Готовый педагогический проект средняя группа читаем вместе. Проект "Читаем вместе" проект по развитию речи (подготовительная группа) на тему. Результат реализации проекта

МБДОУ «Зюкайский детский сад №3»

Проект «Читаем вместе»

Черненькая Е.Э.

Воспитатель средней группы «Б»

2017

Вид проекта : педагогический

Продолжительность проекта : долгосрочный (1 год)

Участники проекта : дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели.

Охватываемые образовательные области : Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Актуальность проекта:

В нашу жизнь вошел интернет, который, с полной уверенностью можно сказать, занял свободное время и родителей, и детей. Мы, сами того не понимая, перестали взаимодействовать вне интернета, в реальности ограничиваемся в общении разговорными репликами, исключая лишние прилагательные, эмоции выражаем смайликами или анимационными картинками, характеризующие наше отношение к происходящему. Парадокс заключается в том, что с одной стороны «всемирная сеть» дает множество возможностей и знаний, а с другой стороны отрицает чтение с высокой буквы, как ту область, за которую мы как страна с «великим и могучим» всегда были на первом месте.

Герои произведений, их поступки, форма изложения, описательные акценты, эмоции и переживания, которые передают авторы, нужны не только взрослым, но и детям. Чтобы не только разговаривать, общаться, излагать складно, но и мыслить правильно, развиваться, стать добрым, помогающим нуждающимся, полноценно гармоничным человеком.

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. И в дошкольном детстве закладывается фундамент, на который будет опираться всё последующее знакомство с огромным литературным наследием. Чтение детям книг служит одним из условий развития слуха, а на этой основе - усвоения языка.

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного, и эстетического воспитания детей, оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка.

Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.

Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них взрослый.

Заложенная любовь к книге в дошкольном возрасте останется с ним навсегда. Тот, кто читает, много знает. Если ребенок понимает содержание прочитанного, значит, он думает, анализирует, рассуждает.

В результате проведенного среди родителей анкетирования, мы получили следующие результаты:

«Что читают родители » показал, что:

Художественную литературу читают 23% .

Ответы родителей на вопрос «Как часто читают ребенку ":

Каждый день – 80%;

2-3 раза в неделю -14%;

Не часто – 3%;

Редко -3%.

Опрос детей в группах выявил, что:

30% детей предпочитают чтению книг игры на компьютере;

55% - большую часть времени смотрят телевизор;

Только 15% детей назвали чтение любимым занятием.

Ни один ребенок не был в детской библиотеке.

Таким образом, хотелось бы обратить особое внимание родителей на значимость художественной литературы в воспитании детей, приобщить к участию в образовательном процессе через чтение книг в детском саду и дома, через совместные мероприятия в детской библиотеке поселка, создание мобильной библиотеки в детском саду, где дети могли бы обмениваться книгами, рассказывать о прочитанном сверстникам и воспитателям.

Цель проекта: развивать устойчивый интерес у детей и родителей к художественной литературе.

Задачи проекта:

    развивать у детей умение слушать, познавать, сравнивать, сопоставлять, мыслить словами;

    развивать связную речь;

    развивать внимание; память; воображение;

    воспитывать отзывчивость и сопереживание;

    воспитывать любовь к сказкам, стихам, рассказам, фольклору;

    воспитывать бережное отношение к книгам.

Предполагаемые результаты:

Пробудить у детей интерес к общению с книгой;

Дать представления детям о значении библиотеки в жизни человека;

Сформировать банк методических материалов по теме проекта;

Пополнить развивающую среду в группе;

Повысить компетентность членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя;

Установление тесного сотрудничества между социальными партнерами: библиотекой, педагогом и родителями в вопросах воспитания у дошкольников интереса к книге и чтению.

I этап. Организационный.

Цель этапа: Определение проблемы и разработка перспективного плана реализации проекта

Содержание этапа:

1. Анализ работы по образовательной области «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие» (раздел «Чтение художественной литературы»)

2. Анкетирование родителей «Семейное чтение»

3. Подбор литературы, методических рекомендаций.

II этап. Этап реализации проекта.

Перспективный план работы с детьми и родителями

Ввести в традицию:

- понедельник : рассказ детей о прочитанных литературных произведениях по картинке или рисунку;

- среда: чтение родителями литературных произведений детям в детском саду с последующим обсуждением.

Беседа «Моя любимая книга»

Консультация по теме «Семейное чтение»

Беседа на тему «Бережное хранение книг».

Встреча родительского клуба в детской библиотеке п.Зюкайка на Празднике осени совместно с детьми и родителями (чаепитие)

Чтение сказок родителями для детей средней группы «Теремок» и последующее обсуждение («У страха глаза велики», «Смоляной бычок»)

Экскурсия в старшую группу.

Д/и «Кто лишний» (по сюжету прочитанных произведений),

Д/и «Собери сказку по порядку» (последовательность по сюжетным картинкам)

Октябрь

Просмотр компьютерной презентации «Музей русских сказок в Москве»

Чтение сказок родителями для детей средней группы «Теремок» и последующее обсуждение («Теремок», «Волк и лиса», «Заяц и еж» Братьев Гримм, «Горшок каши»)

Проведение игры «Книжкина больница»

Экскурсия в библиотеку по тематике недели (4 неделя)

Работа мобильной библиотеки по обмену книгами детской литературы для чтения дома

Ноябрь

Экскурсия в библиотеку по тематике недели (4 неделя)

Наглядная информация «Роль сказок в жизни ребенка»

Чтение сказок: русская народная «Заяц Хваста», украинская народная «Рукавичка», «Снегурушка и лиса», «Хвастливый заяц» (узбекская)

Ситуативные беседа «Какую книгу мама мне читает на ночь»

Посещение спектакля-сказки с выездом в ТЮЗ г.Перми

Д/и «Что сначала, что потом?» (последовательность действий)

Встреча родительского клуба в детской библиотеке п.Зюкайка совместно с детьми и родителями

П/и «Лиса в курятнике», «Зайцы и волк»

Работа мобильной библиотеки по обмену книгами детской литературы для чтения дома

Декабрь

Инсценировка сказки детьми «Три поросенка»

Чтение сказок: русские народные «Красная шапочка», «Заюшкина избушка», «Зимовье зверей», английская сказка «Три поросенка»

Экскурсия в библиотеку по тематике недели (4 неделя)

Встреча родительского клуба в детской библиотеке п.Зюкайка совместно с детьми и родителями

Ситуативная беседа «Что такое «библиотека»?»

Работа мобильной библиотеки по обмену книгами детской литературы для чтения дома

Январь

Изготовление «Книжек-малышек»

КВН с родителями «Мои любимые сказки»

Экскурсия в библиотеку по тематике недели (4 неделя)

Чтение сказок: А.Милн «Вини-Пух и все-все-все» (главы из книг) перевод с англ. Б.Заходера

С/р/и «Книжный магазин»

Встреча родительского клуба в детской библиотеке п.Зюкайка совместно с детьми и родителями

Д/м/и «Угадай, кто идет» (развиваем слух: дети слушают музыкальные отрывки «кто как идет», запоминают, затем слушают еще раз и называют героев)

Работа мобильной библиотеки по обмену книгами детской литературы для чтения дома

Февраль

Экскурсия в библиотеку по тематике недели (4 неделя)

Чтение сказок родителями: русские народные «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Кот, петух и лиса», «Колосок»

Ситуативные беседы: «Моя любимая сказка», «Кто придумывает сказки»

Встреча родительского клуба в детской библиотеке п.Зюкайка совместно с детьми и родителями

Д/и «Кого не хватает?» (по сюжетам прочитанных произведений)

Работа мобильной библиотеки по обмену книгами детской литературы для чтения дома

Март

Конкурс чтецов «Стихи о весне»

Чтение рассказов Е.Чарушина «Как Томка научился плавать», «Почему Тюпа птиц не ловит», «Что за зверь», «Волчишко», «Никита-охотник», «Про Томку»

Экскурсия в библиотеку по тематике недели (4 неделя)

Встреча родительского клуба в детской библиотеке п.Зюкайка совместно с детьми и родителями

Д/и «Назови ласково»

Работа мобильной библиотеки по обмену книгами детской литературы для чтения дома

Апрель

Экскурсия в библиотеку по тематике недели (4 нед еля)

Чтение: русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко», «Почему кот моется после еды» (литовская), К. Чуковский «Федорино горе», «Тараканище»

С/р игра «Библиотека»

Проведение конкурса и оформление выставки совместного рисунка детей и родителей «Мой любимый сказочный герой»

Д/и «Из какой сказки фраза?»

Д/и «Сложи из частей»

Встреча родительского клуба в детской библиотеке п.Зюкайка совместно с детьми и родителями

Беседа «Моя любимая книга»

Работа мобильной библиотеки по обмену книгами детской литературы для чтения дома

Май

Раскрашивание раскрасок по сюжету прочитанных произведений

Награждение победителей конкурса рисунков «Мой любимый сказочный герой»

Презентация проекта для родителей

Развлечение «Книжкины именины»

Взаимодействие с детской библиотекой

МБУК «Зюкайская сельская библиотека»

III этап. Контрольно-оценочный .

Содержание этапа:

1. Открытие мини-музея «Моя любимая книга»;

2. Оформление библиотеки в группе;

3. Выставка детских рисунков.

Литература

    Алиева Т.Н., Антонова Т.В. Программа «Истоки» - М.: Просвещение, 2003 г.

    Гриценко З.А. Положи твое сердце у чтения - М.: Просвещение, 2000г.

    Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребёнок и книга. – М.: Просвещение, 1992.

    Жукова Г.Д. Семейное чтение в год семьи. - М: Русская школьная ассоциация, 2007

    Международный день детской книги. - Ж.: Дошкольное образование, 2010. - №6.

    Нежданова Л. И., Киченко Е. А. Работа с семьей и продвижение семейного чтения – М.: Просвещение, 1996 г.

    Праздник книги и чтения. Сборник сценариев по привлечению детей к чтению и умению работать с информацией. Российская государственная детская библиотека. - М: Школьная библиотека Программа поддержки чтения.

    Руденко Т., Мелик – Пашаева М. Книги хорошие, книги плохие. Ж.: Дошкольное образование. 2010. - №6.

    Хрестоматия для чтения в детском саду. -М.: Детская литература, 2007г.

Приложение

Анкета для родителей «Семейное чтение»

1. Есть ли у вас домашняя библиотека? ______________________________

2. Читаете ли вы ребенку дома книги вслух? __________________________

3. Как часто вы читаете книги ребенку? _____________________________

4. Какими критериями вы придерживаетесь при выборе детских книг? _____________________________________________________________

5. Какие книги больше всего любит ваш ребенок? _____________________

6. Обсуждаете ли вы с ребенком прочитанную книгу? __________________

Консультация для родителей «Семейное чтение»

Не только в детском саду, но и дома в семье надо учить детей любить книгу. Наверное, нет таких родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, прививать интерес к чтению, ибо роль книги в жизни человека огромна. Хорошая книга – воспитатель, и учитель, и друг. Недаром во все времена великие люди призывали к чтению. Антон Павлович Чехов говорил: «Чтобы воспитать, тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение».

Сегодня, когда наши дети только будут постигать азы чтения необходимо помочь им полюбить книгу, так как неумение читать не только отрицательно влияет на успех ребёнка в обучении, но и на его общее развитие. Пока ребёнок мал, взрослые с упоением читают ему книги. Когда он научился читать, то облегченно вздыхают, надеясь, что вот теперь-то отдохнуть. А ведь это неверно.

Недавно в нашей группе мы провели опрос о семейном чтении. Опрос свидетельствует о том, что только в нескольких семьях практикуется семейное чтение вслух. Немногие родители могут точно назвать книгу, которую недавно прочитали ребенку.

Если не изменить сложившуюся ситуацию, то через несколько лет на вопрос родителей: «Ну, как книга?» - вполне может последовать ответ: «Нормально». Избежать этого можно в том случаи, если ребенок будет видеть читающих родителей, участвовать в семейном чтении и обсуждении прочитанного. Кроме того, необходимо накопление опыта посещения детских библиотек, где царит особая атмосфера соприкосновения с книгой.

Не надо заучивать «букварь» наизусть, а ведь так поступают, к сожалению, в некоторых семьях. Не следует читать одно и тоже по 5 и более раз. Берите книги с большими рисунками и кратким текстом, используйте детские песенки, где есть слова и слоги. Ребенок видит и то, и другое. Рассматривайте рисунки в книгах и постарайтесь вместе найти, что художник, верно, подметил, а что нет. Тогда маленький читатель еще раз возвратится к тексту, но уже самостоятельно. А еще лучше взять книжки – потешки, в которых художники намеренно своими рисунками противоречат написанному. В данном случаи ребенок будет очень внимательно работать с текстом, повторять прочитанное, пусть даже ради поиска смешных несовпадении. Читайте книги вместе с ребенком по очереди. Две книги за неделю – достаточно. Детальное рассматривание проблемы чтения, т.к. оно является основой всего обучения в школе. Надеемся, что подготовленные нами памятки (прилагаются) помогут вам преодолеть возникающие трудности в работе ребенка с книгой.

Памятка для родителей «СЕМЬЯ И КНИГА»

Семья формирует основы мировоззрения человек, его образ жизни и ценностные ориентиры.

Семья – это особый социальный институт, вводящий ребёнка в мир культуры, в том числе и читательской. Первая встреча человека с книгой происходит в семье.

Семейное чтение изначально вводит ребенка в мир книжной культуры, является наиболее древним, проверенным способом воспитания человека, в том числе и как читателя, который начинает формироваться задолго до того, как выучит алфавит.

Семейное чтение готовит человека к взаимоотношению с книгой, пробуждает и углубляет внимание, формирует потребность в чтении. Отсутствие потребности в чтении у взрослых - следствие несформированности ее с раннего детства.

Семейное чтение способствует раннему и правильному овладению родной речью. Виды и способы обучения человека во многом определяются средой обитания, зависят от общения и главного его средства - степени овладения речью.

Регулярное чтение вслух с раннего детства знакомит ребенка с самим процессом чтения и способствует овладению самостоятельным чтением, определяет качество и предпочтения будущих читателей.

Семейное чтение формирует эмоционально-эстетическое в приятие книги. Слушая, человек испытывает сильное влияние звучащего слова, которое позволяет передать торжество, радость грусть, печаль, шутку, насмешку.

Семейное чтение развивает способности, являющиеся основе для восприятия художественных образов. Такое восприятие невозможно без воображения, наглядных представлений, умения переживать радости и печали героев художественных произведений.

Чтение вслух важно не только для малышей, но и для более ставших детей, а также для пожилых людей. В процессе семейного: чтения дети учатся внимательно слушать, усваивать и пересказывать прочитанное, а пожилые люди меньше ощущают одиночество и в естественной форме, без нравоучений и нотаций передаю: младшим свой жизненный опыт. Кроме того, взрослые имеют возможность наблюдать за духовным развитием ребенка и управлять им.

Семейное чтение - эффективный способ социализации подрастающего поколения. Такое общение создает почву для обмена мнениями, оно необходимо и взрослым, которые благодаря общению с детьми обогащаются эмоционально.

Семейное чтение может служить для профилактики старения так как, по мнению некоторых специалистов, старение - это результат жизни без книги, без чтения, которое и стимулирует активные занятия умственной деятельностью.

    Прививайте ребенку интерес к чтению с раннего детства.

    Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию.

    Систематически читайте ребенку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.

    Обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членов своей семьи.

    Если вы читаете ребенку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.

    Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил прочитанный текст.

    Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.

    Покупайте по возможности книги полюбившихся ребенку авторов, собирайте его личную библиотеку.

    Воспитывайте бережное отношение к книге.

    Дарите своему ребенку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.

Беседа «Моя любимая книга»

Цель: формировать мотивы участия детей в предстоящей деятельности по реализации проекта.

Подготовительная работа: предложить родителям прочитать дома знакомые детям по младшей группе сказки и принести любимую книгу ребенка в группу. Примерный список литературы: русские народные сказки «Гуси-лебеди», «Снегурочка и лиса» в обработке М. Булатова, «Теремок», белорусская народная сказка «Пых».

Ход беседы

Воспитатель приглашает детей за столы, показывает книгу сказок.

Воспитатель. Посмотрите, как аккуратно читали эту книгу дети старшей группы. Все листочки в ней целые, не помяты и не испачканы. А ведь бывает и по-другому (читает стихотворение К.Жанэ «Братишки»):

Купила по книжке братишкам.

Один прочитал свою книжку,

Другой разорвал свою книжку.

Купила братишкам по книжке,

Но разные были братишки!

Что сделал первый мальчик со своей книжкой? А второй? Как же поступить теперь с этой разорванной книжкой? Чтобы каждый из вас мог еще не раз почитать эту книгу, рассмотреть в ней картинки, нужно бережно и осторожно обращаться с ней. Давайте вспомним правила аккуратного обращения с книгами. (Совместно с детьми вспоминает: брать книги только чистыми руками, рассматривать, сидя за столом.)

Сегодня вы принесли из дома ваши любимые сказки. Вот русская народная сказка «Теремок». Вспомните, какие прозвища были у зверей в этой сказке? (Ответы детей.) Такая история о теремке могла произойти на самом деле или это выдумка? Почему вы думаете, что это выдумка? (На самом деле животные не разговаривают, как люди, не живут все вместе в одном домике.) Верно, в сказочных историях происходят разные необыкновенные события. И случаются они не только с животными, но и с людьми, с разными сказочными, выдуманными существами. Кто сегодня принес такую волшебную сказку, в которой рассказывается о людях и разных волшебных существах? (Ответы детей.)

Дети совместно с воспитателем рассматривают книги, отвечая на вопросы:

О чем рассказывается в твоей сказке?

Что сказочного в твоей истории?

Каким был главный герой в твоей сказке?

В процессе ответов детей воспитатель использует прием совместного рассказывания. Например,

В сказке «Снегурочка и лиса» рассказывается, как лиса помогла маленькой девочке выбраться из леса. Это сказочная история, потому что звери умеют разговаривать и хотят помочь Снегурочке, как люди. Девочка была беленькая, с белыми как снег волосами, вот ее и прозвали Снегурочкой...

В сказке «Гуси-лебеди» рассказывается о том, как девочка отправилась на поиски своего братца, которого унесли гуси-лебе- ди. Это сказочная история, потому что гуси-лебеди - помощники Бабы-яги, сказочного существа. В ней умеют разговаривать даже печка и яблонька. Девочка была смелая, не побоялась пойти к Бабе- яге...

В ходе рассматривания иллюстраций книги педагог выделяет наиболее яркие в образном отношении слова и фразы, дает задания, направленные на воспитание интонационной выразительности речи:

Что сказала Снегурочка волку? Какими голосами говорили звери? (Дети отвечают, в разной тональности воспроизводя реплики зверей и Снегурочки.)

Попробуйте попросить печку (яблоньку) ласково, вежливым голосом.

Чтобы каждый из вас мог еще не раз почитать эти книги вместе со мной или с родителями, рассматривать в них картинки, нужно бережно и осторожно обращаться с ними: брать книги только чистыми руками, рассматривать, сидя за столом, и хранить в специально отведенном месте. Как называется это место в нашей группе? (Книжный уголок.)

Воспитатель советует навести порядок в книжном уголке: отобрать книги для детей младшей группы, проверить, все ли книги находятся в хорошем состоянии.

Подумайте, как привести в порядок те книги, которые требуют ремонта? Что для этого потребуется? (Ответы детей.)

Воспитатель предлагает на следующий день посетить старшую группу, чтобы познакомиться с книжным уголком старших детей и узнать, каким образом они ремонтируют свои книги.

Экскурсия в старшую группу

Цели: побуждать к совместной деятельности со сверстниками, формировать готовность к участию в совместных мероприятиях.

Ход экскурсии

Воспитатель. Кто хочет вместе со мной отправиться в гости к детям старшей группы, чтобы познакомиться с их книжным уголком и узнать, каким образом они ремонтируют свои книги?

Перед выходом из группы педагог предлагает детям вспомнить, как нужно вести себя в гостях (поздороваться с хозяевами, не шуметь).

Старшие дети проводят экскурсию по группе. В заключение экскурсии - осмотр книжного уголка. Хозяева рассказывают воспитанникам средней группы о том, каким должен быть этот уголок (хорошо освещенным, чтобы не портить зрение во время рассматривания книг, с удобной мебелью и пр.), повторяют вместе с ними правила аккуратного обращения с книгами, показывают материалы для ремонта книг, демонстрируют работу в «Книжкиной больнице»

Сегодня в наш книжный уголок пришел доктор Айболит (один из детей старшей группы в белом халате и медицинской шапочке). Сейчас он посмотрит на книгу и определит, нужна ли ей помощь. Что случилось с этой книгой, доктор Айболит? (Выпал один из листов.) Да, этой больной надо срочно вклеить выпавший лист. Что же нужно сделать?

Старшие дети описывают порядок работы, а ребенок-Айболит вклеивает оторванный лист, используя заранее подготовленную полоску бумаги.

В заключение воспитанники старшей группы дарят гостям книги сказок, предварительно отобранные ими в своем книжном уголке (в соответствии со списком рекомендованной для детей средней группы литературы).

Какими словами мы попрощаемся с гостеприимными хозяевами? (До свидания, всего доброго, до новой встречи, благодарим за экскурсию, спасибо, нам очень понравилось, приходите в гости к нам.)

Вернувшись в группу, воспитатель совместно с детьми рассказывает своему помощнику про то, что они увидели в соседней группе, показывает подаренные книги: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» в обработке А.Н. Толстого, «Жихарка» в обработке И. Карнауховой, «Лисичка со скалочкой» и др.

Экскурсия в библиотеку

Цель: формировать специфические знания, умения и навыки для реализации проекта.

Ход экскурсии

Воспитатель. Мы с вами пришли в библиотеку. Что такое библиотека? Этим словом называется дом, в котором хранят книги. Каждый может прийти сюда и на время взять почитать домой то, что ему нравится. В этой библиотеке хранится немало разных интересных книг. Покажет их и расскажет нам о самых необыкновенных книгах работник библиотеки - библиотекарь. Познакомьтесь: ... (имя, отчество) - библиотекарь.

Знакомство с разными типами книг в «Секторе необыкновенных книг»

Воспитатель. В этой комнате хранятся самые необычные книги на свете. Все эти книги вы можете не только почитать, но и поиграть с ними.

Библиотекарь демонстрирует детям разные типы книг , далее предлагает отправиться в Музей рукописной книги.

Посещение Музея рукописной книги

Воспитатель. Что означает слово «музей»? Верно, музей - это такое здание или просто комната-зал, где собирают, хранят и показывают всем желающим старинные предметы, разные интересные и красивые вещи - посуду, одежду, картины и многое другое. Работники музея тщательно отбирают, изучают эти предметы, а затем устраивают выставки. О каждом предмете, хранящемся здесь, посетителям могут рассказать работники музея - экскурсоводы.

В нашем необычном музее собирают, хранят и показывают книги, я буду вашим экскурсоводом. Книги, представленные здесь, не простые, а рукописные. Это значит, что создали их своими руками дети - ваши сверстники, которые, как и вы, ходят в детский сад. С помощью воспитателей и родителей они придумали сказки и рассказы, нарисовали картинки и отправили свои рукописные книги к нам в музей, чтобы все желающие могли полюбоваться результатами их труда.

Обычно в музее нельзя трогать предметы руками, чтобы случайно не разбить, не сломать ценную вещь, которую после этого никто больше не сможет увидеть, полюбоваться ею. В нашем музее вы можете не только потрогать рукописные книги, но и поиграть с ними.

Вопросы по окончании встречи

Как называется здание или просто комната-зал, где собирают, хранят и показывают всем желающим разные красивые, интересные предметы?

Кого надо внимательно слушать в музее?

Понравилось ли вам в Музее рукописной книги?

Игры, задания и упражнения в книжном уголке

Рассматривание иллюстраций. Педагог предлагает детям рассказать, что изображено на картинке в книге. После этого обращает их внимание на то, что картинки в книгах нужно рассматривать много раз, - только так можно заметить все изображенное художником. В качестве примера дополняет рассказ детей своими наблюдениями, включая в высказывания образные слова и выражения из сказок.

Сочинение загадок, построенных на сравнении и отрицании. Например, «Он серенький, как мышка, но не мышка». (Зайчик.)

Самостоятельное придумывание чистоговорок, текстов сказочного содержания.

Пересказ сказок с помощью мнемотаблиц совместно с воспитателем.

Разыгрывание сказки при помощи предметов-заместителей (например, фломастер - дед, ручка - баба, карандаш - внучка, ластик - жучка).

Занимательные игры с книгами:

Выбрать, какие объекты, изображенные на страницах книги, относятся к миру природы (созданы природой), а какие можно отнести к предметам рукотворного мира (созданы человеком).

Рассмотреть книгу с точки зрения математики: книга объемная, а лист плоский; форма книги и листа прямоугольная; обложка толстая, а лист тонкий; в правом верхнем углу обложки находится... в левом нижнем углу - ...

Придумать рассказ от лица книги по следующему алгоритму с использованием карточек-схем для описания предметов:

Это предмет природного или рукотворного мира? («Я - книга, меня делают люди своими умелыми руками».)

Какой формы? («Я прямоугольной формы».)

Какой величины - маленькая или большая? Толстая или тоненькая? («Я маленькая, тоненькая».)

Каков вес книги - она легкая или тяжелая? («Совсем легкая».)

Из какого материала сделана? («Сделана из бумаги».)

Части предмета: обложка - твердая, картонная или мягкая, бумажная, листы, страницы, картинки («У меня есть мягкая обложка красного цвета с рисунком и листы. У каждого листа две страницы. Чтобы листы не распадались, их склеили (сшили) между собой».)

Действия с предметом («Во мне есть интересная история о лисичке-сестричке, которую можно читать, и красивые картинки, которые можно рассматривать».)

Консультация для родителей «Что и как читать ребенку дома»

Чтобы воспитать, тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение.

А.П. Чехов

При выборе книг и последующем ознакомлении с ними ребенка обратите внимание на следующее:

Книга для ребенка дошкольного возраста должна быть иллюстрирована. Картинки должны быть органически связаны с текстом, наглядно и выразительно отображать наиболее существенные моменты содержания художественного произведения. Желательно, чтобы иллюстрации сопровождали текст, но не преобладали над ним. Чем старше ребенок, тем меньше может быть иллюстраций. При выборе книг предпочтение надо отдавать тем иллюстрированным изданиям, где изображения животных, людей, предметов реалистичны.

Выбирайте книги соответственно возрасту и интересам ребенка. Детям младшего дошкольного возраста читайте потешки, короткие стихотворные сказки, сказки о животных. Детям старшего дошкольного возраста интересны истории о других детях, волшебные и бытовые сказки.

Читайте старшим дошкольникам объемные («толстые») книги. Чтение каждой части длинной книги (чтение с продолжением) должно сопровождаться припоминанием того, что прочитано накануне. Спросите ребенка: «На чем мы вчера остановились?» Обязательно пользуйтесь закладкой.

Старайтесь читать по определенной системе, например, познакомьте ребенка с несколькими произведениями одного автора. Перед чтением книги независимо от возраста ребенка обязательно назовите имя писателя или поэта, жанр и название произведения. Например, «Я прочитаю тебе русскую народную сказку „Сестрица Аленушка и братец Иванушка”». Чередуйте чтение произведений разных жанров: рассказов, сказок и стихотворений.

Перечитывайте знакомые книги по многу раз. Однократное чтение произведения, стремление прочитать как можно больше приносят больше вреда, чем пользы. Дети не запоминают, что им читают, в результате формируется плохая привычка поверхностно относиться к книге.

Не используйте литературных героев в качестве образца для исполнения правил поведения (надо мыть руки, как книжный герой). Воспитательная функция художественных произведений самодостаточна. Ребенок не должен воспринимать книгу как свод правил, в противном случае он начнет ее тихо ненавидеть, а порой и противостоять тому, о чем в ней говорится.

Объясняйте до начала чтения значения тех слов, без понимания которых ребенку будут неясны основной смысл текста, характер героев. Если произведение не будет воспринято, понято ребенком, оно не достигнет своей главной цели: не будет содействовать формированию личности подрастающего человека.

Читайте выразительно, стремясь донести до ребенка эмоции, содержащиеся в художественном произведении. Если взрослый в процессе чтения не определит свое отношение к героям и изображаемым событиям, вряд ли это сможет сделать ребенок.

Списки литературы для чтения

детям средней группы (4-5 лет)

Русский фольклор

Песенки, потешки, заклички . «Наш козел...»; «Зайчишка-трусишка...»: «Дон! Дон! Дон!», «Гуси, вы гуси...»; «Ножки, ножки, где вы были?..». «Сидит, сидит зайка..», «Кот на печку пошел...», «Сегодня день целый...», «Барашеньки...», «Идет лисичка по мосту...», «Солнышко- ведрышко...», «Иди, весна, иди, красна...».

Сказки. «Про Иванушку-дурачка», обр. М. Горького; «Война грибов с ягодами», обр. В. Даля; «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», обр. Л. Н. Толстого; «Жихарка», обр. И. Карнауховой; «Лисичка-сестричка и волк», обр. М. Булатова; «Зимовье», обр. И. Соколова- Микитова; «Лиса и козел», обр. О. Капицы; «Привередница», «Лиса-лапотница», обр. В. Даля; «Петушок и бобовое зернышко», обр. О, Капицы.

Фольклор народов мира

Песенки. «Рыбки», «Утята», франц., обр. Н. Гернет и С. Гиппиус; «Чив-чив, воробей», пер. с коми-пермяц. В. Климова; «Пальцы», пер. с нем. Л, Яхина; «Мешок», татар., пер. Р. Ягофарова, пересказ Л. Кузьмина.

Сказки. «Три поросенка», пер. с англ. С. Михалкова; «Заяц и еж», из сказок братьев Гримм, пер. с нем. А. Введенского, под ред. С. Маршака; «Красная Шапочка», из сказок Ш. Перро, пер. с франц. Т. Габбе; братья Гримм. "Бременские музыканты», нем., пер. В. Введенского, под ред. С. Маршака.

Произведения поэтов и писателей России

Поэзия. И. Бунин. «Листопад» (отрывок); А. Майков. «Осенние листья по ветру кружат...»; А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало...» (из романа «Евгений Онегин»); А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...»; Я. Аким. «Первый снег»; А. Барто. «Уехали»; С. Дрожжия.«Улицей гуляет...» (из стихотворения « В крестьянской семье»); С. Есенин. «Поет зима - аукает...»; Н. Некрасов. «Не ветер бушует над бором...» ( из поэмы «Мороз, Красный нос»); И. Суриков. «Зима»; С. Маршак. «Багаж», «Про все на свете», «Вот какой рассеянный», «Мяч»; С. Михалков. «Дядя Степа»; Е. Баратынский. «Весна, весна» (в сокр.); Ю. Мориц. «Песенка про сказку»; «Дом гнома, гном - дома!»; Э. Успенский. «Разгром»; Д. Хармс. «Очень страшная история».

Проза. В. Вересаев. «Братишка»; А. Введенский. «О девочке Маше, собачке Петушке и о кошке Ниточке» (главы из книги); М. Зощенко. «Показательный ребенок»; К. Ушинский. «Бодливая корова»; С. Воронин. «Воинственный Жако»; С. Георгиев. «Бабушкин садик»; Н. Носов. «Заплатка», «Затейники»; Л. Пантелеев. «На море» (глава из книги «Рассказы о Белочке и Тамарочке»); Бианки, «Подкидыш»; Н. Сладков. «Неслух».

Литературные сказки. М. Горький. «Воробьишко»; В. Осеева. «Волшебная иголочка»; Р. Сеф. «Сказка о кругленьких и длинненьких человечках»; К. Чуковский. «Телефон», «Тараканище», «Федорино горе»; Носов. «Приключения Незнайки и его друзей» (главы из книги); Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про Комара Комаровича - Длинный Нос и про Мохнатого Мишу - Короткий Хвост»; В. Бианки. «Первая охота»; Д. Самойлов. «У слоненка день рождения».

Басни. Л. Толстой. «Отец приказал сыновьям...», «Мальчик стерег овец...», «Хотела галка пить...».

Произведения поэтов и писателей разных стран

Поэзия. В. Витка. «Считалочка», пер. с белорус. И. Токмаковой; Ю. Тувим. «Чудеса», пер. с польск. В. Приходько; «Про пана Трулялинского», пересказ с польск. Б. Заходера; Ф. Грубин. «Слезы», пер. с чеш. Е. Солоновича; С. Вангели. «Подснежники» (главы из книги «Гугуцэ - капитан корабля»), пер. с молд. В. Берестова.

Литературные сказки. А. Милн. «Винни-Пух и все-все-все» (главы из книги), пер. с англ. Б. Заходера; Э. Блайтон. «Знаменитый утенок Тим» (главы из книги), пер. с англ. Э. Паперной; Т. Эгнер. «Приключения в лесу Елки-на-Горке» (главы из книги), пер. с норв. Л. Брауде; Д. Биссет. «Про мальчика, который рычал на тигров», пер. с англ. Н. Шерепгевской; Э. Хогарт. «Мафии и его веселые друзья» (главы из книги), пер. с англ. О. Образцовой и Н. Шанько.

Для заучивания наизусть

«Дед хотел уху сварить...», «Ножки, ножки, где вы были?» - рус. нар. песенки; А. Пушкин. «Ветер, ветер! Ты могуч...» (из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»); 3. Александрова. «Елочка»; А. Барто. «Я знаю, что надо придумать»; Л. Николаенко. «Кто рассыпал колокольчики...»; В. Орлов. «С базара», «Почему медведь зимой спит» (по выбору воспитателя); Е. Серова. «Одуванчик», «Кошачьи лапки» (из цикла «Наши цветы»); «Купите лук...», шотл. нар. песенка, пер. И. Токмаковой.

Татьяна Иванова

Цель проекта :

Помочь родителям осознать ценность детского чтения как эффективного средства образования и воспитания дошкольников

Активизировать работу родителей по развитию детского чтения в семье , вовлечь каждого родителя в решение проблемы детского чтения

Задачи проекта :

Возрождение традиций семейного чтения и развитие культуры чтения ребенка

Приобщение детей и родителей к книжной культуре, воспитание грамотного читателя

Воспитание бережного отношения к книге

На время проекта был организован уголок чтения из любимых книг, принесённых из дома. Дети имели возможность взять домой понравившуюся книгу, чтобы почитать с мамой и папой .

Затем дети совместно с родителями нарисовали дома своих любимых книжных героев. Эти рисунки были собраны в «Альбом наших рисунков» для рассматривания. В свободное время дети с удовольствием рассматривали творчество своих друзей по группе .

Благодаря проекту в детском саду в кружковой была создана библиотека, которую имели возможность пополнить различными печатными изданиями родители и дети, а также посещать ее в свободное время и брать книги для домашнего чтения.

Во время непосредственной образовательной деятельности по лепке дети смастерили из пластилина любимых сказочных героев, на основе которых была организована групповая выставка детского творчества.

В раздевалке группы был организован родителями и воспитателями стенд с кармашками «Мы читаем . В кармашки дети и родители по утрам вкладывали листочки с информацией о прочитанных дома книгах . В течении дня воспитатели и дети обсуждали прочитанное дома . Итогом проекта стало выявление самой читающей семьи . Оказалось, что таких семей в нашей группе подавляющее большинство!

Публикации по теме:

Сценарий конкурса «Папа, мама, я - читающая семья» ПРАЗДНИК «Мама, папа, я – ЧИТАЮЩАЯ СЕМЬЯ!» Цель: Формирование у детей любви к книге, потребность в чтении, воспитание культуры.

«Мама, папа, я - читающая семья». Конспект родительского собрания в форме библиотечного конкурса Конспект родительского собрания в форме библиотечного конкурса «Мама, папа, я – читающая семья» Задачи: -Изучить читательскую ситуацию в.

Квест «Мама, папа, я - читающая семья» с детьми старшего дошкольного возраста государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области начальная школа «Гармония» п. г. т. Безенчук муниципального района.

Мероприятия с родителями по приобщению детей к чтению. Литературная гостиная «Мама, папа, я - читающая семья» Мероприятия с родителями литературная гостиная «Мама, папа, я - читающая семья» 2018год Цель: выяснить насколько много или мало.

Проект «Читающая мама» Проект «Читающая мама» Мир ребенка начинается с семьи. И привычка к чтению зарождается, прежде всего, в семье. Хорошая книга в руках родителей.

Проект в средней группе «Моя семья» Видео Гурбанова Елена. Проект. Тема: «Моя семья». Средняя группа. Цель проекта: Расширение представлений детей о своей семье, родословной, семейных.

Помните: то, что вы собой представляете, определяется тем, что вы читаете. Джим Рон

С августа 2017 года детский сад включается в реализацию краевого проекта «Читаем ВМЕСТЕ», цель которого — повышение роли чтения в современном обществе и возрождения традиции семейного чтения.

За последние двадцать лет роль чтения, отношение к нему в обществе сильно изменилось. В связи с развитием индустрии развлечений, компьютерных и интернет-технологий происходит снижение интереса к чтению. Современная ситуация с чтением представляет собой системный кризис читательской культуры. В 1970-е годы регулярно читали детям в 80% семей, сегодня - только в 7%. Современная ситуация в этом отношении характеризуется как системный кризис читательской культуры, когда страна подошла к критическому пределу пренебрежения чтением», - говорится в преамбуле «Национальной программы поддержки и развития чтения», разработанной Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям совместно с Российским книжным союзом, на период с 2007 по 2020 г.

Цель проекта: приобщение детей и родителей к культуре чтения художественной литературы, ознакомления с творчеством писателей, в том числе пермских. Возрождение традиции семейного чтения.

Мы предлагаем стать активными участниками проекта.

* Приказ министерства и образования Пермского края от 19.06.2017г. № СЭД-26-01-06-654 «О реализации краевого проекта

О реализации краевого проекта Читаем ВМЕСТЕ на территории Пермского края

О реализации краевого проекта Читаем ВМЕСТЕ на территории Березовского муниципального района

  • Сайт поддержки семейного чтения «Читаем Вместе»:http://wereadbooks.info/zachem-chitat
  • Читаем книгу вместе с ребенком. Сайт ПАПМАМБУК: http://www.papmambook.ru/articles/2652/

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

МЕРОПРИЯТИЯ

«Урок вежливости».

3 ноября в рамках проекта «Читаем вместе» в нашем детском саду прошла акция Onlain – чтение «Урок вежливости» от С.Я. Маршака, посвященная 130 – летию писателя. Воспитатели, родители и дети приняли активное участие в этой акции. Почти 80 семей вечером сели за компьютер, нашли стихотворение С.Я. Маршака «Урок вежливости», прочитали или прослушали аудиофайл со своим ребенком и обсудили с ним прочитанное.

Большое спасибо всем родителям, принявших участие в акции. Надеемся на дальнейшее сотрудничество.

Воспитатель старшей группы: Овчинникова О.В.

«В одном прекрасном царстве»

В рамках реализации краевого проекта «Читаем вместе», в нашем детском саду прошел литературный праздник, посвященный 90 — летию детского писателя Льва Ивановича Кузьмина «В одном прекрасном царстве».

Дети отправились в увлекательное путешествие, в одно прекрасное царство. И познакомились с волшебником Львом Ивановичем Кузьминым, который это царство придумал.

Ведущий праздника, воспитатель Наталья Михайловна Дунина познакомила детей с биографией писателя. Большим открытием для детей стало то, что он пермский писатель.

Приятные эмоции вызвало выступление Сивинцевой Екатерины и ее мамы Екатерины Андреевны и Брагина Ивана с мамой Ольгой Анатольевной, они прочитали отрывок из стихотворения «Звездочет». Так же из первого книжного тома Л.И. Кузьмина, Литвина Ксюша и ее мама Елена Владимировна познакомили зрителей с произведением «Ленинград». К детям на праздник пришли сказочные герои: Дашенька и Машенька из деревни Крашенка, в исполнении воспитателей Елены Сергеевны Пирожковой и Оксаны Викторовны Овчинниковой. А из сказки Л. И. Кузьмина «Капитан Коко» в гости пожаловал к ребятам герой Петух, в исполнении воспитателя Завьяловой Ольги Ивановны. Вместе с ним вспомнили произведения детского писателя, которые с удовольствием читают. Дети рассказывали, как ходили на встречу в библиотеку, посвященную Л. И. Кузьмина. Украсил праздник флешмоб «Как до небес добраться» герой Звездочет, в исполнении воспитателя Розалины Нагимовны Филипповой.

На протяжении всего мероприятия ребята принимали активное участие, отвечали на вопросы по сказкам и дополняли друг друга. Завершилось путешествие веселым, совместным танцем детей, родителей и сказочных героев. Благодарим всех родителей за активное участие в празднике.

Анастасия Суханова, воспитатель.

КВН «По дорогам сказок».

Сказки, как старые друзья, их надо навещать время от времени.

Джордж Мартин

22 мая в детском саду прошел необычный праздник, дети подготовительных к школе групп приняли участие в игре КВН «По дорогам сказок», в рамках краевого проекта «Читаем вместе».

Под всем известную мелодию «Мы начинаем КВН» команды были приглашены в музыкальный зал. Ведущая, Елена Сергеевна Пирожкова поприветствовала команды, зрителей и представила членов жюри:

— Татьяну Леонидовну Борисову, старшего воспитателя;

— Ольгу Александровну Пионтковскую, музыкального руководителя;

— Оксану Викторовну Овчинникову, воспитателя старшей группы, руководителя творческой группы по проекту «Читаем вместе» в детском саду.

Продолжилась игра представлением команд. Ребята подготовили название команды, девиз, плакаты, рассказывали стихи. Итак, знакомьтесь, подготовительная группа №2 — «Теремок», группа №3 – «Колобок».

Затем перешли к конкурсу «Разминка», ведущая задавала вопросы по сказкам, а команды отвечали. Следующий конкурс «Домашнее задание» «За что мы любим сказки?». Ребята ответственно подошли к этому конкурсу и замечательно прочли стихи. Потом каждая команда по очереди отгадывали сказку, на экране проектора были показаны предметы, ребята вспоминали, кому принадлежит предмет и называли сказку. Справились с заданием отлично! Пока жюри оценивало этот конкурс, ребята размялись под веселый танец «Буратино».

Следующий конкурс для капитанов. Трудность была в том, что предстояло нарисовать с закрытыми глазами репку за 1 минуту. В этом конкурсе одержала победу Катя Сивинцева, капитан команды «Колобок». В музыкальном конкурсе угадывали мелодии из популярных мультфильмов. Затем отгадывали «Загадки – обманки», а в последнем конкурсе «Быстро думай, не робей» слово собери скорей, команды собирали рассыпавшееся слово. Справились с этим заданием быстро и правильно, все ребята умеют читать, молодцы.

На протяжении всей игры команды активно участвовали в различных конкурсах, где показали свои знания по сказкам, умение работать в команде, проявили смекалку. В конце игры члены жюри подвели итоги, наградили команды дипломами и сладкими призами.

1 место- команда «Колобок» (Подг.гр. №3)

2 место- команда «Теремок» (Подг.гр. №2)

Поздравляем команды, желаем творчества и новых побед!

Воспитатель 2 младшей группы Наталья Михайловна Дунина

Аналитический отчет по итогам проектной деятельности проекта «Читаем вместе» в МБДОУ «Березовский детский сад №4», в рамках краевого проекта «Читаем вместе»

Вид, тип проекта: краткосрочный, творческий педагогический, художественно – речевой.

Тема : «Неделя детской книги».

Длительность проекта: 1 неделя (с 01.03.2013 по 05.03.2013)

Возраст детей : средняя группа (дети 4-5 лет).

Цель и задачи проекта:

— введение в практику разнообразных форм и методов работы с литературными произведениями, способствующих приобщению детей к книге для развития познавательной, творческой и эмоциональной активности детей;

— выявить знание детских сказок через различные виды игр;

— привлечь родителей к совместному творчеству в рамках «Книжкиной недели»;

— воспитывать желание к постоянному общению с книгой и бережному отношению к ней.

Предварительная работа с детьми:

— тематическое оформление групповой комнаты,

— дополнение уголков (книжный, социально-нравственный, экологический, уголок творчества, уголок умственного развития, театральный уголок) новыми материалами (книжки и игры маминого, бабушкиного детства; книги различного содержания, назначения, оформления),

— рисование совместно с родителями героев любимых сказок,

— чтение детских сказок, рассказов, стихов,

— выбор стихотворений и подготовка выразительного чтения для заучивания,

— подбор иллюстративного материала для знакомства детей с художниками, чьими — работами оформлены книги,

— подбор портретов поэтов и писателей.

Место проведения: МБДОУ « Детский сад № 99», помещение средней группы

Атрибуты и инвентарь:

— портреты детских писателей,

— портреты писателей – сказочников,

— разрезные картинки, пазлы «Мои любимые сказки»,

— цветной картон, цветная бумага, гофрированная бумага, самоклеющая бумага, ножницы, клей,

— иллюстрации с героями любимых сказок, рассказов, стихов.

Этапы реализации проекта

Перед проведением «Книжкиной недели» в группе была создана развивающая среда. Оформлены выставки книг по следующим темам: «Умные книжки», «Книжки – малышки», «Волшебные сказки», «Моя любимая книга», составлен перспективный план мероприятий непрерывной образовательной деятельности; проводилась беседа о предстоящем празднике.

Детям и родителям было дано домашнее задание:

— нарисовать любимых героев,

— собрать дома и у знакомых книги, требующие ремонта.

Дневник недели.

Перспективный план проведения «Книжкиной недели» в средней группе.

Реализация проекта

Дни недели Виды деятельности в течение дня Образовательные области Задачи
День первый «Тили — бом, тили – бом, загорелся кошкин дом»

(День С.Я.Маршака)

(первая половина дня)

(вторая половина дня)

*Знакомство детей с творчеством С.Я.Маршака;

* чтение произведения «Кошкин дом»;

* спектакль Ивановского театра драмы «Мы играем в кошки – мышки»;

* путешествие по выставке «Веселые стихи» (по стихам С.Я.Маршака);

* дидактическая игра «Найди героев сказки»;

* подвижная игра «Мыши водят хоровод».

* Чтение стихотворения С.Я.Маршака «Пожар»;

* ОБЖ «Пожар. Опасные предметы»;

* дидактическая игра «Можно – нельзя»;

* подвижная игра «Найди свой домик»;

* рассматривание книг С.Я.Маршака

Познание

Коммуникация

Социализация

Безопасность

1.Познакомить детей с творчеством С.Я. Маршака, вызвать интерес к творчеству, желание заучивать тексты и анализировать поступки героев. 2.В различных видах деятельности предложить детям применить литературный материал по творчеству С.Я. Маршака.
День второй «Забавные картинки для детей»

(День В.Г.Сутеева)

(первая половина дня)

(вторая половина дня)

* Знакомство с творчеством В.Г.Сутеева;

* рассматривание иллюстраций В.Г. Сутеева к сказкам;

* чтение сказки «Под грибом»;

* лепка «Мой любимый герой сказки «Под грибом»;

* дидактическая игра «Узнай героя по описанию» (загадки про животных);

* подвижная игра «Кто быстрее под грибок!»

* Чтение сказки «Палочка – выручалочка»;

* дидактическая игра «Доскажи словечко»;

* подвижная игра «Зайка серый умывается»;

* «Книжкина больница» (ремонт книг).

Познание

Коммуникация

Чтение художественной литературы

Социализация

Художественное творчество

1. Познакомить детей с автором и художником детской книги В.Г.Сутеевым.

2. В дидактических и подвижных играх, в творческих видах деятельности закрепить знание детей сюжетов и героев сказок В.Г.Сутеева.

3. Показать детям приёмы ремонта книг.

День третий «Доктор Айболит»

(День К.И.Чуковского)

(первая половина дня)

(вторая половина дня)

* Знакомство с творчеством К.И.Чуковского;

* чтение стихотворения «Доктор Айболит»;

* рисование «Больница для зверей»;

* дидактическая игра «Как вести себя с больным?»;

* подвижная игра «Путаница».

* Игра – драматизация «Муха – цокотуха»;

* рассматривание иллюстраций к произведениям К.И. Чуковского;

* дидактическая игра «Помоги Федоре»;

* подвижная игра «Кто быстрее?»;

* ремонт «заболевших» книг в книжном уголке «Книжкина больница»

Познание

Коммуникация

Чтение художественной литературы

Социализация

1. Познакомить детей с творчеством писателя, вызвать интерес к литературному слову, к общению с книгой.

2. Учить высказывать свое мнение о прочитанном, давать оценку героям, способствовать активизации связной речи.

3. Тренировать память, расширять кругозор, развивать речь, автоматизировать отдельные звуки.

4. Поддерживать интерес к знакомым произведениям.

5. Вызывать интерес детей к творчеству К.Чуковского при помощи изобразительных средств; выражать свое отношение к сказочным персонажам.

6. Познакомить детей с творчеством писателя.

7. Развивать творческие изобразительные способности; способствовать взаимодействию детей и взрослых в процессе игрового общения.

День четвертый «Незнайка в гостях у детей»

(День Н.Носова)

(первая половина дня)

(вторая половина дня)

* Знакомство с творчеством Н.Носова;

* математическая игра «Помоги Незнайке»;

* «Незнайка на Луне» (спортивное развлечение);

* «Дом для Незнайки и его друзей» (конструирование);

* подвижная игра «Найди себе пару».

* Беседа на тему «Что такое библиотека?»;

* подвижная игра «Мы веселые ребята»;

* дидактическая игра «Сложи картинку»

Познание

Коммуникация

Чтение художественной литературы

Социализация

Художественное творчество

1. Познакомить детей с творчеством Н.Носова. 3.Развивать творческое воображение, мышление, память.

2.Учить детей создавать творческие работы на основе прочитанного произведения.

4. Познакомить детей с творчеством Ивановской поэтессы С.Сон.

5. Учить детей выполнять правила подвижных, настольных, спортивных, дидактических игр.

День пятый «В гостях у сказки»

(День сказки)

(первая половина дня)

(вторая половина дня)

* Путешествие по выставке «Волшебные сказки» — рассматривание книг, отличающихся по содержанию, оформлению, направленности;

* спектакль Ивановской филармонии «Дюймовочка»;

* подвижная игра «Жмурки с колокольчиком»;

* дидактическая игра «Доскажи словечко» (загадки о героях сказок)

* Дидактическая игра «Из какой сказки герой?»;

* подвижная игра «Найди и промолчи»;

* «Расскажи свою любимую сказку» (рассказы детей);

* «Книжкина больница» (ремонт книг)

Познание

Коммуникация

Чтение художественной литературы

Социализация

1. Знакомить с различными видами сказочных произведений.

2. Учить узнавать персонажи сказок, знать название и автора, пересказывать содержание, высказывать свое отношение к героям сказки.

3. Закреплять умения использовать средства выразительности (позы, жесты, мимику, интонации, движения) и разные виды театров (бибабо, пальчиковый, театр картинок, кукольный).

4. Совершенствовать навыки самостоятельно выбирать сказку для постановки, драматизации, готовить необходимые атрибуты и декорации для будущего спектакля, распределять между собой обязанности и роли.

5. Развивать творческую самостоятельность и эстетический вкус дошкольников в организации театрализованных игр, в создании и передаче образов, отчетливость произношения, традиции семейного чтения.

6. Воспитывать партнерские отношения между детьми, коммуникативные качества, создавать радостный эмоциональный настрой, поощрять творческую инициативу.

Мероприятия с родителями:

1. Рисование любимых литературных героев.

2. Индивидуальная беседа «Какие книжки читают дома»

3. Выставка любимых домашних книг.

4. Пополнение библиотеки группы.

5. Печатная информация для родителей («Как научить ребёнка любить книги», «Как научить ребёнка читать», «12 полезных советов опытных родителей и учителей, как приохотить детей к книгам», «Рекомендации по воспитанию любви и интереса к книге», «Чтобы ребенок любил читать. Советы психолога В.С. Юркевич», «Воспитание любви к чтению методами Арт-терапии»

6. Изготовление книжек-малышек.

Результат реализации проекта:

1. В результате проекта дети познакомились с творчеством детских писателей.

2. Дети научились узнавать на репродукциях и фотографиях писателей и поэтов.

3. Дети познакомились с иллюстраторами детской книги.

4. Были организованы для детей тематические выставки.

5. Дети научились ремонтировать книги.

6. Детьми были созданы творческие работы по прочитанным произведениям.

7. Дети посмотрели спектакли по прочитанным произведениям в исполнении профессиональных актёров.

8. Родители воспитанников познакомились с информацией по воспитанию любви к чтению.

Муха — Цокотуха

Игры занимают важное место в жизни ребенка и доставляют много положительных эмоций. Особенно дети любит, когда с ними играют взрослые.

В рамках реализации проекта «Читаем ВМЕСТЕ» в средней группе № 4 для ребят и их родителей была организована игра на тему «Путешествие по сказкам». Кто из вас не любил сказку в детстве? Трудно представить детство без сказок и любимых детских книг! Ведь сказка входит в жизнь каждого ребенка с раннего возраста и сопровождает на протяжении всего дошкольного возраста.

Вот и наши родители вспомнили эпизоды из детских сказок, а также пришли к выводу, что некоторые сказки им бы хотелось прочитать заново.

Не секрет, что дети очень любят слушать сказки. Особенно, когда их рассказывает мама. К ребятам раннего возраста группы № 2 пришла в гости Екатерина Олеговна , мама Насти К. Екатерина Олеговна принесла с собой настольный театр и разыграла сказку «Курочка ряба». Ребята не только внимательно слушали, но и активно помогали рассказчику.

Екатерина Олеговна поделилась, что домашний театр - любимая игра дочерей. На первых порах главную роль брала на себя мама, рассказывая и показывая различные сказки и потешки. Но уже сейчас, подражая действиям Екатерины Олеговны, Настя и София самостоятельно обыгрывают фрагменты литературных произведений.

Театральное искусство, близко и понятно детям ведь в основе театра лежит игра. Кроме того, театр обладает огромной мощью воздействия на эмоциональный мир ребёнка.

Выражаем благодарность Екатерине Олеговне за интересный показ сказки.

В декабре месяце в группе раннего возраста № 3 прошла акция «Подари книгу детям» . Родителям было предложено принести в группу любую интересную воспитанникам книгу для чтения. Большинство родителей с радостью откликнулись на предложение принять участие в акции. Так книжный уголок пополнился сказками, книгами о животных, детскими стихами.

Мероприятие было направлено на привлечение внимания родителей к совместному чтению книг. В раннем возрасте маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Именно родители и воспитатели становятся его проводниками. В процессе общения с книгою ребёнок не только познает прошлое, настоящее и будущее мира, но и учится думать, анализировать, развивается творчески; таким образом, формируется нравственная и культурная основа его личности. Выражаем большую благодарность родителям, активным участникам акции. Спасибо!

Как воспитать наших маленьких детей так, что они выросли приветливыми, добрыми по отношению друг к другу, умели окликаться на просьбы о помощи? Для маленького ребенка наиболее понятными являются близкие, родные, традиционные ценности родной культуры, поэтому неотъемлемой частью образовательной деятельности в детском саду является знакомство воспитанников с устной литературой.

Мудрые пословицы, загадки с хитрецой, хороводные игры, песенки и потешки, былины, поучительные сказы и сказки помогают детям лучше понять и принять окружающую действительность. Ежемесячно совместно с родителями своими руками создаем книжки-малышки о понятных и знакомых детям событиях.

Так семьи воспитанников становятся активными участниками образовательной деятельности. Например, по теме «Домашние животные города» были изготовлены книжки - малышки о любимых домашних питомцам. У каждой семьи получилась по-своему красивая и удивительная книжка, которую всё время хочется перелистывать.

Развитие и поддержка интереса детей к книге и чтению - важная задача нашего детского сада!

В период с 10 по 13 апреля 2018г. при поддержке и активном участии родителей пробудить интерес детей к книге удалось через совместное чтение.

Родители читали произведение по ролям, голосом передавая настроение героев, их характер, отношение к поступкам. Такое эмоциональное прочтение произведения формирует нравственные качества юного читателя, готовит к взаимодействию с книгой, пробуждает и углубляет внимание, формирует потребность к чтению.

В группах дошкольного возраста родители читали любимые детьми произведения, а в раннем возрасте провели театрализованный показ русской народной сказки «Теремок».

Совместное чтение как форма семейного досуга не требует большой подготовки, достаточно любимой интересной книги. От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.

Сайт поддержки семейного чтения

В нашем детском саду состоялась детско-родительская конференция «Детское PRO - чтение» , целью которой явилось привлечение внимания родителей к вопросу воспитания интереса детей к книге, совместному чтению. Форма конференции выбрана неслучайно. Такой формат позволил сочетать пропаганду педагогических знаний о ценности семейного чтения с практическим опытом семейного воспитания.

В ходе конференции прошло 10 совместных выступлений детей и родителей групп раннего и дошкольного возраста о любимом сказочном герое и произведениях С.В. Михалкова.

Интерес участников конференции привлекло выступление Глеба Овечкина и Антона Александровича , которые рассказали о том, какими качествами наделяют кота в разных сказках. Алиса Кислицина и Ольга Анатольевна в стихотворной форме подготовили информацию о таком герое, как медведь. Интересный подход по привлечению детей к чтению посредством театрализованной деятельности представили Яна Анатольевна, Ринат Олегович и главные читатели: Илья, Лев и Влад Ломовских. О любимых героях рассказали Илья Васильев и Юлия Николаевна, Артем и Тимофей Лопаницины с Кристиной Ивановной, Анюта Бренсон и Ирина Николаевна . Эмоционально и занимательно Ксения Ивашова с Викторией Александровной и Никита Ушаков с Натальей Леонидовной представили свою интерпретацию произведения «А что у вас?». Стихотворение С.В. Михалкова «Мой щенок» побудило Полину Игнатьеву и Екатерину Викторовну завести собаку.

Рроводниками для детей становятся родители и воспитатели. Именно благодаря совместному чтению, ребенок с раннего детства привыкает к тому, что книга и литература — неотъемлемые составляющие его жизни, и что читать, не только нужно, но и очень интересно.

Выражаем благодарность родителям, принявшим участие в конференции.

Одним из мероприятий краевого проекта «Читаем ВМЕСТЕ» является реализация технологии «Boockrossing».

Такое явление как «буккроссинг» известно многим. Это библиотека, стирающая границы пространства. Это сообщество читателей, которые не хотят или не имеют возможности покупать, хранить книги, но читать предпочитают печатный вариант издания. Некий «книжный круговорот», суть которого заключается в путешествии книги по читателям. Любой может взять почитать понравившуюся книгу и вернуть её на место. Поэтому цель очень проста: «Прочитал книгу - дай другому».

В нашем детском саду такой свободной библиотекой стали стеллажи с детскими книгами в холлах учреждения. Приглашаем всех желающих принять участие в буккроссинге.

Читайте сами, читайте детям. Приносите свои книги и берите понравившиеся!

Новый год - волшебный праздник. Как и что рассказать ребенку об этом празднике? Кто такой Дед Мороз? Какие сказки о зиме почитать?

На все эти вопросы ответит КНИГА. Акция «Книго - сад» позволила собрать популярные и интересные книги о зимнем времени года и новогоднем празднике. Выставка книг в зимнем оформлении привлекала внимание и детей, и взрослым. Все желающие по-своему усмотрению могли выбрать любую книгу для чтения. Представленные произведения содержательны, занимательны и современны. Их точно стоит почитать.

Что еще почитать