

По результатам методики все испытуемые безошибочно установили последовательность развития от младенца к взрослому. Самым привлекательным для детей оказался школьный возраст, самый непривлекательный - старость (шестеро испытуемых) и младенчество (четверо испытуемых).

Большинство детей ответы на вопрос о своем будущем связывают его со школой, с приобретением нового статуса - учащегося, хотя некоторые дети рассматривали и более удаленную перспективу - рассказывали, кем хотели бы работать, выйти замуж и т.д. Результаты проведения данной методики показывают, что в подготовительной группе уже все дети понимают, что они будут старыми, но представить себя такими могут лишь в отдельных случаях, либо не представляют вообще, относятся к старости негативно. На диаграмме 4 показан общий результат методики 3 и 4.


Диаграмма 4. Результаты диагностики по методике "Половозрастная идентификация"

Итак, все испытуемые знают последовательность возрастной периодизации от младенчества к старости, понимают, что когда-то были маленьким, знают о последующем взрослении, но затрудняются его представить и ответить на вопросы, связанные с ним. Самым привлекательным (у 70% детей) отмечен школьный возраст, то есть следующий возрастной этап, что говорит о благоприятном развитии и стремлении к приобретению нового социального статуса. Но в своих ответах дети выделяют лишь внешние особенности данного возраста, например "я буду ходить в школу, а не в садик". Аналогичные ответы наблюдались при характеристике взрослого возраста, что говорит о том, что дети знают о возрастных изменениях, но еще не могут в достаточной мере их осознать применительно к своей личности.

Результаты диагностики по методике "Вопросы".

Определение с помощью диагностики знания простых социальных норм и наличие притязаний на признание со стороны взрослого показало, что половина детей при ответах демонстрировали знание социальных норм, но признавались, что не соблюдают их в реальных ситуациях. Из чего можно сделать вывод о высокой степени притязания на признание взрослого и недостаточной степени сформированности произвольной регуляции поведения. Предположительно социально-одобряемые ответы дошкольников связаны с тем, что испытуемые транслируют многократно повторяемые высказывания воспитателей, обучающих их правилам социализированного поведения, но эти правила не имеют для них личностной значимости, не становятся их личным опытом. Трое из десяти испытуемых отвечали на все вопросы аргументировано, двое - отвечали лишь на некоторые вопросы, давали односложные ответы.


Диаграмма 5. Результаты диагностики по методике "Вопросы"

Таким образом, в группе испытуемых преобладали социально одобряемые ответы, высокий уровень притязаний на признание со стороны взрослого. Но нарушение этих правил в жизни говорит о трудностях самоконтроля и недостаточном осознании того, для чего эти правила созданы, правила воспринимаются как внешний запрет, транслируемый взрослыми, без какой-либо осознанной аргументации. Дети старшего дошкольного возраста еще недостаточно понимают, как социально неодобряемое поведение отражается на других людях, не могут самостоятельно поставить себя на место другого человека, проявить эмпатию, хотя подобное отношение к себе (сломать игрушку, шуметь, мешать спать) оценивают как негативное. Хотя при обращении внимания взрослого на данную ситуацию, они начинают задумываться и могут менять свое решение в ходе ответов на вопросы, что говорит об их высокой восприимчивости к усвоению нравственных норм.

Результаты диагностики по методике "Окончи рассказ".

По результатам исследования возможности ребенка встать на позицию участника межличностного взаимодействия, было выявлено, что четверо из десяти испытуемых завершают рассказ с морально нормой, но при этом затрудняются с аргументацией своего высказывания. Для подробного ответа требуются наводящие вопросы взрослого. Часто дети данной подгруппы уходили от начала рассказа, переходя на другую сюжетную линию и добавляя новых героев рассказа, не связанных с первоначальными.

Двое из десяти детей аргументировали свои ответы исходя из ситуации, описанной в рассказе, и подкрепляли ответ личным опытом, что говорит о высоком уровне развития межличностного взаимодействия.

Еще двое из испытуемых говорили о том, что не поступают правильно в аналогичных жизненных ситуациях, и двое испытуемых затруднились продолжить рассказ - давали односложные ответы, долго думали, отклонялись от темы предложенного рассказа.

У половины детей наблюдались трудности в формулировании своих мыслей в связное высказывание.


Диаграмма 6. Результаты диагностики по методике "Окончи рассказ"

Таким образом, в ходе проведения данной методики выявлены результаты, аналогичные с результатами методики 5 - дети знают о социальных нормах, но они еще не стали их личным опытом, старшие дошкольники затрудняются применять свои знания относительно конкретной жизненной ситуации.

Методика 7 "Изучение самооценки и морального поведения".

В ходе исследования, цель которого выявить уровень соблюдения нормы справедливости, были получены следующие результаты.

У пяти из десяти детей наблюдается неустойчивое соблюдение нормы справедливости, они колеблются при распределении игрушек, в различных сериях распределяют их по-разному, в одной ситуации оставляют большую часть игрушек себе, в другой распределяют поровну. Часто их выбор количество игрушек зависит от отношения к тому, кому эти игрушки распределяются, то есть больше игрушек они распределяют своим друзьям, а остальным детям - гораздо меньше. В ходе данных серий распределения игрушек фиксировалась самооценка детей (проводилась процедура, аналогичная проведению методики "Лесенка"). У данной подгруппы детей (пять из десяти) наблюдалась недифференцированная самооценка, то есть ей соответствуют одинаковые значения, как при соблюдении, так и при нарушении нормы; она говорит о том, что данная сфера не имеет для дошкольника значения, и о том, что для себя он считает равно допустимым любой выбор.

Трое из десяти детей после колебаний придерживались распределения игрушек поровну. У этих испытуемых наблюдалась высокая самооценка и большая критичность по отношению к нарушениям норм справедливости.

Еще двое испытуемых большую часть игрушек оставляли себе, но при этом демонстрировали высокую самооценку, что говорит о неспособности критично относиться к своим действиям. При этом действия других детей, распределяющих игрушки несправедливо по отношению к ним оценивали негативно.


Диаграмма 7. Результаты диагностики по методике "Изучение самооценки и морального поведения"

Как видно из диаграммы, дети, демонстрирующие различные варианты распределения игрушек характеризуются одинаково высокой самооценкой.

Таким образом, можно сделать вывод, что самооценка у старших дошкольников недостаточно дифференцирована и устойчива, так как дети еще не могут критично относиться к себе.

Результаты диагностики по методике "Изучение уровня притязаний детей в различных видах деятельности".

По результатам проведения данной методики было выявлено, что большинство детей (восемь из десяти) сначала выбирают более трудные задания, объясняя это желанием как можно скорее набрать нужное количество баллов. Легкие задания выбирали только двое из десяти испытуемых. Но далее, при выполнении сложных заданий детей можно условно разделить на две группы - тех, кто после неуспешного выполнения выбирает более легкие задания, и тех, кто продолжает выбирать сложные. Четверо из детей быстро ориентировались в своих возможностях и далее варьировали сложность заданий в зависимости от типа деятельности (выбирали более сложные задания, если им нравилось рисовать, и менее сложные, если им не хотелось конструировать). Но еще четверо детей чаще выбирали сложные задания независимо от результата выполнения предыдущих. Так же у этих детей наблюдались отрицательные эмоциональные реакции в ситуации неуспеха (снижение интереса к заданиям, обида, иногда даже агрессия). Создаваемая взрослым ситуация успеха и оказываемая помощь в выполнении задания смягчали негативные эмоциональные реакции детей. Двое детей начинали с более простых заданий и варьировали степень сложности в зависимости от вида деятельности. Упражнения третьей серии, подразумевающие двигательную активность, вызывали у данных детей больше интереса, и они старались прыгнуть как можно дальше. Но занятия первой и второй серии (рисование и конструирование) заинтересовали детей гораздо меньше, они выбирали более легкие задания и не проявляли заинтересованности к результату своей деятельности. Так же в ходе данного исследования у большинства детей группы наблюдалось стремление к соревнованию с другими детьми, им было важно не выполнить задание более качественно, а сделать быстрее и лучше, чем у других детей. После исследования дети охотно обсуждали свои результаты с другими детьми.


Диаграмма 8. Результаты диагностики по методике "Изучение уровня притязаний детей в различных видах деятельности".

Таким образом, можно сделать вывод о высоком уровне притязания у старших дошкольников, что выражается в стремлении достижения успеха., выборе сложных заданий. Но в то же время у старших дошкольников наблюдается низкая способность к адекватной оценке результатов своей деятельности, они затрудняются выбирать задачи, адекватные для их возможностей.

Результаты диагностики по методике "Эмоциональная идентификация" (автор - Е.И. Изотова).

По результатам проведения данной методики четверо детей из десяти показали высокий уровень развития эмоциональной сферы. Дети данной подгруппы верно определили все эмоции, показываемые на фотографии, а также соотнесли их с пиктограммами. Помощь взрослого при этом не потребовалась.

Четверо из десяти детей показали средний уровень развития эмоциональной сферы. Дети данной подгруппы затруднялись при определении таких эмоций, как отвращение, удивление и стыд, для этого требовалась помощь взрослого. Те эмоции, которые были правильно определены по фотографиям и соотнесены с пиктограммами, вызывали трудности при их показе.

Двое из десяти детей по результатам данной методики показали низкий уровень развития эмоциональной сферы, что проявлялось в трудностях соотнесения эмоций на фотографии с соответствующими пиктограммами. Трудностей не возникло при определении таких эмоций, как радость, печаль и страх. При узнавании остальных эмоций - гнев, отвращение, удивление, стыд, интерес и спокойствие, - требовалась помощь взрослого. Дети данной подгруппы неохотно изображали эмоции с помощью мимики, стеснялись, уходили от контакта.

Таким образом, можно сделать вывод, что большинство детей старшего дошкольного возраста способны узнавать и воспроизводить эмоции, таких как радость, печаль, гнев, страх.

Обобщая результаты констатирующего исследования, можно сказать о том, что в старшем дошкольном возрасте часть компонентов самосознания уже сформирована.

Дети в этом возрасте уже осознают себя как субъект деятельности и межличностных отношений, понимают свое прошлое, а так же обнаруживают стремление к взрослению. Старшие дошкольники хорошо ориентируются в возрастной периодизации, могут легко назвать те или иные особенности возраста, но слабо могут соотнести это со своей личностью. В основном указывают лишь внешние признаки.

У детей старшего дошкольного возраста обнаруживают появление рефлексии - способности анализировать свою деятельность и соотносить свои мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих. Вместе с тем их самооценка неустойчива и ситуативна, во многом зависит от мнения значимых взрослых.

В целом у дошкольников преобладает положительный "образ Я", позитивные эмоции по отношению к себе и к своему телу, к результатам своей деятельности.

Дети в этом возрасте знают социальные нормы и правила поведения, но эти правила еще не стали их личным опытом. То есть они им следуют, когда стремятся получить признание от взрослых, но делают это еще не осознанно. Они быстро запоминают транслируемые взрослым нравственные нормы, но в силу возраста и недостатка опыта не в полной мере осознают необходимость их применения. Хотя на нарушение норм справедливости по отношению к себе реагируют очень чутко. Вместе с тем дети в этом возрасте очень восприимчивы, и при создании специальных ситуаций, а также в беседах со взрослыми данные нормы закрепляются в сознании и поведении детей.

Особенностью старшего дошкольного возраста является высокий уровень притязаний, который может варьироваться при изменении вида деятельности. Дети могут предпочитать одни занятия другим, в которых они чаще достигают ситуации успеха. Вместе с тем, старшие дошкольники еще затрудняются адекватно оценить степень сложности задания и степень соответствия своих возможностей задаче. Дети очень зависимы от ситуации успеха, они стремятся к соревнованию, к похвале взрослого, начинают обращать внимание на сравнение своих результатов с результатами других детей. Но часто отвлекаются от качества выполнения самой задачи, от первоначально поставленной цели, эмоционально реагируют на неуспех, что говорит о недостаточно сформированном самоанализе, самоконтроле.

Таким образом, в этом возрасте необходимо развивать все компоненты самосознания, способствовать развитию у ребенка адекватной самооценки и уровня притязаний, а так же формировать не только ценностное отношение к собственной личности ребенка, но и уважение к личностям других людей, способствовать гармоничным взаимоотношениям с окружающими.

Психодиагностика личности.
Диагностика мотивации.
Диагностика сознания и самосознания

ЧЕРТА ЛИЧНОСТИ - устойчивая предрасположенность (диспозиция) к определенному поведению, сложившаяся либо в силу наличия определенных потребностей, мотивов или интересов, либо в силу наличия определенных склонностей (установок, привычек) - стилевых особенностей поведения.

Черты личности:
-мотивационные
-стилевые (темперамент, характер)
обуславливают поведение

Источники данных о личности (Р.Кеттелл)
L - данные (Life record data)
информация о личности может быть получена путем регистрации реального поведения человека в повседневной жизни

Q - данные (Questionnaire data)
информация о личности может быть получена с помощью опросников и др. методов самооценок

T - данные (objective Test data)
информация о личности может быть получена с помощью объективных тестов

Виды личностных опросников
По диагностической направленности:
-опросники черт личности
-опросники типологические
-опросники мотивов
-опросники интересов
-опросники ценностей
-опросники установок

По принципу, положенному в основу конструирования
-опросники факторные
-опросники эмпирические

По количеству измеряемых качеств (свойств)
-опросники одномерные
-опросники многомерные

Диагностика мотивации


Мотивация - побуждения, которые вызывают активность организма и определяют ее направленность

1) Список личностных предпочтений Эдвардса,1959
Автор: А.Эдвардс
оценка мотивационных тенденций личности
опросник состоит из 225 пар сравниваемых суждений, образующих 15 шкал: мотивация достижений, принятие авторитетов, любовь к порядку, демонстративность, автономия (независимость), аффилиация (терпимость к другим), самовосприятие, принятие опеки, доминирование (самоутверждение), чувство вины, готовность опекать других, радикализм (толерантность к новому), стойкость в достижении целей, гетеросексуальность, агрессивность.

2) Тематический Апперцептивный Тест (ТАТ)
Авторы: Х.Морган, Г.Мюррей
год создания: 1935, в настоящее время применяются таблицы третьей редакции ТАТ, 1943
Выявления доминирующих потребностей, конфликтов и актуальных эмоциональных состояний невротической личности:
1. ведущие мотивы, отношения, ценности
2. аффективные конфликты, их сферы
3. способы разрешения конфликтов: позиция в конфликтной ситуации, использование специфических механизмов защиты и т.д.
4. индивидуальные особенности аффективной жизни личности: импульсивность - подконтрольность, эмоциональная устойчивость - лабильность, эмоциональная зрелость - инфантильность.
5. самооценка, соотношение представлений о Я-реальном и Я-идеальном, степень принятия себя.
Возрастной диапазон:
Форма А (подходит для подростков и взрослых со средним и выше уровнем интеллекта)
Форма Б (подходит для детей, для взрослых с низким уровнем интеллекта и образования и для больных с психотической симптоматикой)

3) Мотивационный тест Хекхаузена (тест тематической апперцепции Хекхаузена)
Автор: первоначальный вариант был разработан Д.Мак-Клеландом и его коллегами на основе ТАТ
год создания: 1940-е
возрастной диапазон: с подросткового возраста
диагностика мотивации достижения успеха и избегания неудач. Применяется в спортивной психологии, при исследовании производственных и учебных коллективов, в работе с учащимися школ, училищ и вузов, при расстановке кадров и комплектовании экипажей и команд, в медицинской психологии в дифференциально-диагностических целях и в процессе работы с психотерапевтическими группами.

4) Измерение мотивации достижения (А.Мехрабян)
1968
диагностика двух обобщенных и устойчивых мотивов личности - мотива стремления к успеху и мотива избегания неудачи
возрастной диапазон: старшие школьники и студенты

5) Опросник потребности в достижениях (Ю.Орлов)
1978
исследование особенностей мотивации достижений
возрастной диапазон:со студенческого возраста
шкала состоит из 22 суждений, по поводу которых возможны 2 варианта ответов: Да или Нет.

6) Методика цветовых метафор (МЦМ)
Автор: И.Л.Соломин
1996
позволяет решить такой круг задач:
-психологический климат в коллективе
-структуру трудовой мотивации
-отношение к содержанию и условиям труда, материальному вознаграждению, коллективу и руководству фирмы
-отношение к себе, состоянию своего здоровья, экологической обстановке, своей семье, политическим лидерам и партиям и т.д.
возрастной диапазон: начиная с младшего школьного возраста

Диагностика сознания и самосознания


1. Техника репертуарных решеток.
(репертуарный тест личностных конструктов)
Автор: Джордж Келли, 1955
Выявление индиваидуально-личностных конструктов, опосредующих восприятие и самовосприятие при анализе личностного смысла понятий.

2. Опросник самоотношения

Многомерный опросник исследования самоотношения (МИС - методика исследования самоотношения) создан С.Р.Пантилеевым в 1989 году. Методика предназначена для углублённого изучения сферы самосознания и структуры самоотношения личности, включающее различные (когнитивные, динамические, интегральные) аспекты.Относительно области применения МИС, можно отметить хорошие результаты в рамках индивидуального консультирования осуждённых, так как данная методика позволяет выявить внутриличностные конфликты.
Возрастной диапазон: со старшего школьного возраста
Опросник состоит из 110 фраз-утверждений, предполагающих дихотомическую шкалу ответов. Регистрируются показатели по 9 шкалам: закрытости, самоуверенности, саморуководства, отраженного самоотношения, самоценности, самопринятия, самопривязанности, внутренней конфликтонсти и самообвинения.

Особенности внутренней динамики самосознания, структура и специфика отношения личности к собственному “Я” оказывают регулирующее влияние практически на все аспекты поведения человека, играя важнейшую роль в установлении межличностных отношений, в постановке и достижении целей, в способах формирования и разрешения кризисных ситуаций, в адекватной включенности субъекта в различного рода психокоррекционные и психотерапевтические мероприятия.

Одним из разработчиков методики - Столиным - было принято понимание самоотношения в контексте представлений о смысле “Я”. Смысл “Я” предполагает определенный язык его выражения, а этот “язык” может обладать некоторой спецификой как для различных индивидов, так и для различных социальных групп или других социальных общностей. Причем алфавит этого языка должен быть достаточно широким, так как в связи с противоречивостью бытия, пересечением деятельностей и “противоборством” мотивов субъект должен испытывать достаточно широкую гамму чувств и переживаний в свой адрес.

Самоотношение понимается как сложная, уровневая эмоционально-оценочная система. Самоотношение может быть понято как выражение смысла "Я" для субъекта, как некоторое устойчивое чувство в адрес собственного "Я", которое, несмотря на обобщенность, содержит ряд специфических модальностей (измерений), различающихся как по эмоциональному тону, переживанию, так и по семантическому содержанию соответствующего отношения к себе.

При факторизации матриц интеркорреляций значений шкал определяются три независимых фактора:

1. Самоуважение. В данный фактор вошли значения шкал: открытость (внутренняя честность) (1), самоуверенность (2), саморуководство (3), зеркальное Я (отражение самоотношения) (4). Совокупность значений шкал выражает оценку собственного “Я” испытуемого по отношению к социально-нормативным критериям: моральности, успешности, воле, целеустемлённости, социальному одобрению.

2. Аутосимпатия. В данный фактор вошли: самоценность (5), самопринятие (6), и самопривязанность (7). Эти шкалы в наиболее чистом виде отражают эмоциональное отношение испытуемого к своему “Я”.

3. Внутренняя неустойчивость. Данный фактор содержит шкалы: внутренняя конфликтность (8), самообвинение (9). Этот фактор связан с негативным самоотношением, не зависящим от аутосимпатии и самоуважения.

3. Личностный дифференциал
опросник личностного дифференциала
Год создания: 1970-1972
Методика личностного дифференциала (ЛД) разработана на базе современного русского языка и отражает сформировавшиеся в нашей культуре представления о структуре личности. Методика ЛД адаптирована сотрудниками психоневрологического института им. В. М. Бехтерева. Создана на базе семантического дифференциала Ч.Осгуда (1955)
Целью ее разработки являлось создание компактного и валидного инструмента изучения определенных свойств личности, ее самосознания, межличностных отношений, который мог бы быть применен в клинико-психологической и психодиагностической работе, а также в социально-психологической практике.
Назначение: получение информации о субъективных аспектах отношений к себе или к другим людям.
Инструмент изучения определенных свойств личности, ее самосознания, межличностных отношений. Область применения - клинико-психологическая психодиагностика и социально-психологическая практика.
Возрастной диапазон: с подросткового возраста
ЛД сопоставим с двумя категориями психодиагностических методов - с личностными опросниками и социометрическими шкалами. От личностных опросников он отличается краткостью и прямотой, направленностью на данные самосознания. Некоторые традиционные, получаемые с помощью опросников характеристики личности, могут быть получены и с помощью ЛД. Уровень самоуважения, доминантности - тревожности и экстраверсии - интроверсии является достаточно важным показателем в таких клинических задачах, как диагностика неврозов, пограничных состояний, дифференциальная диагностика, исследование динамики состояния в процессе реабилитации, контроль эффективности психотерапии и т. д. Краткость метода позволяет использовать его не только самостоятельно, но и в комплексе с иными диагностическими процедурами.
От социометрических методов ЛД отличается многомерностью характеристик отношений и большей их обобщенностью. Как метод получения взаимных оценок ЛД можно рекомендовать к применению в двух областях: в групповой и семейной психотерапии.
В групповой психотерапии ЛД может быть использован для исследования таких сторон личности и группового процесса в целом, как повышение уровня принятия членами группы друг друга, сближение реальных и ожидаемых оценок, уменьшение зависимости от психотерапевта и т. д.
В семейной психотерапии может оказаться полезной та возможность сопоставления разных точек зрения на членов семьи (например, ребенка), между собой, которую представляет ЛД, а также возможность дифференцированной оценки эмоциональной привлекательности, статуса доминирования-подчинения и уровня активности членов семьи (например, супругов). Полезным может оказаться варьирование предметов оценки (например, «каким должен быть отец», «идеальная жена», «моя жена думает, что я...») с последующим вычислением расстояния между идеальным и реальным, ожидаемым и реальным и т. д. ЛД может помочь в определении действительной природы недовольства супружескими взаимоотношениями (недостаточная эмоциональная привлекательность, избегание ответственности и т. д.), уяснить роль ребенка в семейном конфликте.

4. Q-классификация
Q-сортировка, Q-sort
Автор: В.Стефенсон
Ислледование представления о своем Я и об окружающих людях, можно использовать на разных стадиях психотерапии для констатации изменений в психическом состоянии.
Возрастной диапазон: с юношеского возраста

Работы последних лет подчеркивают включение в структуру социального поведения ребенка как самооценочных характеристик, так и интеллектуальных. Оказалось, что уровень развития социального поведения старших дошкольников и младших школьников определяется степенью адекватности их интегральной и парциальных самооценок.

Диагностика модуса самооценки в категориях адекватная и неадекватная (заниженная или завышенная) легко может быть выполнена с помощью экспресс-метода, лестницы Дембо-Рубинштейна (см.: Худик В. А., 1992), которая построена на принципе образного сравнения себя с другими значимыми людьми с помощью позиции на ступеньках лестницы. Чем выше располагается на рисунке или в модели лестницы какой-либо человек, тем более высокое социальное значение придает ему ребенок. Наиболее существенное в этом тесте заключается в той позиции на лестнице, которую ребенок выбирает для себя самого. Как показывают многочисленные исследования в детской психологии, у большинства дошкольников самооценка завышенная, т. е. с точки зрения взрослого человека она неадекватна. Вместе с тем лестница Дембо-Рубинштейна оценивает еще и эмоциональное отношение ребенка к себе по принципу, чем оно позитивнее, тем выше на лестнице ребенок себя располагает. Другими словами, позиция на лестнице является интегралом отношения к себе и знаний о себе. С точки зрения социального развития завышенная самооценка менее опасна, чем сниженная самооценка, так как существенное ее снижение потребует компенсаторных форм поведения. Экспериментальные исследования формирования самооценки показывают, что самооценка практически отражает эмоциональные оценки ребенка и его поведения, а также отношение к нему в семье, главным образом матери и отца.

Для определения эмоциональных особенностей развития самооценки часто используются такие проективные рисуночные методики, как «Автопортрет» и «Рисунок себя, каким я хочу быть» (см.: Худик В. А., 1992), которые позволяют определить тенденцию возрастного изменения самооценки и самосознания ребенка. Ребенку предлагают нарисовать себя таким, каким он себя представляет в настоящем времени (это «Автопортрет»), и таким, каким он будет в недалеком будущем. Использование этих подходов позволило обнаружить ряд особенностей эмоциональной составляющей самооценки старшего дошкольника.

Ребенок, рисующий свой автопортрет определенным образом, как правило, сохраняет такой же тип изображения себя в будущем. Другими словами, способы изображения себя в настоящем и будущем относительно постоянные: так, большая часть испытуемых изображает себя в полный рост (88 % детей). Значительно меньшая часть использует представление себя в виде бюста (8 %), исключительные случаи выглядели как изображения только своего лица (1 %). При этом подавляющее большинство (96 % детей) сохраняют размер своего изображения на обоих рисунках.

На рисунках детей отмечаются те или иные эмоциональные особенности, так, обнаружен определенный тип агрессивности, который сохраняется на обоих рисунках в 97 % случаев. Выражение таких чувств, как страх и зависимость, также характеризуется стабильностью. Эмоционально окрашенное настроение во время выполнения теста, выраженное в деталях рисунков, сохраняется при выполнении обоих рисунков также у подавляющего числа участников эксперимента (у 96 % детей). Таким образом, проективный рисуночный тест показал стабильность эмоционального отношения ребенка к себе и, следовательно, эмоциональных характеристик самооценки во временной перспективе.

Как известно, самооценка содержит также и определенные знания человека о себе и своих социальных качествах. Для изучения когнитивной составляющей самооценки можно использовать диагностическое интервью в разработке Репиной Т. А. (1988), которое включает необходимость для ребенка оценивать себя по положительным свойствам: доброта, честность, общительность, красота, справедливость, а также отрицательным личностным качествам: ябедничество, жадность, обидчивость, конфликтность. Таким способом можно получить определенные знания о когнитивной составляющей самооценки ребенка в виде представлений о самом себе.

Около 10 % детей достаточно низко оценивают себя: они показали наименьшее количество баллов по шкале «положительная оценка себя» и наибольшее по противоположной шкале. Эти дети выделяют у себя такие качества, как замкнутость, отверженность, обидчивость, реже конфликтность, ябедничество и жадность. Они часто считают себя некрасивыми и полагают, что их многие сверстники не любят и не хотят с ними играть. Из положительных качеств они могут выделить у себя доброту и сочувствие, некоторые отмечают у себя честность и вежливость.

У 12 % детей наблюдается более высокая самооценка, так как они в первую очередь выделяют у себя положительные черты, такие как доброта, щедрость, реже общительность, сочувствие и отзывчивость. К своим отрицательным чертам они относят конфликтность, обидчивость, жадность, реже ябедничество и неумение сочувствовать.

Большая группа, 40 % детей, оценивают себя достаточно высоко, но не всегда адекватно. Из положительных черт наиболее часто они выделяют общительность, порой даже лидерство, доброту, сочувствие и отзывчивость, умение дружно играть с товарищами. Большинство детей этой группы считают себя красивыми и имеют нескольких друзей. Из отрицательных качеств они зачастую вы-

Рис.

деляют у себя жадность, конфликтность, обидчивость, реже неумение сочувствовать и быть справедливыми; они считают, что в некоторых ситуациях они их проявляют.

Только 38 % детей имеют высокую самооценку с развитым уже в этом возрасте критическим и осознанным отношением к себе. К своим положительным чертам они, прежде всего, относят общительность и умение дружно играть со сверстниками, затем выделяют умение сочувствовать и отзывчивость, доброту. Все дети считают себя красивыми, имеют хорошие взаимоотношения со многими сверстниками и дружат с некоторыми из них. Они выделяют у себя некоторые отрицательные черты, такие как несправедливость, некоторая обидчивость, порой ложь по отношению к другим детям.

Обобщая весь приведенный материал, полученный на выборке старших дошкольников, посещающих различные сады Санкт-Петербурга, общей численностью 100 человек, была сделана попытка классификации развития самооценки дошкольника принятым в педагогике и психологии способом (Михайлова Я. И., 2001). Рассмотрев результаты по всем вышеуказанным методикам, можно выделить четыре уровня развития общей самооценки детей 6-7 лет, которые характеризуются специфическими чертами, общими для тех, кому свойственен конкретный уровень. Процентное соотношение дошкольников с разными уровнями развития самооценки представлено на гистограммах рис. 6.

Общая самооценка снижается по мере увеличения номера уровня, максимальная самооценка - у детей с первым (1) уровнем, второй (2) уровень совпадает со средне-высокой самооценкой, соответственно третий (3) и четвертый (4) уровни отражают сниженные самооценки. Очевидно, что, как это следует из гистограмм, у большинства детей (у 50 % дошкольников) диагностируется либо средне-высокий (2-й уровень), либо сниженный (3-й уровень) уровень развития самооценки - у 30 % участников эксперимента. Соответственно 12 % детей имеют высокий (1-й уровень) и 8 % низкий (4-й уровень) уровень общей самооценки. Содержательные характеристики этих четырех уровней отличаются спецификой.

Дети с 1-м уровнем самооценки, имеющие высокий уровень развития самооценки, составляют всего 12 % от общей численности: из них - 1 мальчик и 11 девочек. Все они высоко оценивают себя с некоторой тенденцией к завышению. Следует заметить, что, по представлениям многих специалистов, это типично для детей дошкольного возраста. В целом группа детей с высокой самооценкой отличается самоуважением и достаточной степенью критичности. Как правило, это дети любимые и желанные в семье и наиболее популярные среди сверстников. Дети этого уровня предполагают, что отец и мать, воспитатели и сверстники оценивают их высоко, при этом, как правило, оценка отца чуть ниже оценки матери, а друзей выше, чем воспитателя. Дошкольники с любовью относятся к своим родным, с симпатией к сверстникам и окружающим взрослым. В ситуации плохого поступка испытуемые адекватно оценивают свой поступок и полагают, что люди, с которыми они общаются, также оценят их справедливо.

Данный уровень самооценки у этих детей подтверждают результаты проективных рисуночных методик «Автопортрет» и «Рисунок себя, каким я хочу быть». На обоих рисунках образ себя достаточно адекватен: дети рисуют себя в полный рост, нормального размера в центре листа. Все дети рисуют свое изображение с соблюдением пропорций. Пропорциональное изображение головы говорит о нормальном интеллектуальном развитии и сохраняется на обоих рисунках. Изображая себя на первом рисунке в какой-либо реальной обстановке, во втором случае они выбирают более волшебную сказочную обстановку или представляют себя в будущем, используя профессиональную тематику: мальчики рисуют себя моряками, полицейскими; девочки врачами, учителями. Эмоциональное состояние на обоих рисунках, как правило, позитивное, что подтверждалось ответами детей на вопросы о рисунках и их рассказами о себе. Таким образом, можно сделать вывод о том, что разница между реальным и желаемым «Образом Я» у детей этого уровня минимальна и связана у детей с понятием «взрослости».

Дети с этим уровнем самооценки живут, как правило, в благополучных семьях. Эмоционально благоприятный климат в семье отражается на изображении ребенком своей семьи. Большинство детей рисует всех членов семьи, расположенных на одном уровне и довольно близко друг от друга. Лица у людей веселые, улыбающиеся, на рисунках светит солнце или летают бабочки. Это доказывает, что испытуемые имеют четкие представления о семье, как об устойчивом стабильном коллективе. Позитивное эмоциональное отношение к семье отражается не только в рисунке, но и в желании рисовать свою семью, в репликах во время рисования и после него.

Эмоциональное благополучие семейного положения этих детей отражается и в решении вербальных ситуаций. Все дети этой группы не проявили негативного отношения к кому-либо из семьи. Внутрисемейные отношения, с точки зрения родителей, также подтверждают положительное мнение детей о психологическом климате в семье. Гармоничные взаимоотношения в семье, благоприятный эмоциональный климат содействуют тому, что ребенок хорошо чувствует себя в семье и видит в ней опору, что в свою очередь способствует развитию самооценки и сознания, а также социального интеллекта. Всех детей этого уровня положительно оценивают сверстники и воспитатели в группе детского сада, особенно подчеркивая наличие у них таких положительных черт, как общительность, справедливость, умение сотрудничать, способность сочувствовать.

Таким образом, можно утверждать, что самооценка этих детей полная, достаточно обоснованная, имеет положительную окраску и относительно устойчива. С учетом возрастного недоразвития рефлексивного мышления и не полностью сформированного самосознания можно считать самооценку первого уровня достаточно адекватной. Следовательно, самооценка детей этой группы - адекватно высокая, что позволяет сформировать положительный прогноз на дальнейшее социальное и интеллектуальное развитие.

Самооценка 2-го уровня, со средне-высоким ее развитием была обнаружена у 50 % всех испытуемых: у 21 мальчика и 29 девочек. Можно сказать, что их отличает также достаточно высокая самооценка при частичной необоснованности своего мнения. Это дети также любимые в семье, так как они считают, что близкие люди хорошо к ним относятся и любят их. Однако при этом эти же дошкольники не всегда популярные у сверстников из-за их сниженной общительности. Обладая недостаточной популярностью в группе и не имея необходимого числа контактов, представители группы со средне-высокой самооценкой зачастую с настороженностью относятся к незнакомым детям и взрослым. Дети со вторым уровнем развития самооценки в целом хорошо относятся к окружающим. В ситуации предполагаемого плохого поступка эти дети зачастую недооценивали негативные качества своего поступка и предполагали, что родители и сверстники тоже оценили бы их высоко. Дети со средне-высокой самооценкой уверены в любви окружающих их людей, но не могут обосновать свою уверенность в любви окружающих.

Результаты проективных рисуночных методик «Автопортрет» и «Рисунок себя, каким я хочу быть» также подчеркивают особенности развития детей, характеризующихся вторым уровнем общей самооценки. Относительно адекватное изображение себя на обоих рисунках сопровождается у значительной части детей (80 % из них) теми или иными признаками агрессивности или реже страха и тревоги. Если на первом рисунке дети нередко выбирают изображение в интерьере, то на втором они либо сохраняют эту обстановку, либо преобразовывают ее так же, как и дети первого уровня, в сказочную. Эмоциональное состояние на обоих рисунках было положительным у 50 % детей, признаки отрицательного состояния наблюдались у другой половины испытуемых со средне-высокой самооценкой.

Исходя из результатов диагностики рисуночного теста, можно увидеть, что отличие реального и идеального «Я-образа» у детей со средне-высоким уровнем развития самооценки существует и обусловлено это тем, что на «Рисунке себя» в настоящем времени у некоторых дошкольников находятся причины для грусти и не очень хорошего настроения, что компенсируется на втором рисунке. Впрочем, такие небольшие отклонения вписываются в рамки нормативного эмоционального развития для детей старшего дошкольного возраста.

Следует отметить, что большинство детей этой подгруппы (80 %) имеют представления о семье как о целостном эмоционально благополучном коллективе, но некоторые (менее 10 %) воспринимают его не столь сплоченным. Это доказывает изображение на рисунке либо находящихся на значительном расстоянии членов семьи, либо вообще отсутствие кого-либо из них. Эмоциональный климат в семье относительно благоприятен, в целом дети со средне-высокой самооценкой относятся с симпатией и любовью к своим родным.

Диагностика взаимоотношений в семье позволила выявить в 40 % семей детей со средне-высокой самооценкой склонность к потворствующей или доминирующей гиперпротекции в основном у обоих родителей. У большинства родителей проявляется гармоничный тип воспитания. Детей, имеющих этот уровень развития самооценки, сверстники и воспитатели оценивают по-разному. Чуть более половины дошкольников, имеющих средне-высокий уровень самооценки, сверстники оценивают позитивно, выделяя у них ряд положительных качеств. У трети детей их ровесники отметили несколько меньшее количество положительных характеристик, подчеркнув ряд отрицательных черт характера, таких как жадность, неумение дружно играть. В редких случаях эти дошкольники получили максимально низкую оценку сверстников, так как, по мнению сверстников, их отличают, прежде всего, такие черты, как ябедничество, драчливость, крайняя обидчивость, что свидетельствует об относительно высокой конфликтности незначительной части детей со средне-высокой самооценкой.

Таким образом, можно подвести итог, отмечая, что самооценка детей второй группы положительно эмоционально окрашена, достаточно полная и устойчивая, но отличается недостаточной обоснованностью, т. е. она относительно неадекватна.

Дети с самооценкой третьего (3) уровня, характеризующейся сниженным ее уровнем, фиксируется у 30 % обследованных детей (из них 15 мальчиков и 15 девочек), которые отличаются довольно низкой самооценкой при практической необоснованности своего мнения, так как большинство из них не могли обосновать плохое мнение о себе. Детей этого уровня характеризует настороженное отношение к своим сверстникам, порой даже боязнь общения с ними и часто проявляемое равнодушие к оценке взрослых. Низко оценивая себя, дети с 3-м уровнем довольно низко оценивают своих родителей, воспитателей и сверстников. Без уважения относясь к своим близким и сверстникам, дети с третьим уровнем самооценки без уважения относятся и к себе.

В результате проведения диагностики с помощью методик «Автопортрет» и «Рисунок себя, каким я хочу быть» выяснилось, что на обоих рисунках образ себя не отличается адекватностью, представления детей о себе смутны и расплывчаты, образ себя часто выражается через использование схематического изображения. При изображении своего образа значительно реже, чем в двух предыдущих группах, встречается рисунок нормальной величины и полной схемы, так как нередко изображается бюст. Более половины детей рисуют себя в полный рост гипертрофированной величины. Среди специфических особенностей рисунков детей можно отметить несоблюдение пропорций размеров тела и головы: половина детей рисует уменьшенное изображение головы или, напротив, гипертрофированных размеров. Это может свидетельствовать о выраженном чувстве социальной и интеллектуальной неадекватности, которое присуще многим детям с самооценкой 3-го уровня.

Рисуночный тест показал наличие девиации в эмоциональной сфере у детей со сниженной самооценкой, так как только у трех (из 30) детей на рисунках не зафиксированы признаки агрессии, и у двоих детей на своих рисунках не отмечено никаких признаков страха и нежелательной зависимости. У большей части дошкольников со сниженной самооценкой диагностируется средний или высокий уровень выражения агрессии на обоих рисунках. Для них также характерно присутствие страхов и наличие тревожности, у 18 детей наблюдался средний уровень выраженности страха, сохранившийся на обоих рисунках.

Эмоциональное состояние на обоих рисунках было положительным в редких случаях (всего у 3 детей), так называемый смешанный тип с признаками того и другого состояния на обоих рисунках присутствовал у 12 детей. Еще у 12 детей на обоих рисунках было диагностировано отрицательное эмоциональное состояние. Разница между отображением «Я-образа» и его идеальным вариантом у детей этого уровня велика и говорит о разрыве между ними. Компенсация чувства неуверенности, тревожности в реальной жизни привнесением воображаемых образов говорит о недостатке любви и полноценного общения в реальной жизни многих из этих детей.

При исследовании специфики внутрисемейных отношений этой группы испытуемых были получены данные, позволяющие установить ряд особенностей восприятия ребенком семьи, эмоционального климата в ней. Меньше половины детей воспринимает свою семью как постоянный и стабильный коллектив, другая половина детей имеет представления о своей семье, отличающиеся несколько иной окраской. Эти дошкольники далеко не всегда видят в своей семье целостный коллектив и могут испытывать негативные чувства по отношению к отдельным ее членам. На рисунках многих детей со сниженной самооценкой появляются дорожные знаки как свидетельства регламентации поведения и наличия ограничений. Эмоциональное неблагополучие семейного положения этих детей подтверждается и в их ответах на вопросы экспериментатора после рисования. Все дети этой группы нашли среди своих близких человека, который несчастен, причем чаще всего этим человеком является сам ребенок.

По результатам анкетирования родителей с использованием теста Эйдемиллера (см.: Кудряшов А. Ф„ 1988) не удалось выявить особых стилей родительских отношений с детьми, имеющими сниженную самооценку. Так же как и в остальных случаях, были обнаружены семьи с гиперпротекцией и гипопротекций, вместе с тем встречались семьи с гармоничным вариантом воспитания Диагностика взаимоотношений в группе детского сада выявила ряд характеристик, позволяющих определить их специфику. Сверстники и иногда воспитатели затруднялись в оценке большинства детей со сниженной самооценкой. Назывались по отношению к некоторым дошкольникам такие отрицательные характеристики, как: конфликтность, крайняя обидчивость, неумение сотрудничать в игре.

В заключение можно отметить, что самооценка этих детей отличается отрицательной эмоциональной окрашенностью, недостаточной обоснованностью и неустойчивостью. Характерная особенность самооценки детей с третьим уровнем - глубокая противоречивость и конфликтность в отношении к себе и к другим. Яркой чертой самооценки детей этой группы является слабая степень осознания своих отношений с окружающими и непризнание оценок другими людьми своих черт и поведения. Все это свидетельствует о недостаточном развитии когнитивного компонента самооценки и в целом самосознания у дошкольников с неадекватно сниженной самооценкой.

Дети с четвертым (4), самым низким уровнем развития самооценки - это самая малочисленная группа (всего 8 %), в которой оказались только одни мальчики. Эти мальчики отличаются не только низкой самооценкой, но и бессознательным неприятием себя, что находит свое подтверждение в отсутствии объяснения низкой оценки себя по сравнению с другими детьми. Как правило, это дети из неблагополучных семей, негативный внутрисемейный климат в которых определяет индифферентное отношение дошкольников к оценке взрослых и их взаимоотношения со сверстниками. Так же как и дети с третьим уровнем, большинство испытуемых с низкой самооценкой отрицательно оценивают своих родителей, воспитателей и сверстников.

Результаты диагностики с помощью методик «Автопортрет» и «Рисунок себя, каким я хочу быть» показали, что на этих рисунках дети, как правило, изображают себя схематически, при этом избегают разговоров о себе, отвечая крайне неохотно и односложно. Рисунки мальчиков с низкой самооценкой практически не отличаются от рисунков детей со сниженной самооценкой по величине фигуры и ее компонентам. Большинство детей сохраняет общий вид изображения на обоих рисунках. Всем без исключения детям с низкой самооценкой характерно диспропорциональное изображение головы по сравнению с туловищем: у одной половины она увеличена, у другой - уменьшена. На основании этих особенностей изображения себя можно сделать вывод о том, что дети с низким уровнем самооценки испытывают чувство интеллектуального или социального неудовлетворения и дискомфорта.

Почти все мальчики с низкой самооценкой отличаются эмоциональными девиациями, за исключением одного ребенка, остальным было свойственно изображать страх или агрессию, в некоторых случаях то и другое. У большинства мальчиков эмоциональное состояние характеризовалось смешанными чертами.

Оценка взаимоотношений в семье с помощью методики «Рисунок семьи» показала, что у меньшей части детей эмоциональный климат в семье относительно благоприятный: дети ощущают себя частью семьи и видят в ней надежную основу. Однако в большинстве случаев наблюдались наиболее неблагополучные семейные условия для развития полноценной личности. У этих детей семья зачастую ассоциируется с людьми, не принадлежащими семейному кругу, при этом ребенок не изображает себя, а иногда и самых близких ему людей - родителей. Почти все дети тем или иным образом проявляли негативное отношение к членам семьи.

Изучение социальных отношений мальчиков с низкой самооценкой дает основания для заключения о том, что половину детей их сверстники и воспитатели никак не оценивают, у остальных подчеркиваются отрицательные свойства, такие как: ябедничество, конфликтность, несправедливость, неумение сотрудничать с другими.

Самооценка этих детей отрицательно эмоционально окрашена, неустойчива и противоречива. Внутренне непринятие себя, глубокая конфликтность личности ведет к диссонансу в сфере межличностных отношений, что негативно сказывается на развитии этих детей. Самооценка этих детей дисгармонична, так как в ее структуре выражен только эмоционально-аффективный компонент, когнитивный аспект задерживается в своем развитии, тормозя формирование полноценного самосознания.

Обобщая экспериментальный материал, полученный в группах обычных детских садов Санкт-Петербурга, следует заметить, что большая часть детей (62 %) имеет завышенную самооценку с различной степенью адекватности и осознанности. Эти дети, среди которых преобладают девочки, отличаются самоуважением и достаточной степенью критичности к своим поступкам и отношениям, что формирует наиболее благоприятные психологические условия для дальнейшего психического и социального развития личности.

Детей со сниженной и низкой самооценкой, которых меньшинство (38 %), характеризует слабая осознанность своих оценочных отношений к другим и себе, не только низкая самооценка, но и неспособность ее обосновать, в ряде случаев бессознательное неприятие себя, что, безусловно, негативно сказывается на развитии личности ребенка. Разумеется, если такие отклонения в развитии самооценки и формировании самосознания этих дошкольников не будут скорректированы, то именно они составят группу риска по личностным девиациям в старших возрастах.

Таким образом, психодиагностическое обследование с помощью проективных методик, диагностического интервью и методики Дембо-Рубинштейна позволяет заключить, что поведение и социальная адаптация определяется уровнем и качеством развития самооценки как важнейшей составляющей самосознания, которая сама, в свою очередь, зависима от социальной ситуации развития, прежде всего в семье. Своевременно выявленные проблемы в социальном и личностном развитии с помощью адекватных в возрастном отношении методик определяют методы и способы психологической коррекции возможных глубоких отклонений в эмоционально-социальном развитии ребенка, в формировании его самосознания.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Самосознание как объект психодиагностики, выявление продукта самосознания - представления о себе, важнейшие результаты теоретического и методологического анализов. Методики психодиагностики самосознания, стандартизованные самоотчеты, тест-опросники.

    реферат , добавлен 22.04.2010

    Проблема и социальные предпосылки возникновения самосознания, уровни его развития. Внешние детерминаторы сознания. Понятие "Я-концепции". Значение рефлексии и внутреннего диалога для формирования самосознания. Взаимосвязь самооценки и самоуважения.

    курсовая работа , добавлен 04.03.2010

    Психодиагностика самосознания как предмет исследования. Методики изучения самосознания: стандартизированные и нестандартизованные самоотчеты, применение проективных техник, идеографические методики, способы измерения локуса контроля, репертуарный метод.

    курсовая работа , добавлен 17.06.2015

    Возникновение и развитие сознания, основные уровни формирования и структура. Проблема "Я" в психологии и философии. Единство человеческого "Я". Самонаблюдение сознания и самосознания. Самонаблюдение и самооценка. Особенности психологической защиты.

    курсовая работа , добавлен 23.11.2008

    Процесс становления человеческой личности как неотъемлемый компонент формирования его сознания и самосознания. Первый этап в реальном формировании личности. Развитие речи как существенное звено в истории становления самосознания, мотивация деятельности.

    реферат , добавлен 05.07.2010

    Проблема самосознания личности в современной науке. Изучение структурных компонентов самосознания в психологии. Влияние профессиональных требований на развитие уровня самосознания личности студента. Анализ связей в структуре самосознания студентов.

    дипломная работа , добавлен 17.06.2014

    Характеристика психологических условий и особенностей формирования самосознания личности. Самооценка как эмоциональный компонент самосознания ребенка дошкольного возраста. Эмпирическое исследование эмоционального отношения современных дошкольников к себе.

    курсовая работа , добавлен 30.12.2014

В данном материале описаны различные методики:

  1. Методика понимания и использования в речи собственных местоимений
  2. Методика изучения развития образа себя у ребенка раннего возраста «Зеркало»
  3. Методика изучения представлений ребенка раннего возраста о себе, через параметры самоузнавания и самоназывания «Фотография»
  4. Методика изучения особенностей самоотношения, самооценки и половой идентичности у ребенка дошкольного возраста рисунок «Плохой и хороший ребенок»
  5. Методика изучения временной перспективы у детей дошкольного возраста «Тест временной перспективы»

Скачать:


Предварительный просмотр:

1. Методика понимания и использования в речи

собственных местоимений

(Т.Хелльбрюгге)

Возраст, месяцы

Задание

Выполнение

Правильное решение

8-11

Повернуться, когда родители называют имя ребенка

Экспериментатор или один из его родителей ждет, когда ребенок отвлечется от своего занятия. Затем они обращаются к нему по имени или ласкательному имени. В следующих попытках необходимо выяснить, существует ли разница между называнием его имени и другим обращением

Ребенок поворачивается, если родители или экспериментатор называют его по имени. При этом должно быть ясно, что ребенок поворачивается не только на голос

13-17

Правильно показать или направить взгляд на часть тела

Экспериментатор узнает у родителей, какую часть тела ребенок уже знает и просит показать эту часть тела или на себе, или на родителях, или на кукле – например, «глаза» или «рот»

Ребенок показывает или направляет взгляд на одну из названных экспериментатором частей тела

15-20

Правильно показать или направить взгляд на свой живот

Задает вопрос, где живот, все равно, может ли его показать ребенок у себя, куклы или у матери. Экспериментатор просит ребенка: «Покажи мне твой живот»

В ответ на просьбу ребенок показывает или направляет взгляд на свой живот, живот другого человека или куклы

18-24

Правильно показать или направить взгляд на три части тела

Экспериментатор спрашивает у родителей, какие части тела ребенок знает. Затем он просит ребенка показать части тела на себе, одном из родителей или кукле, спрашивая о каждой части тела по отдельности. Легче всего при этом определяются глаза, рот, нос, живот, волосы и руки.

В ответ на просьбу ребенок показывает или направляет взгляд минимум на три части тела, о которых спрашивают. Не достаточно, чтобы ребенок назвал части тела

22-29

Показать или посмотреть на свою руку

Экспериментатор просит ребенка показать ему свою руку

Ребенок показывает или смотрит на свою собственную руку или поднимает ее

22-31

Использовать свое имя при разговоре о себе

Экспериментатор опрашивает родителей, обозначает ли их ребенок самого себя, используя при этом свое имя. При необходимости ребенка спрашивают: «Как тебя зовут?»

Ребенок использует свое имя или его упрощенную форму, когда говорит о себе, или если его спросят, как его зовут. Повторение собственного имени не допускается

25-34

Говорить о себе в Я-форме

Экспериментатор опрашивает родителей и следит во время обследования за тем, использует ли ребенок Я-форму, когда говорит о себе

Ребенок говорит о себе в Я-форме, не повторяя только непосредственно языковые выражения родителей или экспериментатора

25-34

Выразить желания в Я-форме

Экспериментатор спрашивает родителей, выражает ли их ребенок желания в Я-форме, например: «Я хочу!» или «Я не хочу!»

По словам родителей, которые могут подтвердить это примером, ребенок выражает желания в Я-форме

28-37

Понимать вопросы типа: «Что ты делаешь, когда ты устал (голоден, грязный)?»

Экспериментатор спрашивает ребенка: «Что ты делаешь, когда ты устал? Что ты делаешь когда ты голоден? Что ты делаешь, когда ты грязный?» После каждого вопроса экспериментатор ожидает ответа

Однозначными жестами или вербальными выражениями ребенок отвечает, что он понял два из трех вопросов и соответственно реагирует, изображая сон, еду и мытье

28-39

Использовать слово «мне» или «тебе»

Экспериментатор указывает на предмет, который надет на ребенка, или который ребенок принес с собой, и спрашивает: «Кому это принадлежит?» Одновременно он следит в ситуации обследования за языковыми выражениями ребенка. Если это задание не может быть выяснено в ситуации обследования, экспериментатор обращается к родителям с вопросом: «Использует ли ваш ребенок слово «мне», чтобы пояснить, что что-то принадлежит ему, или использует слово «тебе»?

Ребенок использует местоимение «мне», чтобы пояснить, что что-то принадлежит ему. Правильное использование «тебе» может уже оцениваться экспериментатором позитивно

29-39

В ответ на вопрос показать свой подбородок

Экспериментатор пробует выяснить эта задание вслед за вопросами по другим частям тела, спрашивая ребенка: «Покажи мне твой подбородок! Где твой подбородок?»

В ответ на вопрос ребенок показывает свой подбородок или подбородок Матеи, экспериментатора или куклы

32-43

Знать свой пол

Экспериментатор спрашивает ребенка: «Ты мальчик (пауза) или девочка?» Куклы или картинки с детьми, на которых надо распознать пол, могут также использоваться, они не уменьшают сложность задания

Ребенок вербально отвечает утвердительно на правильную часть вопроса или реагирует соответственно киванием головы. Также задание считается выполненным, если он правильно может назвать свой пол

2. Методика изучения развития образа себя у ребенка раннего возраста «Зеркало»

(модификация О.В.Белановской)

Материал: зеркало 40Х40 см. на подставке

Проведение методики заключается в регистрации поведения ребенка, находящегося перед зеркалом. Ребенка сажают одного перед зеркалом так, чтобы экспериментатор не попадал в поле его зрения, и регистрируют поведение по следующим параметрам:

  1. возраст: год, месяц;
  2. пол: муж. – 1, жен. – 0
  3. длительность рассматривания: 0 – быстрое (5 с.); 1 – продолжительное (5-15 с.); 2 – долгое (свыше 15 с.);
  4. характер взгляда: 1 – сосредоточенный; 2 – рассеянный; 3 - неустойчивый;
  5. эмоциональные проявления: 1 – плач; 2 – безразличие; 3 – удивление; 4 – улыбка; 5 – радость; 6 – смех;
  6. поведение, направленное на себя:

1 – рассматривает изображение (пассивное рассматривание);

2 – выполняет имитационные движения (по предложению взрослого);

3 – самостоятельное изображение чего-либо (гримасничанье);

  1. поведение, направленное на зеркало:

1 – дотрагивается; 2 – стучит; 3 – обследует

Наблюдаемые формы поведения экспериментатор фиксирует в протоколе наблюдения, затем шифрует в таблице экспериментальных данных (табл.2).

Таблица 2

Ф.И. ребенка

Возраст

Пол

Длительность рассматривания

Характер взгляда

Эмоциональные проявления

Поведение, направленное на себя

Поведение, направленное на зеркало

Примечание: наблюдаемые поведенческие реакции отмечают в таблице экспериментальных данных с помощью знаков: «+» - наличие наблюдаемого проявления; «-» - отсутствие такового.

Результаты: 0 – низкий результат, ребенок не реагирует на свое зеркальное изображение (быстрое рассматривание, устойчивый взгляд, поведение, направленное на зеркало); 1 – ребенок уже видит отражение в зеркале, но еще не идентифицирует отражение с собой (продолжительное рассматривание, рассеянный взгляд, поведение, направленное на себя, - пассивно рассматривает отражение); 2 – ребенок узнает себя в зеркале (продолжительное или долгое рассматривание, сосредоточенный взгляд, поведение, направленное на зеркало, - имитации); 3- ребенок идентифицирует себя с изображением (продолжительное или долгое рассматривание, сосредоточенный взгляд, поведение, направленное на зеркало, - гримасничанье).

3. Методика изучения представлений ребенка раннего возраста о себе, через параметры самоузнавания и самоназывания

«Фотография»

(О.В.Беланоская)

Материал: фотоаппарат, фотографии детей.

Проведение методики включает проведение индивидуальных и групповых фотосъемок детей, участвующих в эксперименте. Детям индивидуально предъявляются по три фотографии, на которых запечатлен данный ребенок, один мальчик и одна девочка из группы. Также отдельно рассматриваются групповые фоторгафии, на которых изображены небольшие группы детей (по 3-4 ребенка) в различных ситуациях: прием пищи, прогулка, игры и др. Во время каждого показа ребенку предлагается узнать себя на фотографии. Наблюдение осуществляется по параметрам: 1) узнавание обстановки, предметов, людей, себя; 2) характер называния себя. Фиксируются вербальные и невербальные проявления ребенка.

Наблюдаемые формы поведения вносятся экспериментатором в протокол наблюдения, далее шифруются и заносятся в таблицу экспериментальных данных.

Параметры наблюдения:

  1. возраст: год, месяц;
  2. пол: муж. – 1, жен. – 0
  3. поведенческая реакция: 1 – ничего не узнает; 2 – узнает обстановку; 3 – узнает предметы и игрушки; 4 – узнает воспитательницу; 5 – узнает детей; 6 – узнает себя.

Обозначения: 0 – нет проявлений; 1 – проявления редкие; 2 – проявления частые;

  1. характер называния себя: 1 – не называет; 2 – девочка (мальчик); 3 – отстраненно; 4 – с помощью собственного имени; 5 – с помощью местоимения «Я».

Обозначения: 0 – нет проявлений; 1 – проявления редкие; 2 – проявления частые.

Результаты: 0 – низкий результат, у ребенка нет представлений о себе; 1 – ребенок не вербализует, но узнает окружение; 2 – узнает себя, но называет отстраненно; 3 – узнает и называет себя по половому признаку; 4 – узнает и называет себя по имени; 5 – узнает и называет себя «Я».

4. Методика изучения особенностей самоотношения, самооценки и половой идентичности у ребенка дошкольного возраста

рисунок «Плохой и хороший ребенок»

(модификация А.М.Прихожан, З.Василяукайте)

Материал: лист бумаги, поделенный на три части, четыре карандаша: красный, синий, черный, коричневый.

Проведение методики: ребенку предлагается следующая инструкция: «Лист разделен на три части. Нарисуй в первой части плохого ребенка черным и коричневым карандашами. Во второй части хорошего ребенка красным и синим карандашами, а в третьей части – себя любыми карандашами, которыми захочешь».

Результаты

Рисунок анализируется по следующим параметрам.

1.Плохой и хороший ребенок выполнены согласно правилам – ребенок понимает значение эмоционально-оценочных суждений. Плохой ребенок нарисован некрасивым, непропорциональным, хороший – большого размера, тщательно.

2.Автопортрет выполнен красным и синим карандашами – высокая степень самопринятия, желание следовать социальным нормам и правилам, стремление получить одобрение взрослого и, одновременно, может означать незрелость, инфантилизм, отсутствие критичности, нарушение самовосприятия.

3.Автопортрет выполнен преимущественно черным и коричневым карандашами, фигура плохо прорисована, части тела непропорциональны - означает эмоциональное отвержение, неприятие себя, отсутствие поддержки и одобрения взрослых.

4.Автопортрет достаточно гармоничен, в фигуре есть детали, выполнен тщательно, в основном красным и синим карандашами, но некоторые части обведены, прорисованы, дополнены черным и коричневым цветом – означает критичность по отношению к себе, стремление стать лучше, нравиться взрослым, получить их одобрение.

Более полное представление можно получить, сопоставив все данные вместе: величину каждого рисунка, степень детализации фигуры, наличие социальных признаков: глаз, ушей, рта, тщательность исполнения, наличие жирных линий, обводок, исправлений. Следует обратить внимание на то, какой пол у эталонных фигур хорошего и плохого ребенка, соответствует ли он полу ребенка. В нашей культуре плохим рисуют обычно мальчика. А это уже материал для коррекционной работы.

5. Методика изучения временной перспективы

у детей дошкольного возраста «Тест временной перспективы»

(И.Е.Валитова)

Материал: набор неоконченных предложений (Я стараюсь… То, о чем я думаю… Я был бы рад… Я надеюсь, что… Я уверен, что … Я мечтаю… Я хочу…); мяч.

Проведение методики осуществляется в игровой форме. Исследователь бросает мяч ребенку, называя начало предложения, ребенок должен бросить мяч обратно, закончив предложение. Ответы ребенка фиксируются.

Параметры наблюдения: 1) ориентация на настоящее; 2) указание на школу, на успехи в школе; 3) указание на другие виды деятельности; 4) указание на будущую профессию; 5) указание на свои личные качества; 6) желания в будущем. Отмечается отдаленность: 1) ближайшее будущее; 2) отдаленное будущее.


Что еще почитать