Когда сочельник у православных. Традиции и правила рождественского сочельника. Приметы на Сочельник

Русская православная церковь отмечает 6 января Рождественский сочельник - канун Рождества Христова.

Долгий сорокадневный пост предшествует празднику Рождества у православных. Заключительный вечер Рождественского поста (6 января) называется Рождественским сочельником.

Название происходит от церковно-славянского слова сочиво - замоченные в воде зерна пшеницы, чечевицы, гороха и ячменя. Такую пищу, по церковному уставу, полагается употреблять в сочельник. У православных христиан есть обычай не вкушать до появления первой вечерней звезды, напоминающей о явлении звезды на Востоке, которая возвестила о рождении Иисуса Христа.

Уже в 4 веке Православная церковь установила, как праздновать навечерие (канун) Рождества Христова. В 5 веке Анатолий, патриарх Константинопольский, затем Анатолий и Софроний Иерусалимские в 6 веке, Козма Маюмский и Иоанн Дамаскин в 8 веке написали для празднества Рождества Христова священные песнопения, которыми Церковь и сейчас прославляет празднуемое событие.

В сочельник служатся царские часы и совершается Литургия святого Василия Великого.

Если сочельник придется на субботу или воскресение, то царские часы совершаются в пятницу, а в сочельник служится Литургия святого Иоанна Златоуста.

На службе в сочельник читается множество отрывков из Евангелия, в которых повествуется о Рождестве Христовом. Читаются пророчества о пришествии Христа из Ветхого Завета. Именно в этот день в церкви можно услышать: "В начале сотворил Бог небо и землю...". Впервые поются и главные песнопения, прославляющие праздник.

Церковный устав предписывает соблюдение поста до конца вечерни. В древней церкви Литургию в Рождественский сочельник служили вечером. Отсюда и пошло правило ожидать первой звезды в этот день. В наши дни служба вечерни соединяется с Литургией и служится утром, поэтому и пост соблюдается до того момента, когда по окончании Литургии и следующей за ней вечерни в центр храма выносится свеча и священники поют перед ней тропарь Рождеству Христову.

Только по окончании Божественной литургии можно вкушать пищу.

Днем в сочельник православным христианам предписывается употреблять в пищу сочиво. Варили сочиво, или кутью, из пшеницы, гороха, риса, обдирного ячменя, заправляли медом, маковым, конопляным, подсолнечным или другим постным маслом. Зерно было символом воскресающей жизни, а мед или сладкая приправа означали сладость будущей блаженной жизни.

Как приготовить сочиво (коливо, кутью) : стакан зерен пшеницы, 100 граммов мака, 100 граммов ядер грецких орехов, одна-три столовые ложки меда, сахар по вкусу.

Зерна пшеницы нужно растолочь в деревянной ступе деревянным пестиком, периодически подливая немного теплой воды, чтобы оболочка пшеницы отошла. Затем ядро отделяют от шелухи, просеивая и промывая. На воде из чистых зерен варят обычную рассыпчатую постную жидкую кашу, охлаждают, подслащивают по вкусу.

Отдельно растирают мак до получения макового молочка, добавляют мед, все перемешивают и добавляют к пшенице. Если каша густая, ее можно разбавить охлажденной кипяченой водой. В конце добавляют толченые ядра грецких орехов.

Иногда сочиво готовят из риса, но рис следует приготовить особо - стакан риса залить 1,5 стаканов кипятка, плотно накрыть кастрюлю крышкой, варить рис три минуты на сильном огне, шесть - на среднем, три - на маленьком. Еще 12 минут не открывать крышку, давая рису настояться на пару. Соотношение всех компонентов для сочива сохраняется. Иногда добавляют изюм, но это необязательно. Для подслащивания лучше использовать только мед.

Пшеничная кутья с медом. Целые зерна лущеной пшеницы или пшеничной крупы залить холодной водой, варить до размягчения и откинуть на дуршлаг. 200 граммов меда развести четырьмя стаканами воды, залить пшеницу, поставить на слабый огонь, довести до кипения и охладить.

Кутья из риса . 500 граммов риса перебрать, промыть, залить холодной водой, довести до кипения, откинуть на сито или дуршлаг и промыть холодной водой. Затем рис снова залить большим количеством холодной воды и варить до готовности, не мешая. Воду слить, рис охладить. Ошпаренный кипятком сладкий миндаль растереть, добавить сахарный песок, размешать, развести небольшим количеством воды и добавить в рис. Все перемешать, добавить 200 граммов вымытого и ошпаренного кипятком изюма, корицу и снова тщательно перемешать. Выложить на большую тарелку и посыпать по вкусу сахарной пудрой. Отдельно подать фруктовый кисель.

Ужин в сочельник - главное событие Рождества. За стол садились с первой звездой, о появлении которой обычно сообщали дети, вбегая в дом с радостными криками. Если день был пасмурный, просто дожидались темноты и садились за стол после торжественной молитвы.

Стол накрывали белоснежной скатертью и расставляли на нем 12 блюд - по числу апостолов, все постные. В память о яслях, в которых родился Иисус, на стол обязательно клали пучок свежего сена. Мясные блюда на стол разрешалось ставить лишь с наступлением 7 января.

Перед самым началом трапезы хозяева дома затепляли лампаду у образов, ставили пред иконами восковые свечи, читали вслух молитвы, и затем все семейство принималось за трапезу. Основными блюдами в Рождественский сочельник были кутья и взвар из яблок, груш, сливы, изюма, вишен и других плодов, сваренных в воде. Эти блюда имели символическое значение: кутья - неотъемлемая пища при похоронах и поминовении покойников, а взвар обыкновенно варится при рождении ребенка. Этими двумя блюдами наши предки соединяли воспоминание о рождении и смерти Спасителя.

Порядок приема пищи регламентировался строгими правилами: после кутьи подавались закуски (заливное, винегрет, рыба копченая и соленая, икра и селедка, салаты). За закусками следовало отведать чуть подогретый суп: или постный борщ, или солянку (либо рыбную, либо с грибами). К супу - пирожки с грибами и капустой. Под конец трапезы на стол подавались сладкие блюда: рулет с маком, пряники, медовики, клюквенный кисель, компот из сухофруктов, яблоки, орехи. Трапеза была безалкогольной. Все блюда были постными, жареными и заправленными растительным маслом, без мясной основы, без молока и сметаны. Не подавались горячие блюда, чтобы хозяйка постоянно находилась за столом. Во время трапезы велась беседа только о добрых делах. Несмотря на то, что это был сугубо семейный праздник, считалось необходимым пригласить к столу одиноких знакомых, соседей, независимо от их вероисповедания. За стол усаживался каждый случайный гость, в том числе и нищий. Существовало поверье, что в этот день в виде нищего может предстать Бог.

Рождественский сочельник (Навечерие Рождества Христова) – это последний день Рождественского поста, канун Рождества Христова. Дата праздника 6 января.

Рождественский сочельник – праздник перед Рождеством

6 января – Навечерие , или Рождественский сочельник , – последний день , канун Рождества Христова . В этот день православные христиане особенно готовятся к наступающему празднику, весь день наполнен особым праздничным настроением. Утром в Сочельник по окончании Литургии и следующей за ней вечерней в центр храма выносится свеча и священники поют перед ней тропарь Рождеству Христову . Службы и пост Сочельника имеют ряд особенностей, поэтому именно в эти дни на наш сайт приходит множество вопросов о том, как правильно провести Сочельник . Ответить на эти вопросы мы попросили протоиерея Александра Ильяшенко.

Как поститься в Сочельник?

– Отец Александр, самый часто задаваемый нашими читателями вопрос – как правильно поститься в Сочельник, до какого времени нужно воздерживаться от вкушения пищи? Что значит “пост до первой звезды”? Одинакова ли мера воздержания для работающих и неработающих в этот день? Сколько длится пост до причастия?

Действительно, Типикон предписывает пост до конца вечерни. Однако служба вечерни соединяется с Литургией, служится утром, поэтому и постимся мы до того момента, когда в центр храма выносится свеча и перед свечой поется тропарь Рождеству Христову.

Очевидно, что находящиеся в храме люди постятся, многие в этот день . Хорошо, если и те, кто не могут быть на службе в храме, кто работает, почтят этот день более строгим постом. Мы помним, что, по русской пословице «Сытое брюхо к молитве глухо». Поэтому и более строгий пост готовит нас к грядущей радости праздника.

Те, кто причащаются на ночной Литургии, по церковной традиции, вкушают пищу в последний раз не менее, чем за шесть часов до времени Причастия, или примерно с 6 часов вечера. И здесь дело не в конкретном количестве часов, что 6 или 8 часов нужно пропоститься и ни минутой меньше, а в том, что устанавливается некая граница, мера воздержания, помогающая и нам соблюсти меру.

– Батюшка, много вопросов приходит от людей больных, которые не могут соблюдать пост, спрашивают, как им поступить?

Больные люди, конечно, должны соблюдать пост в той мере, в какой это согласуется с приемом лекарств и с предписаниями врачей. Речь идет не о том, чтобы немощного человека уложить в больницу, а в том, чтобы укрепить человека духовно. Болезнь – это уже . И здесь человек уже должен стараться определить меру поста по своим силам. Любую вещь можно довести до абсурда. Например, представьте себе, что священник, который придет причастить умирающего человека, станет спрашивать, когда человек последний раз ел?!

– Как правило, верующие стараются встретить на ночной праздничной литургии. Но во многих храмах служится еще и всенощная и Литургия в обычное время – 5 вечера и утром. В связи с этим часто спрашивают, не грех ли молодому человеку, не немощному, без детей, пойти на службу не ночью, а утром?

Посетить ночную службу или утреннюю – это нужно смотреть по силам. Встретить праздник ночью – конечно, это особая радость: и духовная, и душевная. Таких служб в году очень мало, в большинстве приходских храмов ночные литургии служатся только на Рождество и – особо торжественные службы по традиции совершаются ночью. А вот например, на Афоне воскресные всенощные бдения служатся ночью. И все равно таких служб не так много, чуть более 60 за год. Церковь так устанавливает, учитывая человеческие возможности: число ночных бдений в году ограничено.

Торжественные ночные службы способствуют более глубокому молитвенному переживанию и восприятию Праздника.

– Закончилась праздничная Литургия, начинается праздничное застолье. И здесь два вопроса нам задают. Первый – можно ли праздновать Рождество сначала в приходе, а не сразу устраивать семейное торжество?

– Второй вопрос связан с тем, что на Рождественской Литургии многие причащаются. И люди испытывают некоторое смущение: ты только что причастился, в книгах святых отцов написано о том, что для удержания благодати нужно стараться оградить себя от разговоров, тем более смеха, и постараться провести время после причастия в молитве. А тут праздничное застолье, пусть даже и с братьями и сестрами во Христе…Люди боятся потерять молитвенный настрой..

Те правила, которые отцы – пустынники предлагали монашествующим, нельзя в полной мере переносить на мирскую жизнь, тем более нельзя переносить их на большие праздники. Речь идет о подвижниках – аскетах, особенно богато наделенных благодатными дарами Божиими. Для них внешняя часть второстепенна. Конечно, духовная жизнь стоит на первом месте и для мирян, но мы не можем здесь провести такую же четкую грань между духовным и земным.

Апостол Павел заповедовал нам “Всегда радуйтесь . Непрестанно молитесь. За все благодарите Господа” (1Фес 5:16-18). Если мы встречаем праздник с радостью, молитвой и благодарностью Богу, то мы исполняем апостольский завет.

Конечно, этот вопрос нужно рассматривать индивидуально. Конечно, если человек чувствует, что за шумным торжеством он теряет благодатный настрой, то, возможно, ему стоит ненадолго сесть за стол, уйти раньше, сохранив духовную радость.

– Отец Александр, а не стоит ли здесь разграничить нам самим в себе два состояния – когда мы действительно боимся расплескать полученное в храме чувство, и когда своим отказом от участия в празднике мы можем огорчить ближних, и нередко отказываемся от совместной радости с немирным сердцем. Родственники смирились с тем, что их ревностный член семьи наотрез отказался встретить с ними новый год, казалось бы, пост закончился, человек должен бы «вернуться» к семье, разделить вместе радость праздника, а он опять хлопает дверь и говорит «Какое «посиди с нами», у меня праздник великий, такая благодать, потеряю с вами весь молитвенный настрой!!»

Своему молитвенному состоянию в таком случае человек едва ли повредит, так как подобное поведение говорит о том, что человек в нем не пребывает. Состояние созерцания, молитвенности всегда связано с приливом духовной радости, благодати, которую Господь щедро изливает на своих рабов. А такое отношение к ближним больше похоже на ханжество и фарисейство.

– Обязательно ли посещение вечерней службы в сам день праздника – вечер праздника Рождества?

– Это каждый должен решить для себя сам. После ночной службы нужно восстановить силы. Не все, из – за возраста, здоровья и духовного уровня способны пойти в храм и принять участие в службе. Но нужно помнить, что Господь вознаграждает за каждое усилие, которое ради Него человек делает.

Вечерняя служба в этот день недлинная, особенно одухотворенная, торжественная и радостная, на ней возглашается Великий Прокимен, поэтому, конечно, хорошо, если получится ее посетить.

Поздравляю всех читателей нашего сайта с грядущим праздником Христова Рождества !

Вопросы подготовили Лидия Доброва и Анна Данилова

— светлый и радостный праздник. Но встречаем ли мы Рождество как полагается? Что такое Сочельник (канун Рождества), как его отмечают и какие существуют предрождественские христианские традиции, расскажем в этой статье.

До первой звезды нельзя…

Прежде всего, следует знать, что правильное название кануна Рождества (навечерия) не «Сочельник», а «Сочевник» . Сочиво (кутья) — главное ритуальное блюдо рождественского стола. Ознаменован Сочельник — вечер 6 января (24 декабря по старому стилю) особой праздничной атмосферой, когда за общим столом собираются все члены семьи.

Весь день накануне Рождества верующие держат строгий пост . Лишь когда на небе взойдет первая звезда, возвещая рождение Иисуса Христа, христиане поздравляют друг друга с Рождеством и приступают к праздничной трапезе. За стол садятся по возвращению с рождественской службы. Те же, кто не был на церковной службе, узнают о восхождении первой звезды от детей, которые в это время играют на улице. Либо сами выходят из дома, чтобы увидеть появление Рождественской Звезды. Если же погода пасмурная и звёзд не видно, трапезу в Сочельник начинают как только стемнеет.

Рождественское меню в Сочельник

Для рождественского стола готовят двенадцать блюд , по числу верных апостолов Христа, а также кладут на стол пучок сена, символизирующий ясли, где родился Иисус.

В православный Сочельник едят исключительно постную пищу . Никаких яиц, мяса, сала и других животных жиров, в том числе, молочных продуктов, сливочного масла. Алкоголь тоже строго запрещен. На рождественском столе должны быть: сочиво (кутья) как символ рождения и смерти Сына Человеческого, запеченая или вареная рыба — ещё один известный символ христианства, любые овощи и фрукты. Традиционный напиток — взвар из сухофруктов.

Не надо отчаиваться, существует огромное количество рецептов вкуснейших постных блюд, которые можно приготовить из этих продуктов. Не забывайте, ведь есть растительные масла, да и кутью необязательно варить из пшеницы, можно и из риса.

Сочиво (кутья) имеет множество вариантов приготовления, например, в нее можно, кроме изюма, положить цукаты, орехи, мак, и даже мелко нарезанный разноцветный мармелад.

Взвар — это своебразный компот из сушеных яблок, груш, слив и вишни. Наши предки готовили взвары на меду, т.к. сахар был баснословного дорогим продуктом. Взвар иногда заменяли ягодным киселем.

Наши бабушки готовили даже постное молоко, чтобы «сдобрить» кутью! Вот вам рецепт: 200-300гр любых орехов измельчить в муку, постепенно добавляя воду (3 стакана кипяченой воды), процедить через марлю, хорошенько отжать. Полученную жидкость можно подсластить по вкусу, получается просто и необычно.

Настали Святки — то-то радость!

Рождественский Сочельник — праздник чисто религиозный. Он скромный и тихий, проходящий за столом в благовоспитанной беседе. Заканчивается трапеза довольно-таки быстро. Люди семейные, старики, малые дети остаются дома, а молодёжь отправляется колядовать . Парни и девушки наряжаются и ходят по домам, распевая колядки — обрядовые песни, славящие Рождество Христово. Взамен они просят у хозяев дома угощения или денег, чтобы пожелания счастья непременно сбылись.

А с рассветом в каждом доме накрывается совершенно другой рождественский стол — изобилующий скоромной мясо-молочной пищей. Строгий рождественский пост окончен и теперь можно побаловать себя разносолами. В праздник Рождества Христова встречают гостей и сами ходят в гости, дарятся рождественские подарки, звучат и пожелания счастья. Так начинаются 12-дневные праздничные гуляния — Святки , завершающиеся праздником .

Сочельник - что это такое? Когда начинается сочельник? История сочельника.

Сегодня уже позабыт, к сожалению, великий церковный праздник сочельник. Что это такое, теперь знают единицы. А во времена наших прабабушек его славили более, чем Рождество Христово. Расскажу о том, как готовились к этому дню и как отмечали его наши далекие предки.

Что такое сочельник перед Рождеством? Откуда произошло название данного праздника? Оказывается, от слова «сочиво» - это блюдо, которое готовили специально в этот день для угощения всех домашних. Для этого хозяйка замачивала обваренные зерна злаков (пшеница, ячмень, чечевица, рис) в соке семян (маковом, миндальном или ореховом). Блюдо получалось постным. Масла в него не клали. Допускалось лишь добавление ложки меда, чтобы сделать кушанье более питательным. Иногда его заменяли кутьей. Сочиво люди употребляли в этот день в подражании библейскому пророку Даниилу. Притча эта относится к ветхозаветным временам. Язычник Юлиан Отступник, желая покуражиться над верующими постящимися людьми, приказал все продовольствие на рынке обрызгать кровью животных, принесенных в жертву идолам. Тогда пророк Даниил приказал своим отрокам-послушникам питаться размоченными зернами и сухофруктами. Так верующие смогли избежать принятия оскверненной языческой трапезы. Когда празднуется? Наши далекие предки очень любили сочельник. Когда начинается он, знали все, от мала до велика. Святую традицию его празднования чтили и передавали из поколения в поколение. Примечательно, что много лет назад сочельник отмечался не один раз в год, а несколько. Так, 24 декабря (по старому стилю), или 6 января (по новому) люди праздновали канун (навечерие) Рождества Христова. Именно этот день сегодня и принято называть сочельником. Но также соблюдали данную традицию и накануне Богоявления – 5 января (по старому стилю), или 18 января (по новому), и на Благовещение, и в субботу первой седмицы Великого поста.Сочельник в разных странах Многие государства сегодня отмечают этот большой церковный праздник. Русская православная и греко-католическая церкви чествуют его 6 января (по Юлианскому календарю). С 7 по 19 января - время Святок (когда уже закончился сочельник). Что это такое, знают теперь, пожалуй, только в деревнях. О том, как проводятся эти две святочные недели, будет рассказано ниже. Страны, которые живут по Грегорианскому календарю, отмечают Рождественский сочельник 24 декабря. Примечательно, что название у данного праздника в разных государствах отличается. Так, в Сербии, Черногории, Боснии и Герцеговине это Бадняк, или Баднидан, в Словении - Sveti večer, в Болгарии - Бъдни вечер, в Украине – Святвечір. Православный сочельник Известно, что данному празднику предшествует строгий Рождественский пост, который длится с 28 ноября по 6 января. В сочельник у православных принято не есть до первой звезды. Ее появление связано с преданием о Вифлеемской звезде, которая возвестила о рождении святого младенца. Вечером люди на стол не собирали и ужинать не садились. Делать это можно было с появлением на небосклоне первого огонька. После этого наши предки накрывали стол белоснежной скатертью, клали на него пучок сена в память о яслях, где родился Спаситель, и ставили двенадцать постных блюд - по числу учеников Иисуса Христа. Ели сочиво и славили Господа. Святки 7 января - сразу после сочельника - люди праздновали Рождество. А потом начинался период Святок, который так и назвали - «время от звезды до воды», то есть от появления первого огонька на небе в сочельник до освящения воды в Крещение. Само слово «святки» означает «святые, праздничные дни». Издавна на Руси в этот период не играли свадеб, однако время проводили очень весело: в песнях, танцах, гуляниях, переодеваниях и сатирических представлениях.


Как сделать сочиво? Наши прабабушки знали, что готовить на сочельник. Эти древние рецепты приготовления Рождественских блюд не позабыты. И сегодня любая хозяйка при желании сможет сварить сочиво. Вот рецепт этого блюда: 1 граненый стакан зерен пшеницы; 100 г мака; 100 г ядрышек грецких орехов; 1 или 2 столовые ложки жидкого меда; немного сахара. Зерна пшеницы положить в деревянную ступку и истолочь пестиком до того состояния, чтобы оболочка зерен отошла. При этом нужно подливать в массу понемногу теплой кипяченой воды. Затем шелуху удаляют, промывая зерна. Пшеницу заливают водой, ставят на огонь и разваривают до готовности. Получается рассыпчатая каша. В деревянной ступке таким же образом растирают мак до появления макового молочка. Добавляют его в кашу, кладут туда мед, сахар и тщательно перемешивают. В конце в массу кладут толченые ядра грецкого ореха. Сочиво готово.

Как готовились к празднику? Как рассказывалось ранее, строгое воздержание от скоромной пищи предшествовало такому празднику, как сочельник. Когда начинается этот пост, мы знаем - 28 ноября. Пять недель нельзя было употреблять в пищу продукты животного происхождения: мясо, рыбу, молоко, яйца, масло топленое, творог, кефир и сметану. Зато разрешалось все постное: вареная картошечка с солеными грибами или огурцами, пареная репа, каши на воде, постный хлеб, квас. Перед сочельником убирались в доме, стараясь заглянуть во все уголки. А затем жарко топили баню, мылись и меняли одежду. Люди считали, что в чистоте нужно держать и тело, и мысли. Поэтому прежде, чем сесть за праздничный стол, они зажигали свечи у икон в доме и творили благодарственную молитву Господу. Народные приметы на сочельник На праздник на стол с белой скатертью ставили восковую свечу и зажигали ее со словами: «Гори, свеча, праведное солнце, свети душечкам в раю и нам, живым, грей землю-матушку, нашу скотинку, наши нивы». Если огонек горит весело, значит, год будет благополучным и урожайным, если моргает и трепещет – придется затянуть пояса потуже. Вечером смотрели в окошко: если ночь ясная и звездная – лето будет щедро на урожай ягод, а год будет хорош для приплода домашнего скота. Если перед сочельником разыгралась метель – пчелы будут хорошо роиться. Какого числа сочельник? 6 января. Самый разгар русской зимы. Ожидалось, что на дворе в это время будут свирепствовать морозы. Однако не всегда бывает именно так. Неожиданно могла начаться оттепель. И если вдруг случится на праздник капель, значит, не стоит ждать доброго урожая со своего огорода. А вот греча наверняка будет хороша. На праздник иней на деревьях – к добрым хлебам. - Читайте подробнее на FB.ru.

Значение Святой Ночи появления на свет на благословенной земле Израиля в избранной Богом простой еврейской семье Богомладенца Христа столь велико, что даже ход новой истории и наше летосчисление мы сегодня ведем именно от Рождества Христова.

На Руси же этот праздник, дарованный нам потомками Авраама, был особенно любим.

Сочельник - заключительный день Рождественского поста. Главная цель Рождественского поста заключается в духовном очищении человека, чтобы встретить Рождество с чистой душой. Традиционно в этот день в пищу можно было принимать лишь так называемое сочиво - размоченные зерна пшеницы с медом и фруктами. Эта традиция и дала название празднику, который отмечают 6 января

В Рождественский сочельник до "вечерней звезды" ничего не ели и не садились за стол. С появлением же на небе первого радостного огонька, который возвестил когда-то волхвам о рождении Спасителя, можно праздновать.

Главное кулинарное событие Рождества - это ужин в Сочельник. Наши предки в канун Рождества обязательно клали на стол пучок свежего сена - в память о яслях, в которых родился Иисус. Стол накрывали белоснежной скатертью и расставляли на нем двенадцать блюд - по числу апостолов, - и все постные. Зато с наступлением 7-го числа на стол разрешалось ставить мясные блюда. Ни одно из блюд не должно остаться нетронутым: каждое нужно хоть немного попробовать. Хорошо, если на столе горит свеча - живой огонь.

Сочельник, или правильнее Сочевник, - это канун, или навечерие, праздника Рождества. Именно Сочельник является таким торжественным застольем, у которого твердо, неизменно определен ритуал, сохраняемый по традиции доныне и определяемый Церковью как в части времени, организации, порядка проведения, так и в части пищи, блюд.

Сочельник начинается так: все собравшиеся приступают к еде, как только появляется первая вечерняя звезда. Обычно это происходит еще до наступления темноты, в сумерках.

По Церковному Уставу в этот день следует употреблять сочиво, т. е. хлебное зерно, размоченное в какой-либо жидкости (воде, бульоне, подливке, меду, сыте и т. д.).

У восточных славян (русских, украинцев, белорусов) до конца XIX века таким зерном была рожь, в конце XIX - начале XX века - преимущественно пшеница, а у более зажиточных людей - рис. Что касается состава жидкости, то это может быть все - от простой воды до вкусной и притом даже не жидкой подливки, которая выбирается в зависимости от вида зерна.

Есть в ритуальном застолье Сочельника и еще два-три обязательных блюда. Это печеная рыба, желательно целая, которая может заменяться отварной целой рыбой, и, наконец, густой компот-взвар (узвар), состоящий из разных целых или разрезанных лишь пополам фруктов (яблок, груш, вишен, айвы, абрикосов, слив, изюма, инжира) и варенья из целых ягод (малины, клубники, земляники, морошки и др.).

Избираются для этого блюда зрелые, достигшие полного развития плоды. Иногда помимо компота из целых фруктов варят еще кисель из ягод - кисленький киселек.

В результате получается меню полного ритуального Сочельника:
1. Cочиво (постная полужидкая кутья для сочельников)
2. Рыба печеная (вареная)
3. Кутья из пшеницы (риса) с изюмом, подливкой к которой служит сыта - мед, разведенный кипяченой водой.
4. Взвар (компот, узвар) из целых плодов и слабенький кисленький киселек из ягод.

Что означает такой стол? Каковы его ритуалы и символика? Зерно, размоченное в воде, - это символ прорастания, начала жизни. Плоды зрелые и плоды, превращенные в жидкий кисель, - это символ полного созревания жизни и ее окончания. Итак, эти два блюда - символы рождения и смерти. А рыба? Ее греческое название «ихтиос» означает намек по первым буквам на Иисуса Христа. А все вместе служит напоминанием о тех символах рождения и смерти - зернах и плодах, которые волхвы принесли Христу в день его рождения.

Таким образом, в Сочельник, по сути дела, справляется символически ритуал рождения Иисуса Христа,

В православный Сочельник едят строго ритуальные и притом исключительно постные блюда: каша (без масла), рыба (печеная или вареная, т. е. тоже без масла) и фрукты. Иными словами, растительно-рыбный стол без масла, молока и яиц.

Рождественский Сочельник по составу пищи, по своему меню — праздник чисто религиозный. Это праздник скромный, тихий, проходящий за столом в благовоспитанной беседе и заканчивающийся очень рано (потому-то его и начинают весьма рано).

Главными блюдами на столе в сочельники бывают виды постной кутьи — сочиво (полужидкая постная кутья) и коливо (рассыпчатая кутья).
Части кутьи, как правило, готовят отдельно: зерно или крупу отваривают в большом количестве воды или варят рассыпчатую кашу, затем вводят сладкую часть и добавки. После соединения всех компонентов кутью прогревают в течение 10 мин (лучше в глиняном горшке).

В зависимости от количества добавляемой жидкости кутья может быть полужидкой или рассыпчатой. Настоящую кутью варят из зерен пшеницы на меду, она должна быть полужидкой, и едят ее ложками. Пшеницу предварительно готовят следующим образом. Сначала зерно толкут в деревянной ступе, подливая по чайной ложке теплой воды, чтобы оболочка зерна полностью разрушилась. Затем ядра отделяют от плевел, отвеивая, просеивая и промывая. И только после этого варят на воде из чистых зерен кашу.

Вот несколько рецептов приготовления ритуальных блюд для застолья в Рождественский Сочельник.


СОЧИВО

Ингредиенты:

  • 1 стакан зерен пшеницы,
  • 100 г мака,
  • 100 г ядер грецких орехов,
  • 1-3 столовые ложки меда,
  • сахар по вкусу.

Приготовление:

Зерна пшеницы толкут в деревянной ступе деревянным пестиком, периодически подливая немного теплой воды, чтобы оболочка пшеницы отошла. Затем ядро отделяют от шелухи, просеивая и промывая. На воде из чистых зерен варят обычную рассыпчатую постную жидкую кашу, охлаждают, подслащивают по вкусу.

Отдельно растирают мак до получения макового молочка, добавляют мед, все перемешивают и добавляют к пшенице. Если каша густая, ее можно разбавить охлажденной кипяченой водой. В конце добавляют толченые ядра грецких орехов.

Иногда сочиво готовят из риса, но рис следует приготовить особо - стакан риса залить полутора стаканами кипятка, плотно накрыть кастрюлю крышкой, варить рис три минуты на сильном огне, шесть - на среднем, три - на маленьком. Еще двенадцать минут не открывать крышку, давая рису настояться на пару. Соотношение всех компонентов для сочива сохраняется. Иногда добавляют изюм, но это необязательно.

Для подслащивания лучше использовать только мед.

КОЛИВО (рассыпчатая постная кутья)

Ингредиенты:

  • 250 граммов зерен пшеницы,
  • 150 граммов изюма,
  • 150 граммов инжира,
  • 100 граммов меда.

Приготовление:

В сваренные на воде и очищенные от оболочки зерна пшеницы добавить сваренные отдельно и перебранные и промытые изюм и инжир, подсластить медом и все перемешать.


КУТЬЯ РИСОВАЯ

Рис перебрать и тщательно промыть. Залить его водой, довести до кипения, откинуть на сито, облить холодной водой, снова положить в кастрюлю и, залив большим количеством воды, варить до готовности. Откинуть на сито и остудить.
В посуду, предназначенную для кутьи, насыпать сахарный песок, добавить немного кипяченой воды, размешать до растворения сахара, соединить с подготовленным рисом, вымытым, ошпаренным и обсушенным изюмом без косточек.
Перемешать, обровнять с боков, сгладить верх, слегка посыпать сахаром.
Строгих пропорций риса, сахара и изюма нет — выбираются по вкусу.
Отдельно в соуснике подать сыту (мед, разбавленный водой).

ВЗВАР ИЗ СУХОФРУКТОВ С КОРИЦЕЙ

Ингредиенты:

  • 500 г сухофруктов,
  • 1 л воды,
  • 1 стакан сахара,
  • корица.

Приготовление

Этот напиток непременно подавали в Рождественский Сочельник. От обычного компота взвар отличается более высокой концентрацией.
Сухофрукты (яблоки, груши, вишни, сливы) промыть, сложить в кастрюлю, добавить немного корицы, налить воду, довести до кипения, закрыть крышкой и варить до мягкости на слабом огне. Остудить, слить сок, положить в него сахар, сварить и залить им фрукты.
Можно подать как горячим, так и холодным.
Если фрукты кислые, то сахара берется в полтора раза больше.


ВЗВАР ИЗ СУХОФРУКТОВ

Ингредиенты:

  • 1 килограмм сухофруктов,
  • 300 граммов сахара.

Приготовление

Промытые сухофрукты сложить в кастрюлю, добавить сахар, залить водой на 2—3 сантиметра выше слоя сухофруктов, довести до кипения и под закрытой крышкой на медленном огне варить до готовности.
Подают на стол и горячим, и холодным.
От обычного компота взвар отличается более высокой концентрацией.

Священнослужители предписывают верующим в Сочельник и в день Рождества думать о Господе Иисусе Христе и о том, что он пришел в этот мир, чтобы люди получили надежду на спасение от греха.

Молитвы перед и после вкушения пищи

ПЕРЕД ВКУШЕНИЕМ
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого. Очи всех на Тя, Господи, уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении, отверзаеши Ты щедрую руку Твою и исполнявши всякое животное благоволения.

ПОСЛЕ ВКУШЕНИЯ
Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ; не лиши нас и Небесного Твоего Царствия, но яко посреде учеников Твоих пришел еси, Спасе, мир даяй им, прииди к нам и спаси нас.

ТАЙНАЯ МОЛИТВА ПЕРЕД ВКУШЕНИЕМ ПИЩИ ДЛЯ НЕУМЕРЕННЫХ В ПИТАНИИ
(молитва для похудения)
Также молю Тебя, Господи, избави мя от пресыщения, сластолюбия и даруй мне в мире душевном с благоговением принимать щедрые дары Твои, да вкушая их, получу укрепление сил моих душевных и телесных для служения Тебе, Господи, в немногий остаток моей жизни на Земле.

Вот как традиционно праздновали Рождество Христово наши предки:

В церквях в вечерние часы шла торжественная служба, а те, кто не пошел на богослужение, готовились к восходу звезды дома. К этому времени все члены семьи одевались по-праздничному и собирались вместе, стол был накрыт белоснежной скатертью, сервирован лучшей посудой, приборами, заставлен традиционными блюдами.

Блюд насчитывалось 12, к столу должно было садиться четное количество человек. В случае, когда собиралось нечетное количество, подавался один свободный прибор. Под скатертью на всей поверхности стола разостлано было сено, символизирующее то сено, на котором в яслях лежал новорожденный Христос. Стол украшался ветками ели, свечами, ленточками. В центре стола находилась композиция из веток ели, свечи и прочих рождественских атрибутов.

В углу комнаты или в ее центре устанавливали любовно украшенную елочку, под нее клали подарок каждому присутствующему. В крестьянских семьях в ожидании звезды все вместе читали молитву, старшие рассказывали детям о рождении Христа, о волхвах, дары приносящих.

Дети с нетерпением ждали первой звезды, их радостное сообщение о ее появлении было сигналом для начала трапезы. Трапеза начиналась с общей молитвы, затем самый почитаемый член семьи женского пола (как правило, хозяйка дома) поздравлял всех с праздником.

У католиков обряд начинался с обмена облаткой - символом хлеба, богатства и благополучия. Хозяйка дома сначала делилась облаткой с мужем, затем с сыновьями по старшинству, потом с дочерьми тоже по старшинству, с внуками и всеми остальными. Обряд этот заканчивался, когда все присутствующие обменялись облаткой, пожелав друг другу счастливого Рождества, прощая все обиды. Это был момент всеобщего примирения.

У православных трапеза начиналась с приема кутьи. У католиков ее наличие не было обязательным. Зерно было символом воскресающей жизни, а мед или сладкая приправа означали сладость благ будущей блаженной жизни.

Порядок приема пищи регламентировался строгими правилами: сначала подавались закуски (селедка, рыба, салаты), затем красный (слегка подогретый) борщ, грибной или рыбный суп. К борщу, грибному супу подавались ушки или пирожки с грибами, а у православных сочни - жареные на конопляном масле мучные лепешки.
Под конец трапезы на стол подавались сладкие блюда: рулет с маком, пряники, медовики, клюквенный кисель, компот из сухофруктов, яблоки, орехи.

Как уже говорилось, за столом каждый должен был отведать все приготовленные блюда. Не допускалось проявление своих индивидуальных вкусов.

Трапеза была безалкогольной. Все блюда были постными, жареными и заправленными растительным маслом, без мясной основы, без молока и сметаны.
Не подавались горячие блюда, чтобы хозяйка постоянно находилась за столом.

Во время трапезы велась непринужденная беседа только о добрых делах. Несмотря на то, что это был сугубо семейный праздник, считалось необходимым пригласить к столу одиноких знакомых, соседей (независимо от их вероисповедания).
За стол усаживался каждый случайный гость, в том числе и нищий. Существовало поверье, что в этот день в виде нищего может предстать Бог.
Вообще, все религиозные праздничные традиции были направлены на укрепление гуманизма, доброжелательного отношения друг к другу и к окружающей среде.

В сочельник хозяин поздравлял с праздником домашних животных, выносилось угощение и бездомным животным (на крыльцо, за порог выставлялась миска с едой).

Потом начиналась самая веселая часть сочельника - раздача подарков. При наличии в доме детей один из домочадцев переодевался в Деда Мороза - Святого Николая. Он же и приносил подарки в мешке. Раздавая их, высказывал пожелания, согласно необходимым требованиям, предъявляемым к получающему. Для детей это был хороший воспитательный момент, в отношении к взрослым он был окрашен долей шутки. Вообще большинство традций и обрядов Рождества было направлено на воспитание у детей самодисциплины, внимания к присутствующим, соблюдения и участия в ритуальной стороне, терпения, выдержки. Это был один из немногих случаев, когда дети садились за стол вместе со взрослыми. А что касается подарков, это был хороший обычай дарить их друг другу, притом ценились подарки, приготовленные своими руками. Они нарядно оформлялись цветной бумагой, веточками ели, ленточками. Содержание подарков должно было быть сюрпризом. Все было овеяно таинственностью и поднимало настроение.


Что и говорить, что в современном мире редко кто придерживается строгого поста в Сочельник. Предрождественским вечером устраивается настоящее пиршество. Главное блюдо - сочиво (или рождественская кутья), ставится в самом центре стола.

Основное блюдо - запеченный гусь или индейка. Иногда, специально для этого праздника, выращивают птицу. Запеченная птица должна быть неразделанной, целой.

Православные христиане больше предпочитают молочного целого поросенка.
Целостность означает сплоченность семьи, собравшейся за столом.

Обязательно должна быть подлива из хрена и сметаны. Эта подлива подходит так же к студню, жареным свиным ножкам, вареной рыбе. Ставят на стол и гречневую разварную кашу.

Сытного и весёлого Вам застолья в Рождество!

***
Ну и конечно, не забудьте впустить Рождество к себе в дом — в 12 ночи с 6 на 7 января нужно впустить его, открыв входную дверь, а потом оно "уходит" (ровно в полночь с 7 на 8 января его нужно "проводить").

Что еще почитать