В свой день рождения патриарх кирилл рассказал о конце света. Патриарх московский и всея руси кирилл принимает поздравления с юбилеем Празднование юбилея патриарха кирилла

Призвал деятелей культуры «не сбивать людей с толку», чтобы в России не повторились революционные события столетней давности, передает .

Он отметил, что сегодня «грех демонстрируется самым притягательным способом — через кинематограф, через театр». «И искусство, которое призвано культивировать человеческую личность, обогащать ее, подымать ее к небу, становится гирей, которая не дает человеку взлететь», — приводит агентство слова из проповеди патриарха после литургии в храме .

Глава Русской православной церкви уточнил, что имеет в виду не все искусство, а то, которое в последние годы заявляет о «некой своей особой роли, об особых правах нести народу искушение и грех».

Патриарх посетовал, что творческая интеллигенции «повторяет губительную ошибку своих предшественников, доведших страну до гибели — революционных событий, столетие которых мы в этом году вспоминаем».

По убеждению главы РПЦ, «сегодня не то время, чтобы раскачивать лодку человеческих страстей».

«Это уже видно невооруженным глазом. Нужно быть слепым, чтобы не видеть приближение грозных мгновений истории, о которых говорил в своем Откровении апостол и евангелист Иоанн Богослов», — сказал патриарх. При этом он напомнил, что, согласно христианскому вероучению, приближение и удаление конца света зависит от нас самих, и призвал «затормозить наше сползание в бездну окончания истории».

Эта проповедь была прочитана патриархом в понедельник, 20 ноября, в день его рождения. Патриарху всея Руси, главе Русской православной церкви Кириллу (в миру Владимиру Михайловичу Гундяеву) исполняется 71 год.

Президент России Владимир Путин лично поздравил патриарха Московского и всея Руси Кирилла с днем рождения. Путин поблагодарил патриарха за служение и пожелал «всего самого, самого доброго, здоровья». «Поменьше работать», — добавил . Он также подарил патриарху Кириллу картину с изображением Успенского собора в Кремле.

Патриарх в свою очередь поблагодарил президента за поддержку сотрудничества между и государством.

Патриарха поздравил также и президент Белоруссии . Белорусский лидер подарил священнослужителю букет минских роз и картину белорусского художника Антона Вырво с изображением Свято-Никольского гарнизонного собора в Бресте.

Еще один подарок, приготовленный для патриарха — издание книги «Мысли. Высказывания. Суждения», автором которой является сам Кирилл. Презентации книги, подготовленной в печать Русской экспертной школой, запланирована на понедельник сегодня в храме Христа Спасителя.

Выпуская книгу изречений патриарха церковь не забыла сделать скидку на современность и заявила о переводе еще не выпущенного произведения в электронный формат в виде сайта с емким названием «Патриарх говорит».

Патриарх Кирилл родился 20 ноября 1946 года в Ленинграде в семье священника. Будущий патриарх принял постриг и священный сан в 1968 году. Всего через восемь лет он уже получил титул епископа Выборгский, викария Ленинградской епархии, управляющего патриаршими приходами в Финляндии.

В 1984 году Кирилл становится архиепископом Смоленским и Вяземским. В 1991 году, после развала СССР священнослужитель получает статус митрополита Смоленского и Калининградского.

1 февраля 2009 года Кирилл был избран шестнадцатым Патриархом Московским и всея Руси.

Формально патриарх не является политиком, однако по своему влиянию одна из крупнейших общественных фигур в стране. Сегодня многие воспринимают его как консерватора, хотя вначале его правления на него возлагали надежды как на модерниста. Патриарх Кирилл умеет находить общий язык с любой аудиторией — ему приходилось выступать и перед студентами, и перед байкерами. Несколько лет он вел на телевидении передачу «Слово пастыря», которую с интересом смотрели не только верующие.

Свой день рождения отмечает Святейший патриарх Кирилл.

"Господь всегда посылает человеку какие-то и трудности и радости, чтобы человек не забывал Творца. Когда было установление церковного служения, Господь через Моисея и пророков указал, как все должно быть. И ничего не изменилось в Новом Завете. В Ветхом были патриархи, пророки - и в нашей Святой Вселенской Православной Церкви есть первосвятители, которые равны всем по чести, но из числа епископов избирается первый", - отметил настоятель Киево-Печерской Лавры, митрополит Вышгородский и Чернобыльский Владыка Павел.

По его словам, Господь поставляет своих людей в свое время. "Так сталось и с нашим первосвятителем - Святейшим патриархом Кириллом, который пришел в мир 20 ноября 1946 года - в послевоенные годы, годы лишений, голода, холода. Он воспитывался в благочестивой семье, в семье исповедников и мучеников", - рассказал Владыка Павел.

От голодной смерти семью спасла вера

Семья Гундяевых на богомолье в Успенском Пюхтицком монастыре

Для понимания личности патриарха, хотелось бы более детально остановиться на его родных и близких, на той среде, в которой он вырос. Его дед - Василий Степанович - работал машинистом-механиком в железнодорожном депо в городе Лукоянов. Он женился на уроженке села Лада Параскеве Ивановне, они вырастили восьмерых детей - семь родных и одну приемную дочь.

Василий Степанович был глубоко верующим человеком и почти весь свой заработок отсылал на Святую Гору Афон, где его род записан на вечное поминовение в монастырях.

У них в семье была огромная библиотека, которой могли пользоваться все односельчане. Детям с детства прививали набожность и любовь к молитве.

Когда к власти пришли большевики, Василий Степанович стал активным борцом против обновленчества, за что и был арестован в 1921 году. За более чем двадцать лет, с перерывами, он прошел 47 тюрем и 7 ссылок.

В 30-х годах, когда свирепствовал голод, по воспоминаниям Параскевы Ивановны, она поняла, что с оставшейся горсточкой муки жить им осталось недолго. Но помнила слова мужа, что пока он несет свой крест во имя Христово, они будут живы. Той ночью раздался стук в окно, и голос за окном: "Хозяйка, принимай груз". Она выходит, а на пороге мешок муки, который и спас многодетную семью от голода.

В 1950-х годах Василий Степанович был рукоположен в сан священника и несколько лет служил в Башкирии, на приходе. Упокоился отец Василий в 1969, в возрасте 90 лет, а отпевание совершали его сын, протоиерей Михаил, и два внука - иерей Николай и иеромонах Кирилл, студент духовной семинарии, ныне Святейший патриарх.

Арест отца и "покушение" на Сталина

"Надо сказать, что первым священником в их семействе стал Михаил - отец будущего Патриарха. После окончания средней школы Михаил проходит послушание у местного архиерея в Лукоянове, а затем поступает учиться на Высшие богословские курсы в Ленинграде, где преподавали прекрасные специалисты, профессора, которые лишились работы в светских вузах по причине неприятия новой власти", - рассказал настоятель лавры.

Дети семьи Гундяевых

Учась на курсах, он еще пел в хоре на подворье Киево-Печерской лавры в Ленинграде. Так он попал в поле зрения органов НКВД, у него провели обыск, нашли конспекты лекций. "И даже само упоминание о Боге уже давало повод для обвинения в политической нелояльности", - с сожалением добавил митрополит Павел.

Арестовали его в 1934 году за активную деятельность на приходе. Причем арест произошел за несколько дней до свадьбы Михаила с Раисой Владимировной Кучиной, с которой он познакомился на Киевском подворье в церковном хоре, она была студенткой Института иностранных языков.

"Была даже попытка обвинить его в подготовке покушения на Сталина, - рассказал Владыка Павел. - Но категорический отказ оговаривать себя и других привел к тому, что он получил три года лагерей на Колыме".

Выйдя на свободу, Михаил трудился на предприятиях Ленинграда, пройдя путь от токаря до начальника цеха. В дни блокады сооружал оборонные укрепления вокруг города.

В 1947 году было подано прошение о рукоположении к митрополиту Ленинградскому. Его рукоположили, вначале во диакона, затем в иерея, а служил он в храме Смоленской иконы Божьей Матери на Васильевском острове.

Государство налагало на священнослужителей непосильные налоги, а в 1949 году начал четко вырисовываться антирелигиозный курс. С огромным трудом выплачивая такие суммы, семья жила весьма скромно, иногда даже претерпевала нужду.

Популярность среди населения у отца Михаила была велика, что весьма не нравилось светскому начальству. В 1951 году он был переведен в Спасо-Преображенский собор, в 1957 году - возведен в сан протоиерея. Затем были 10 лет служения настоятелем храма святого благоверного князя Александра Невского в Красном селе, после чего отца Михаил снова вернулся в Ленинград, где был настоятелем Серафимовского храма.

Его очень любили прихожане и отзывались, как о скромном и отзывчивом батюшке, прекрасном проповеднике. Упокоился протоиерей Михаил в 1974 году. И как при жизни его окружало множество людей, так и в последний путь его пришли проводить большое количество народа.

Выбор жизненного пути

"Та духовная атмосфера, которая была в их доме, семье, отложила отпечаток и таким образом определила выбор жизненного пути сыновей протоиерея Михаила - Николая и Владимира (будущий патриарх Кирилл). В то время каждый человек, поступающий в семинарию, подписывал себе приговор. Безбожная мясорубка - советская власть, да и сегодняшний безбожный мир всегда чинили людям какие-то преграды и препятствия. Но Господь ведет своих людей", - уверен Владыка Павел.

Будущий патриарх в студенческие годы с наставником - митрополитом Никодимом

Владимир окончил школу, встретив на своем жизненном пути человека, который очень много сделал для Церкви - уже ныне покойного митрополита Никодима (Ротова), который сказал: "Ты должен быть в Церкви".

"Иметь послушание в этом мире своему наставнику - это велико и славно. Будущий святитель патриарх Кирилл последовал воле владыки Никодима и руководствуется до сегодняшнего дня его заветами и наставлениями", - поведал митрополит Павел.

Поэтому самое главное - не что скажут люди, но что о тебе скажет Бог.

Святейший патриарх Кирилл прошел от самой низшей ступени, иподьякона, чтеца и дошел, по волеизьявлению Господнему и по избранию епископата, мирян, монашествующих, до Первосвятителя РПЦ. Патриарха самой большой Церкви в мире".

"Мы часто думаем, по своей греховности, что подкупили, сагитировали, кто-то другой был бы лучше… Запомните, друзья мои, если Небо не захочет - земля никогда не принесет плода. Человек - лишь орудие в руках Божьих, который претворяет в жизнь волю Господню. Поэтому мы благодарим сегодня Бога за достойный выбор патриарха Кирилла - человека, который сделал очень много для Церкви и народа. И как человек тоже имеет немощи, но мы должны помочь ему на жизненном пути. Чем? Своими молитвами, своей любовью, своим послушанием", - прихвал настоятель лавры.

В 2013 году Святейший патриарх Кирилл поклонился . Его сопровождал наместник лавры, митрополит Павел.

"Ваше Святейшество! В первую очередь, благодарим Бога за то, что он дал Вашим родителям Вас. Благодарим Бога, что поставил Вас пасти стадо Русской Православной Церкви. А патриарх любой Поместной Церкви несет послушание не только народу Божьему, он несет послушание Богу, он проповедует и живет своей жизнью, укрепляя те истины, которые нам необходимы. Давайте мы посмотрим историю Вселенских Соборов. При принятии решений были "за" и "против", но епископат, предстоятели поместных Церквей, они утвердили и написали, ведомые Духом Святым, нам истину непреложную. И без воли Божьей ничего не было бы. Потому, Ваше Святейшество, наш святитель и отец, я вместе с братией Киево-Печерской лавры и многая паства сердечно благодарим Вас за ревность по Бозе, за верность Церкви, за послушание Церкви, за служение нам и Богу. Пускай Господь укрепит Ваши силы, дарует Вам мудрость, без страха перед миром, свидетельствовать о любви Божьей", - отметил в заключение Владыка Павел.

Из воспоминаний будущего Патриарха Кирилла о своей жизни, которыми он поделился в фильме «Митрополит», снятом к его 55-летию. «Сложный жанр» – именно так будущий Патриарх назвал интервью в самом начале фильма.

В атмосфере любви и верности
Родился я в первый послевоенный год в Ленинграде. Отец в то время был инженером на военном заводе, мать – учительницей немецкого языка в средней школе.
Через год после моего рождения в семье произошли очень большие перемены: отец становится священником. В то время это было довольно неожиданным поворотом в судьбе человека. Но у всего этого была своя предыстория. Дед (отец моего отца) был человеком глубокой веры, сильный духом. В послереволюционные годы он оказался на Соловках и был одним из первых соловчан. После этого судьба его сложилась трагически. Дед около 30 лет провел в тюрьмах и ссылках, имея семью в восемь человек детей. И конечно, он очень сильно повлиял на всю семью и на моего отца.
Папа с мамой познакомились в храме Киевского подворья в Ленинграде. Они оба пели в хоре, полюбили друг друга и решили вступить в брак. А за несколько дней до свадьбы отца арестовывают и отправляют на Колыму. Получилось так, что и он прошел путем деда... В 1947 году Владыка Григорий его рукоположил, направив в храм Смоленской иконы Божией Матери на Смоленском кладбище, находящемся неподалеку от нашего дома. Мы жили на Васильевском острове.
У папы и мамы было трое детей – старший Николай, я и младшая сестра Елена. Все мы встали на путь служения Церкви. Отец наш был книголюбом. Мы жили очень скромно, в коммунальной квартире, но папа сумел собрать прекрасную библиотеку. Она насчитывала более трех тысяч томов. В юности я прочитал то, что большинству наших сограждан стало доступным только уже в период перестройки и в советское время. И Бердяева, и Булгакова, и Франка, и замечательные творения нашей русской религиозной и философской мысли начала XX века. И даже парижские издания...

«Если Вы согласны с тем, чтобы я в галстуке ходил в церковь, то готов его повязать...»
Я учился – и неплохо – в передовой школе. По всем статьям должен был стать пионером. Но не считал это возможным. Помню, меня пригласила для разговора директор школы. А я сказал ей:
– Если Вы согласны с тем, чтобы я в галстуке ходил в церковь, то готов его повязать.
Она, конечно, ответила:
– Нет.
Можно себе представить ситуацию – тысяча детей в школе, и один мальчик без галстука. Я все время находился в состоянии готовности ответить – почему этого не сделал...
Атмосфера в нашей семье была удивительной. Я почти не помню, чтобы папа с мамой ссорились. Это был очень счастливый брак. Думаю, что и атмосфера, царящая дома, и ситуация в школе, сопровождающаяся некоей конфронтацией, – все это и привело меня к принятию решения стать священником.
Уже в 15 лет у меня были четкие убеждения и представление о будущем. В этом возрасте я ушел из дома и стал жить самостоятельно. Но ушел не потому, что было что-то не так. Я не мог, чтобы родители все время заботились обо мне материально. Испросив у них благословение, я поступил работать в Ленинградскую комплексную геологическую экспедицию. Одновременно продолжал учиться в вечерней школе. Я оказался в среде глубоко верующих людей. Это была петербургская интеллигенция, давшая мне довольно много. Эти люди приучили меня к серьезной музыке. Мы часто ходили в Мариинский театр, в филармонию. Общение с ними усилило мой интерес к поэзии, к художественной литературе.

Владыка всех нас защитил от этих холодных ветров
Помню, был троллейбус № 1, который шел по всему Невскому проспекту. Никогда не забуду этого момента – я ехал и отсчитывал эти остановки. С трепетом священным вошел я тогда в здание Духовной семинарии на Обводном канале. Здесь тогда размещалась епархия. Владыка Никодим ютился в маленьких комнатках. Войдя в кабинет и увидев его, я поразился. Было впечатление, что он меня уже давно знает. А я как будто с другом встретился. Помню этот пронзительно-проницательный взгляд. Передо мной был очень сильный человек, с невероятной силой воли и ума. Поскольку я хотел вначале пойти учиться в университет, то спросил его:
– Как мне поступить, Владыко?
Он задумался и сказал:
– Знаешь, я бы тебе не рекомендовал. Физиков много в нашей стране, священников мало. Поступай прямо в семинарию.
Никогда я не жалел о том, что послушался.
Семинарию и академию готовили к закрытию. Осуществлялся довольно жесткий отбор студентов. Делалось это при активном вмешательстве властей. И начиная с 1960 года в семинарию брали очень мало слушателей. Причем принимали людей очень низкого интеллектуального уровня, чаще всего – душевнобольных. А те, кто учился в академии и заканчивал ее, – были молодые, здоровые, симпатичные, достаточно развитые люди. И эта граница воспринималась мною видимым образом. Входишь, бывало, на трапезу: за столами «гудят» полные академические курсы: четвертый, третий, второй. Первый – уже поменьше. А за семинарскими столами – мрак и уныние. Мне было очень тяжело.
Неизвестно, чем бы дело закончилось, если бы опять-таки не Владыка Никодим. Пока он был жив, мы не чувствовали давления власти, о котором поговаривали все. Владыка всех нас защитил от этих холодных ветров. Мы были как в оранжерее с очень доброжелательной атмосферой, благоприятствующей нашему росту. Когда он умер, эта атмосфера в мгновение разрушилась. И я почувствовал не просто дуновение, а штормовой удар этих ветров. Только тогда понял, чем же был Владыка Никодим...
Человек жил такой глубокой литургической, подвижнической жизнью. Будучи совсем больным, Владыка Никодим не мог стоять перед престолом. Но молитву не оставлял. И мы принесли престол к нему в келью. Учиненный им иеромонах каждый день совершал Литургию, и Владыка причащался. Он пользовался абсолютной поддержкой и любовью народа. Это особенно проявилось, когда он умер. Это было что-то потрясающее. В моей памяти – десятки тысяч людей в «атеистическом» Ленинграде...

Особенности Петербургской богословской школы
Я пришел в очень трудное время. Практически все профессора Санкт-Петербургской Духовной академии, столпы наши, сошли. Отблески былой славы, конечно, присутствовали в жизни академии 60-х годов. И по ним мы могли понять, что такое Петербургская богословская школа. Она была более миссионерской, а значит, и более открытой. Если смотреть с точки зрения диалога цивилизаций, Петербург – это интересное место. Здесь Русское Православие лицом к лицу встретилось с западноевропейской культурой, с этим мощным партнером. Что могло произойти? А то, что западная культура, кстати, и инославие, присутствовавшие в Санкт-Петербурге, могли если не раздавить Православие, то оттенить или оттеснить, показать ему его место. А ведь ничего подобного не произошло. Православие соединилось с этой культурой. И оно не изменилось, не перестало быть русским. Стало ясно, что Православие – это вселенское явление, не привязанное к одной культуре или одному народу. Это вселенская вера, Вселенская Церковь, которая может работать, действовать и оплодотворять любую культуру, – вот опыт Петербурга. Подобная нацеленность на диалог с миром подталкивала соответствующее богословское развитие. Надо было сохранить эту связь времен. А с другой стороны – уже дать импульс для нового развития школы. И мы делали это. Сокровенно, но с полным пониманием того, что это необходимо сделать. И результат, думаю, был положительный. Да, было недопонимание. Но не оппозиция, которой вообще в Церкви не было. Достаточно сказать, что в то время председателем Учебного комитета был Святейший Патриарх Алексий. Тогда еще митрополит Таллинский и Эстонский, Его Святейшество, находясь в Москве, полностью поддерживал все происходящее в академии. Я к нему приезжал с учебными планами, показывал, и он со всем был согласен.

«Только потом мы узнаем, зачем все это нужно было...»
Я был ректором 10 лет. А перевели в Смоленск в один день. Это, конечно, была отставка. Кстати, первый человек, который меня правильно настроил, был Святейший Патриарх Алексий, бывший тогда управделами. Когда я приехал к нему, Святейший сказал слова, которые я до сих пор помню:
– Владыко, никто из нас не может понять, почему это произошло. С точки зрения человеческой логики этого не должно было быть, но это произошло. И только потом мы узнаем, зачем все это нужно было.
Сейчас из архивных источников стало известно, что инициаторами моего внезапного перевода из Ленинграда в Смоленск были светские власти.
В Смоленске, в соборе, особенно возле чудотворного образа Одигитрии, я многое понял. Все мое существо охватил тогда какой-то духовный трепет. Я подумал – Господь меня привел сюда совсем не случайно. Я вспомнил, как в детстве стоял перед чудотворным образом Смоленской иконы Божией Матери – на левом клиросе храма Смоленской иконы Божией Матери на Смоленском кладбище в Ленинграде... Тогда у этой иконы я обратил свои первые молитвы к Богу. Рядом стояла мама. Помню отца, совершающего Литургию...
Словом, то, что во всем была рука Божия, я почувствовал буквально с первого дня своего пребывания в Смоленске. Благодарю Бога за то, что Он провел меня через этот опыт архиерейства в бедной епархии. Через все это надо было пройти. Лицом к лицу я столкнулся с разрушенной церковной жизнью нашей провинции... Эти полупустые и пустые деревенские храмы с разбитыми стеклами, проломанной крышей. До них приходилось добираться пешком по колено в грязи или на какой-нибудь телеге. С Божьей помощью к началу перестройки мы восстановили деревенские храмы Смоленщины. Потом начали открывать и новые приходы.
Если есть в народе желание построить храм, он будет построен. Потому как бы в воле народной отображается воля Божия. С каким же энтузиазмом, с каким рвением люди приступили к строительству храма – живого символа, объединяющего всех смолян...

Защитить Церковь перед властью
Отдел внешних церковных сношений был создан в 1945 году, когда перед Россией и Церковью встала задача возродить и вернуть русское православное влияние в мире. Возглавивший отдел митрополит Крутицкий Николай взял на себя труднейший подвиг и нес его не сгибаясь.
А вот когда Владыка Никодим возглавил отдел, начался рост учреждения. Ведь отделу нужно было, в первую очередь, защитить Церковь перед властью. Он оказался в этой пограничной сфере церковно-государственных отношений. В основном оборона на общецерковном уровне осуществлялась именно из этих «окопов». Главной задачей епископов 60-х годов было остановить гонения. Вспомним Владыку Никодима, Святейшего Патриарха Алексия, Владыку Питирима, Владыку Минского Филарета, Владыку Ювеналия, Владыку Гермогена (Орехова). Я мог бы еще называть многие имена. Люди были отчасти разных взглядов и убеждений. Одни – больше традиционалисты, другие более динамичны в своей миссии и в диалоге с миром. Но это была группа единомышленников. И благодаря этому мы выжили.
Если все выразить в военных категориях, то перед тем как пойдут передовые отряды в наступление, должен быть подготовлен театр военных действий. Должны быть данные военной разведки, изучение местности, нужно навести, так сказать, соответствующие орудия, а потом уже пускать передовые отряды. Все то, что предшествует собственно миссии Церкви, – это Отдел внешних церковных сношений.
Мы живем не в эпоху Иоанна Златоуста, а в эпоху секуляризации. Не формальной секуляризации – отделения, так сказать, светского от духовного. Фактической секуляризации сознания, жизни людей. Церковь даже религиозными людьми нередко оттесняется на периферию. Для многих Церковь – это только храм, в который они ходят раз в неделю, в лучшем случае. Некоторые, считая себя верующими людьми, приходят сюда иногда раз в месяц, раз в год, даже раз в жизни... И сейчас обращение к людям должно быть уже иным. Нужно исцелять сознание, человеческие сердца. Церковь должна открыть себя навстречу этим, во многом духовно больным, людям.

Тогда я отдал себя в руки Божьи
Один очень мудрый ленинградский священник, Царствие ему Небесное, отец Евгений Амбарцумов, который преподавал у нас в духовной академии, узнав, что я подал прошение о монашестве, сказал мне:
– Володя, ты отдаешь себе отчет, что ты сделал?
– Да, но не до конца.
– Ты же решил судьбу не только за себя, двадцатидвухлетнего мальчика. Ты сказал «да» и за тридцати, и сорока-, и пятидесятилетнего мужчину. И за шестидесятилетнего, и семидесятилетнего старика. Ты за всех них сказал «да». А не может получиться так, что вот этот семидесяти-, шестидесятипятилетний будет потом плеваться на тебя?
– Не знаю. На это у меня нет ответа.
Тогда я отдал себя в руки Божьи. Как бы проведя черту, сказал себе: «27 марта 1969 года – это тот день, когда я должен решить. Если к этому времени не женюсь, принимаю монашество». Получилось так, что не женился и принял монашество.
Конечно, человек остается человеком, но все зависит от стиля жизни. Владыка Никодим меня учил:
– Ты никогда не справишься со своими проблемами, если у тебя будет много свободного времени. Сделай так, чтобы у тебя его никогда не было.
У самого Владыки не было, и у меня с тех пор свободного времени нет...
В детстве, а это было во время Причастия, я немного потерял ориентир и случайно прошел через Царские врата. Мама, конечно, ахнула, взяла меня за руку, повела после Литургии к настоятелю и сказала:
– Батюшка, произошло что-то невероятное. Вот сыночек вышел из Царских врат на солею.
Отец на меня так посмотрел, улыбнулся, замахал руками и сказал:
– Архиереем будет…

Патриарх Московский и всея Руси сегодня отмечает 70-летний юбилей. в Храм Христа Спасителя приехали главы поместных православных церквей. Вместе с Кириллом они отслужили большую литургию. Поздравления предстоятелю направили и . А днём ранее стало известно о награждении Кирилла орденом "За заслуги перед Отечеством" Первой степени.

Даже в день рождения патриарх Кирилл на работе. Проводит божественную литургию в Храме Христа Спасителя. На ней присутствуют тысячи прихожан и редкий случай — представители всех поместных православных церквей. Гости из Грузии, Сербии, Израиля, Польши, Чехии, США. Большая православная семья едина, несмотря на государственные границы и большие расстояния. Поздравления святейшему Патриарху от Священного Синода зачитывает митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий.

Звучат пожелания здоровья и духовных сил в столь важной и непростой миссии. Патриарх Кирилл произносит слова благодарности, обращенные не только к тем, кто находится в храме. На Патриарха возлагают Орден святого апостола Андрея Первозванного — высшую награду Русской православной церкви. Присутствующие трижды произносят "аксиос" - "достоин". Коллекцию наград юбиляра пополнил Орден за заслуги перед Отечеством 1 степени. В поздравительной телеграмме президент Владимир Путин отметил огромный вклад Патриарха Кирилла "в развитие межрелигиозного и межнационального диалога, укрепление мира и общественного согласия в стране".

Поздравления направил и премьер-министр Дмитрий Медведев. На божественную литургию в Храм Христа Спасителя приехал спикер Государственной Думы Вячеслав Володин. На эту особенную службу прихожане стали собираться задолго до ее начала. Тысячи людей спешили в главный православный храм страны. Кто-то с теплотой вспоминал о встречах с юбиляром.Большинство людей, пришедших в ХХС, с патриархом Кириллом лично не знакомы, но посчитали важным в день его рождения обязательно попасть на божественную литургию.

Для Патриарха Кирилла день рождения — не только повод принимать поздравления, но и возможность обсудить актуальные проблемы. В ближайшие дни предстоятель Русской православной церкви проведет несколько встреч с зарубежными гостями. Среди вероятных тем — гонения на христиан в некоторых странах, разрушение святынь, необходимость сохранения семейных ценностей.

Что еще почитать