Деревянная основа иконы. «Древняя» икона своими руками. Как сделать уникальный подарок к Рождеству Иконы режим из дерева

Первые лики святых на Руси стали вырезать в дереве с приходом православия в XI веке. Тогда же начали формироваться и традиции нового направления художественного искусства, которое за тысячелетие своего существования пережило и добрые, и трагические времена, когда резная икона была на пике популярности и когда ее беспощадно уничтожали. До наших дней древняя техника хоть и сохранилась, но работают в ней очень редкие мастера.

Сегодня мы попытаемся освоить не слишком сложные приемы объемной резьбы, вырезав маленький, карманный или дорожный, образок с изображением Ангела-Хранителя. При этом все духовные аспекты, связанные с работой, оставим в стороне и акцентируем все наше внимание на технических нюансах создания резной иконы.

Материалы и инструменты:

  • доска из липы
  • стамески
  • наждачная бумага
  • простой карандаш, циркуль и линейка
  • бумага и калька
  • морилка на водной основе
  • льняное масло, можно использовать другие пропитки (лак, мастика, воск)
  • кисточки из белки или колонка
  • ветошь для полировки

Как рождается идея

Прежде чем сделать эскиз, а без него не обойтись, не лишним будет заняться изучением материалов по интересующей нас теме. Желательно полистать соответствующую литературу.

Не стоит, кстати, зацикливать поиски только на интернет-ресурсах. Можно и даже нужно заглянуть в библиотеку или музей. Там помогут найти библейские сюжеты, жития святых, а также репродукции древнего и современного искусства иконописи.

Основательно подкрепившись знаниями, притупаем к разработке эскиза. Здесь все зависит от предпочтений мастера. Можно сделать копию какого-то известного сюжета. При этом следовать четко оригиналу не обязательно. Авторские отступления вполне допустимы. А можно создать компиляцию из имеющихся образцов или вовсе сработать новый образ — таким, как видит его мастер.

Выбираем материал

Это следующий момент, к которому нельзя отноиться абы как. Для работы нужно выбирать хорошо просушенную древесину, но ни в коем случае не пересушенную! На ней также не должно быть никаких следов небрежного хранения и обработки.

Запомните: лучше всего для заготовки использовать участки дерева, близкие к центру ствола, но не захватывающие ядро. Здесь располагаются самые широкие места с параллельно идущими волокнами. А это делает резьбу менее трудоемкой, а главное — придает изделию более благородный вид.

Обязательно и с большим пристрастием следует изучить поверхность доски на наличие на ней дефектов. Все трещины и сучки нужно убрать или подумать, как они могут быть использованы в общей композиции.

Еще одна важная часть подготовки дерева — обработка лицевой и оборотной стороны будущего полотна для резьбы.

Разметка

С учетом особенностей выбранного материала обозначаем контуры основных элементов картины. Использовать при этом можно как обычные чертежные инструменты и копирки, так и работать карандашом, как говорится, «на глаз».

Уже на этом этапе важно продумать и декоративную отделку изделия, позаботиться об обрамлении, сделав запас под багет.

Приступаем к резьбе

Резцами выбираем необходимую глубину под фон. Кстати, делать это можно и фрезами, но лично я предпочитаю работать вручную.

Затем прорабатываем отдельные элементы. Заглубляем нимб, фигуру, складки одежды.

Когда с этим покончено, можно приступать к созданию ликов. Стараемся делать их более выразительными, не отступая от принятых канонов.

В самый последний момент наносим орнаменты, декоративные элементы, надписи, украшаются обрамление и фон.

Шлифовка

Ее можно проводить как вручную, так и механически. Главное — удалить все недочеты и огрехи в резьбе. Конкретно в данном случае мне понадобилась лишь наждачная бумага, чтобы смягчить закругленные края обрамления и выровнять обратную сторону образка.

Тонировка

Учитывая то, что липа, которую мы использовали в работе, имеет светлый цвет, в традициях культовой резьбы ее нужно еще и тонировать. Нанесение тона зависит от замысла. Можно слегка прорисовать контуры складок одежды, а можно нанести яркие, насыщенные цвета в несколько слоев, проработав ими разные детали. Однако сегодня крайне редко применяется тотальная окраска.

Я же использую морилки на водной основе. Наношу их поэтапно несколько раз.

Защитный слой

Покрывать изделие лаком, воском или маслом — это решение следует принимать в зависимости от свойств древесины и идеи мастера, который точно знает, какого эффекта он желает добиться в результате.

Однако не стоит сбрасывать со счетов и такие нюансы, как последующее хранение изделия. Например, если икона делается для улицы, то ее необходимо подвергать особой обработке, чтобы она могла противостоять любым погодным условиям. Наш образок в таких испытаниях не нуждается. Пропитаем его на несколько слоев льняным маслом. На последнем этапе обработки добавим в льняное масло несколько капель эфирного масла. Кстати, не забудьте каждый слой тщательно отполировать мягкой тканью и высушить.

При желании можно украсить резную икону сусальным золотом, камнями, поталью или металлическими вставками. Но делать это нужно крайне деликатно, чтобы икона выглядела благородно и богато, а не безвкусно. А для этого нужны особые навыки и знания. Поэтому сегодня о таком декоре речи не идет.

Из истории

Самый расцвет «иконы на рези» относится к XVI — XVII векам. Тогда русские мастера предпочитали использовать в своей работе привычные и податливые для них породы — липу и сосну, березу, ольху, а также осину. Но в особых случаях прибегали к применению редких привозных материалов, таких как кипарис, можжевельник, тис и груша.

Рельефные иконы расписывались красками и покрывались сусальным и твореным золотом и серебром. Тонировка изделий проводилась природными пигментами. Часто иконы обжигались и украшались тиснением, а нередко и драгоценными камнями и прекрасными поделочными минералами. Использовались при этом и речной жемчуг, и янтарь, и металлические вставки с чеканкой, и дорогие ткани.

Мастер Скинарь (iconareznaya.narod.ru). Фото автора

Техника декупажа известна из глубины веков. Сначала её применяли для украшения мебели. Пик его популярности пришёлся на 17 век. Венецианцы искусно инкрустировали мебель в восточном стиле. Мастера вырезали картинки и наклеивали на поверхность и закрепляли 30-40 слоями лака. Относительно тех времен особенно недорогое удовольствие.

После Германии и Франции декупаж завоевал Англию, а во время войны Америку. В викторианской Англии почти в каждой семье был альбом для вырезания с пасторальными картинками, ангелочками. Юные мисс украшали свой дом в этом стиле.

Сегодня эта техника снова пользуется большой популярностью. В ней оформляют всё, что угодно. Чаще всего этот способ используют при украшении подарков. Обычная бутылка может превратиться в красивую вазу, а старая обшарпанная шкатулка в образец утонченности.

Почему, в таком случае, при подготовке подарка, к примеру, на Рождество или Новый год, не обратиться именно к этой технике? Предлагаем вам вместе с нами попробовать сделать картину-икону в стиле декупажа.

Нам потребуются:

2. отпечатанный рисунок,

3. клей ПВА,

4. кисточка,

5. шпатель,

6. платок или любая ткань.

Фото: АиФ/ Людмила Максимова

Процесс:

1. Выбираем изображение для нанесения на дерево. Редактируем его в любом иллюстраторе, увеличиваем контраст для печати. Отразите картинку по горизонтали - чтобы получилось зеркальное отображение. Распечатывайте картинку на хорошей глянцевой бумаге.

Фото: АиФ/ Людмила Максимова

Важно : отразить по горизонтали, распечатать на глянцевой фотобумаге.

2. Выбираем поверхность нужного формата. Дерево можно выпилить самому, в таком случае, не забудьте «ошкурить» доску, чтобы защитить ее от неровностей.

Фото: АиФ/ Людмила Максимова

3. Наносим равномерно тонким слоем клей ПВА на доску и размазываем кисточкой.

Фото: АиФ/ Людмила Максимова

4. Прикладываем к доске распечатанный рисунок. Приглаживаем тканью.

5. Выдавливаем воздух. Для этого подойдет шпатель или другой твердый предмет. За неимением шпателя, мы используем плоскую деревянную расческу.

Фото: АиФ/ Людмила Максимова

Важно: если вы плохо выдавите воздух, изображение не закрепится на доске.

Кладем на доску груз. Через десять часов снимаем и приступаем к последнему этапу работы.

Фото: АиФ/ Людмила Максимова

6. Отрываем приклеенный рисунок. Если слой бумаги останется на доске, аккуратно отслаивайте пальцем его от изображения, возможно, придется увлажнить поверхность слегка (!) намоченной тряпкой.

Смотрим на результат. Изображение полностью не отразилось на поверхности, вероятно, мы недостаточно хорошо выдавили воздух. Но, тем не менее, декупаж удался, получилась старинная икона.

Фото: АиФ/ Людмила Максимова

Разумеется, этим способом вы можете сделать не только икону, но и любую другую картину.

Кстати, в средние века в православной Церкви украшали иконы с помощью декупажа. В иконописи эта техника называется аппликацией на деревянную основу: изображения, вырезанные из дерева, кожи, ткани, бумаги наклеивались или прикреплялись на икону. В России такой декупаж стали использовать с 17 века, когда эту технику передали мастерам Оружейной палаты западные художники.

Декупаж салфетками

Приведем пример еще одного способа декупажа - салфетками.

Фото: АиФ/ Дарья Крайнова

  1. Зашкурьте сначала грубой наждачной бумагой, а потом мягкой деревянную поверхность, стеклянную - обезжирьте спиртом. Если ваша основа из металла - очистите ее от ржавчины и протрите спиртом.
  2. Задекорируйте основу белой акриловой краской. Это не только спрячет прежний, возможно, неприглядный фон, но и сделает вашу поделку более яркой.
  3. Выберите салфетки с нужным рисунком. Вырежьте изображение. Если вам лень мучиться с неудобной салфеткой и ножницами, просто промокните влажной кисточкой контур рисунка и вырвите из него изображение.
  4. Промокните рисунок в воде, отсоединяя два нижних белых слоя.
  5. Покройте поверхность клеем и приложите рисунок. Либо, наоборот, приложите сначала рисунок, а сверху покройте его клеем. Не спешите расправлять намокшую под клеем салфетку. Выдавите воздух чуть позже.
  6. Когда рисунок высохнет, покройте его несколькими слоями лака. Если ваша работа будет выставляться на улице, выберите лак на водной основе.

Все эти советы весьма просты, зато результат впечатляет. Творите, друзья. Дарите радость себе и близким, украшая то, что вас окружает.

Продолжение следует…

ИКОНЫ - не что иное, как святое изображение. Резные иконы выполненные на дереве-естественное стремление сделать святое изображение красивее и долговечнее. В первую очередь-это выражение любви и почитания тому образу, которому мы поклоняемся. Красота и роскошь присутствует не только в православии. но и в других религиях мира. Благоукрашение -это посвящение БОГУ своей жертвы в виде заработанных денег.Резные иконы-в первую очередь-почитание Бога, проявляемое в художественной символике. Украшение резьбой икон и церковной утвари-зримая философия почитания божественной сущности, заключенного в иконе.Резные иконы на термированном дереве-долговечное вложение. Обидно, когда почитаемый образ, купленный в виде репродукции или фотографий через год, а то и раньше, просто приходит в негодность. Это недопустимое кощунство! Именно поэтому мы выбрали путь резных икон, с использованием новейших технологий обработки дерева, что бы святой образ, находился рядом с нами на протяжении многих лет и намоленный ни одним поколением, хранил частицу Бога, передаваясь к потомкам, храня и защищая их, нашей и Божественной любовью и заботой.

В чем смысл резных икон?

ИКОНА РЕЗНАЯ СВЯТАЯ ТРОИЦА - или "Тройная радость"-для православных имеет особый смысл-чудотворная икона имеющая в своей основе Триединство божественного образа.

Проявление непрерывности существование Бога-она вносит в душу покой и уверенность в незримом присутствии Господа. Этой иконе молятсятысячи людей нуждающихся в душевном умиротворении и находящиеся в духовном поиске.

"НЕУПИВАЕМАЯ ЧАША - молитвы этой иконе, спасли миллионы людей от пагубных привычек-пьянства, наркомании, курении. Чудоворный образ-незримо охраняющий семьи и исцеляющий страждущих. Исцеление человека от алкоголизма-самое распространенное чудо-которое дарит образ Божьей Матери миллионам людей во всем мире.

ИКОНА РЕЗНАЯ "СВЯТАЯ МАТРОНА"-"Все, все приходите ко мне, после того как я умру и рассказывайте мне обо всем, как живой-я буду и слышать, и видеть вас и помогать в скорбях ваших" Нет правил или обязательного списка с которыми можно б было обратится к Матронушке, с любой бедой, с любой просьбой может прийти верующий и искренней молитвой своей, истинней верой, обращаясь к Матронушке, получить поддержкуи помощь. Ни от кого не отвернеться Великая Святая.

ИКОНА РЕЗНАЯ "ТИХВИНСКАЯ БОГОРОДИЦА"

Мало кто знает, что именно эта икона вляется покровительницей детей-имеенно эта икона способна помочь при обращении к ней матерей с просьбой усмирить буйный нрав ребенка и направить его на путь истинный. Именно с просьбой обисцелении больного ребенка следует обратиться к Тихвинской Богородице. Позаботиться она и о бесплодных-помогая им с чудом деторождения.

Оптимальной породой дерева используемой для иконных досок является кипарис.

Существует несколько видов кипарисов. Обыкновенный, болотный и кипарис Левзона. Кипарис обыкновенный порода заболонная, остальные ядровые. Имеет желтовато-розового цвета древесину с характерным приятным запахом. Структура плотная, однородная, без смоляных ходов. К достоинствам кипариса следует отнести устойчивость к короблению, воздействию атмосферных изменений (температура, влажность). Устойчив к поражению точильщиками, что объясняется наличием в древесине кипариса ароматических смол, отпугивающих насекомых. Недостатком кипариса является большое количество сучков обычно имеющихся в его древесине.

Из сортов древесины произрастающей в условиях умеренного климата лучшей по своим качествам является липа. Древесина липы однородная, мягкая, обладает малой плотностью и, следовательно, весом, что в иконописи немаловажно так как написание иконы требует горизонтального положения доски и во время работы ее приходится часто поворачивать. Помимо всего прочего липа очень легка в обработке имеет мало сучков, мало подвержена короблению и идеально подходит для икон с резными украшениями, так как является лучшим материалом для резьбы по дереву. К недостаткам липы следует отнести ее слабую устойчивость к поражению точильщиками. Иногда встречаются иконные доски из липы с наклеенными на тыльную сторону тонкими дощечками из кипариса, а также доски обработанные различными составами, отпугивающими насекомых.

В некоторых западноевропейских рукописях 17 века описаны составы для обработки досок с целью их защиты от поражения насекомыми вредителями. Такие составы в основном содержат чесночный сок. Иногда встречаются иконные доски с тыльной стороной имеющей темно коричневый или черный цвет. Предполагают что это следы обработки доски данными составами, кроме того, вполне возможно что коричневый цвет следы пропитки олифой, что также дает некоторую защиту от точильщиков и атмосферной влаги. Уже с 1 века было известно что древесина некоторых деревьев не поражается точильщиками из за наличия в ней различных ароматических веществ, отпугивающих насекомых. Именно таким сортам древесины и отдавалось предпочтение. В более позднее время тыльную сторону икон часто покрывали масляной краской, что помимо некоторой защиты от точильщиков, предохраняло доску от коробления, предотвращая ее одностороннее усыхание. Однако данный способ защиты от коробления не является стопроцентно эффективным.

Возвращаясь к описанию выбора материала для иконной доски стоит заметить, что два описанные выше сорта древесины, хотя и являются идеальными для использования в иконописи используются не очень часто, так как кипарис малодоступен, а липа относительно дорогостояща. Поэтому для иконных досок используются в основном малоценные породы древесины.

Тополь: ядровая порода. Заболонь белого цвета, ядро светло-бурое, годичные слои видны во всех срезах. Древесина мягкая, легкая, мало растрескивается при сушке. По свойствам, древесина тополя похожа на липу, но является излишне мягкой, что делает ее малоустойчивой к ударам, после которых остаются вмятины. Без учета мягкости, можно утверждать, что тополь практически не уступает древесине липы и может быть с успехом использован как материал для иконных досок.

Ольха: заболонная порода. Иногда имеет ложное ядро. Цвет в свежесрубленном состоянии белый, на воздухе темнеет (краснеет) и становится желтовато-красным. Годичные кольца малозаметны, сердцевинные лучи невооруженным глазом не видны, на поперечном срезе выявляются в виде светлых, радиальных линий. Древесина мягкая, легкая, мало коробится, очень стойка к влажности.
Клен: заболонная порода. Имеет белую древесину. Однородная с мелкими блестками, или с характерной рябоватостью и шелковистым блеском. По качествам близок к ольхе, но более твердый.

Ясень: ядровая порода. Ядро светло-бурое, постепенно переходит в широкую желтовато-белую заболонь. Имеет плотную древесину. Как материал для иконной доски малопригоден, так как при высыхании дает трещины.

Дуб: обладает многими хорошими качествами. Относительно использования древесины дуба для иконных досок имеются различные мнения. Некоторые источники указывают на непригодность дуба, как основы для икон. Такое мнение основывается на том, что древесина дуба имеет особую структуру, из за чего способна трескаться под слоем грунта, вызывая его разрушение. Другие источники об этом не упоминают и рекомендуют дуб для использования в иконописи ссылаясь на его прочность. Чем вызваны такие разногласия неизвестно, однако дубовые доски все же используются. Так, автору этих строк неоднократно приходилось видеть иконы выполненные на дубовых досках в Киево-Печерской лавре. Иконы были написаны примерно 100-120 лет назад, однако каких либо дефектов связанных с используемой древесиной не имелось.

Древесина дуба благодаря своей прочности идеально подходит для использования в качестве шпонок и деревянных штырей, которые применяются в качестве элементов крепления для иконных досок.

Осина: отличается мягкость, однородностью структуры, устойчива к точильщикам. Может быть применена для иконной доски, но очень часто имеет дупла и гнили внутри ствола, что может вызвать затруднения при изготовлении доски необходимого размера.

Береза: заболонная порода. Имеет однородное мелкоструктурное строение. Из-за рыхлости малопригодна для иконной доски, хотя и используется, кроме того, реагирует на изменения температуры и влажности, что приводит к короблению в больших массах древесины. К гнилям и вредителям малоустойчива.

Пихта: безъядровая порода . Имеет самую мягкую и легкую из хвойных пород древесину. Не имеет смоляных ходов.

Лиственница: ядровая порода. Имеет ярко выраженное большое темное ядро. Во многом сходна с сосной (см. ниже), стойка к гнилям, имеет исключительную морозостойкость.

Сосна и ель: различные внешне, трудноразличимы в виде древесины.

Ель: безъядровая порода. Спелодревесная, имеет смоляные ходы, но малосмолиста. Древесина однородная, белого цвета с легким желто-розовым оттенком, мягкая, легкая.

Сосна: ядровая порода. Со смоляными ходами. Заболонь желто-белого цвета, годичные слои четкие на всех срезах с резким переходом от ранних светлых к поздним темным.

Сосна, ель и лиственница одни из наиболее часто используемых в иконописи сортов древесины из-за их доступности и дешевизны. Однако, используя эти породы древесины необходимо учесть, что имеющиеся в них смоляные ходы, при повышении температуры выделяют находящиеся в них смолы, которые способны проступать на поверхности доски, иногда даже сквозь живопись. Такой дефект практически неустраним.

КАКОЕ ДЕРЕВО ПРИМЕНЯЛОСЬ ДЛЯ ЖИВОПИСИ

Самым лучшим деревом для живописи является липа, но иногда используется ель, ольха и кипарис. Доски делаются всегда из выдержанного сухого дерева и хорошо склеиваются столярным клеем. Сучки из досок вырезаются, иначе они все время дают осушку, а от этого на грунте появляются трещины. В места вырезанных сучков столярным клеем вклеиваются вставки. Делается это всегда с лицевой стороны и не глубже, чем на половину толщины доски. Чтобы грунт на доске держался более прочно, лицевая ее сторона отстругивается цинубелем (зубчатым рубанком) . Тыльная сторона доски тоже чисто остругивается, и в нее врезаются дубовые шпонки. Это предохраняет доску от коробления.

КАК ИЗГОТОВИТЬ ОСНОВУ ИЗ ДЕРЕВА

Для изготовления досок основы предпочитали мелкослойную древесину — липу, южный тополь, иву. Использовали также дуб, бук, кипарис, орех, иногда березу. Применение различной древесины для изготовления досок связано как с произрастанием тех или иных пород в различных климатических зонах, так и с местными традициями. Наиболее употребляемой породой при изготовлении досок в русской иконописи была липа, а в северных районах России довольно часто хвойные породы — сосна, ель, лиственница, кедр.

Доски под живопись изготовляли специалисты по обработке дерева — древоделы, редко сами художники. Доски, сделанные неспециалистами, отличаются низким качеством обработки.

Уже в XI—XII веках в России появляются иконы, высота которых иногда достигает двух метров и более. Размеры их обусловливались величиной церковных помещений. Например, икона XI— XII веков с изображением Петра и Павла, написанная для новгородского Софийского собора, имеет размер 236 х 147 см, «Благовещение» XII века для Георгиевского собора Юрьева монастыря в Новгороде — 229 х 144 см, «Георгий» из того же собора — 230 х 142 см; первая икона хранится в Новгородском историко-художественном музее, две другие — в Государственной Третьяковской галерее. Для военных походов и путешествий с дипломатическими целями русские люди заказывали иконы малого и среднего размеров. Например, икона «Спас» начала XIII века (Ярославский художественный музей), принадлежавшая ярославскому князю Василию, имеет размер 44,5 х 37 см.


Характер деформации досок выпиленных из различных участков ствола

Доски вытесывались из плахи топором и обстругивались теслом. Продольную распиловку бревен на доски в России, вероятно, начали производить только с XVII века (к этому времени относятся сведения в письменных источниках). При археологических раскопках в Чернигове и Новгороде в культурном слое XI века найдены пилы типа современной ножовки. Эти пилы могли быть использованы только для поперечного опиливания досок.

Следы инструмента при обработке доски являются надежным признаком в определении времени создания иконы. Различные инструменты, использованные при изготовлении доски, оставляют различные по характеру следы. От топора остаются зарубки, от скобеля — лункообразные борозды, от рубанка — плоские борозды. При позднейших поновлениях икон тыльную сторону их могли неоднократно выравнивать — перетесывать. Поэтому судить об их первоначальной обработке по тыльной стороне нужно с осторожностью. Зато на обнаженных частях лицевой стороны доски, где левкас бывает местами утрачен, можно видеть первичную обработку поверхности. На примере обработки лицевой стороны иконы XI—XII веков с изображением Петра и Павла видно, что после вытесывания досок топором их протесывали вдоль волокон скобелем, а после соединения их в один щит лицевую сторону дополнительно протесывали в поперечном направлении, чтобы сгладить неровности по месту соединения досок.


Лицевая (слева) и тыльная (справа) стороны иконы:
1 — поле,
2 — лузга,
3 — ковчег,
4 — паволока,
5 — врезная левосторонняя шпонка

На лицевой стороне доски делали углубление, которое называется ковчегом. Возвышающиеся над ковчегом края доски — это поле, а скос между полем и ковчегом — лузга.

Основу для иконы малого размера вырезали из одной доски; чтобы изготовить икону большого размера, соединяли несколько досок в один щит.

Для большей прочности между внутренними боковыми сторонами досок врезали небольшие, короткие планочки. Планочки различной конфигурации врезали в лицевую или тыльную сторону доски. Называли их в зависимости от формы — «карасиками», «сковородниками» или «ласточками». Врезанные в лицевую сторону доски «ласточки» изготовлялись с XVI века.

С тыльной стороны иконы или с торцевых ее сторон доски дополнительно скреплялись длинными рейками с различными поперечными сечениями — шпонками. В разное время применялись различные как по своей конфигурации, так и по способам крепления шпонки. Для византийских и русских иконных досок XI и последующих двух веков характерно прикрепление шпонок на торцевых частях и тыльной стороне доски посредством деревянных шипов или кованых железных гвоздей. Такие шпонки называются накладными торцевыми и накладными с тыльной стороны.

С XIV века накладные шпонки постепенно вытесняются врезными, вставляемыми в специально прорезанные пазы с тыльной стороны иконы, что давало возможность ссыхающимся или набухающим доскам скользить вдоль шпонок и не лопаться. В XIV—XV веках пазы чаще всего прорезали от одного края иконы до другого. Паз и шпонку обычно делали в сечении не прямыми, а клиновидно срезанными, что удерживало шпонку при усыхании. В XV веке пазы для шпонок стали делать короче ширины иконной доски на 5 — 10 см. Шпонки, слегка сужающиеся по длине, при этом начали вставлять навстречу — одна под другой, Однако форма поперечного сечения шпонки оставалась по-прежнему трапецевидной, а сама довольно толстая шпонка высоко выступала над тыльной стороной доски. В XVI веке шпонки изготовлялись уже более тонкими и менее выступавшими над плоскостью доски. В XVII веке их также делали плоскими, мало выступающими над тыльной поверхностью, но зато широкими, чтобы еще более усилить их сопротивляемость деформации (выгибу) доски.

С самого конца XVII века появились шпонки, врезанные в торцы доски. Такие шпонки хорошо обеспечивают сопротивление деформации только досок малого и среднего размеров. В иконах большого размера их не применяли.

При осмотре тыльной стороны икон нередко приходится встречаться с покраской ее масляными красками. Это делалось в более позднее время с целью предохранения досок от коробления и поражения жучками-точильщиками. Тыльные стороны досок часто имеют специфический коричневатый или черноватый налет. Предполагают, что это следы специальных обработок досок олифой или чесночным соком (применение последнего для защиты от жучков-точильщиков описано в западно-европейских манускриптах XVII века).

Уже в древности было известно (энциклопедические записки римского ученого Плиния, I век), что доски из кипариса, пинии и некоторых других деревьев не поражаются жучками- точильщиками, так как их древесина пропитана кедровым, лавандовым маслами и другими отпугивающими веществами. Со второй половины XVII века в Оружейной палате Московского Кремля некоторые небольшие иконки писали на кипарисовых досках, а к липовым иконным доскам с тыльной стороны иногда приклеивали кипарисовые доски. С этого же времени вплоть до начала XX века изготовлялись иконы небольших размеров, написанные на привозных кипарисовых досках. Со второй половины XIX века в России появляются иконы на кипарисовых досках, вывезенные из монастырей Афона (Греция).


Поперечный разрез иконы:
1 — доска,
2 — проклейка,
3 — паволока,
4 — левкас,
5 — красочный слой,
6 — защитный слой

Судить о времени написания икон можно по особенностям ковчега и полей. Например, поля икон XI—XII веков, как правило, широкие, а ковчег глубокий. С XIII века поля делали более узкими. Начиная с XIV века иконные доски иногда делали без ковчегов. С XIV по XVI век доски под иконы со средником, окруженным клеймами (сценами) жития, изготовляли с двойным ковчегом. Во внутреннем углублении размещали главное изображение иконы; на окружающей его более высокой плоскости писали сцены жития или избранных святых, а на полях также иногда помещали избранных святых и посвященные им тексты. В XVI веке ковчег обычно был неглубоким и лузга плавно переходила в углубление ковчега. В XVII веке переход между полем и лузгой вновь становится более резким. В XVIII—XX веках существовали все перечисленные виды обработки лицевой стороны доски. Их выбор зависел от вкусов заказчиков.

Что еще почитать