Условный рэкет эльвиры набиуллиной. Становление профессионального самосознания студентов-политологов бекасов олег борисович Экс-директор департамента госслужбы и кадров Минэкономразвития Бекасов осужден за мошенничество с премиальными

На правах рукописи

БЕКАСОВ Олег Борисович

СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ-ПОЛИТОЛОГОВ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ

Настоящее исследование посвящено проблеме становления профессионального самосознания студентов-политологов.

Актуальность

Профессиональное самосознание является одним из важнейших компонентов самосознания человека как субъекта деятельности. Его происхождение и развитие неразрывно связано с уровнем профессиональной подготовки и овладением профессиональным мастерством (Борисова Е.М., 1981; Овсянникова В.В., 1983; Ткачева Н. Ю., 1983; Жукова М.И., 1990; Райнаи Г., 1991; Васюк А.Г.; Миронова Т.Л., 1999).

Возникнув, профессиональное самосознание становится важным звеном в регулировании, как текущей деятельности, так и профессионального развития субъекта в целом (Борисова Е.М., 1981; Васьковская С.В., 1987; Козиев В.Н., 1980; Корнеева Л.Н., 1984).

От уровня развития профессионального самосознания зависит темп, успешность овладения профессией, вхождение в профессиональную общность (Кан-Калик В.Н., 1976).

В этой связи представляется чрезвычайно важным вопрос о психологических характеристиках лиц, осуществляющих своё профессиональное становление и развитие в области политической деятельности, особенно на этапе первичной профессионализации.

Несмотря на то, что в последние годы появилось значительное количество работ, посвященных тематике профессиональной деятельности политика, следует отметить, что акцент в них делается в основном на психологическом анализе политического лидерства. И из всего перечня, представленных в политической сфере профессий, выделялся только собственно политический деятель, при изучении личности которого применяются, как правило, лишь психобиографические методы и анализ результатов деятельности в виде психолого-морфологического анализа текста выступлений и печатных работ. Другие же профессии, чрезвычайно важные для представления об области политической деятельности как о целостной системе, анализу не подвергались. Необходимо отметить, что в данной сфере общественной практики осуществляют деятельность не только политик как субъект, реализующий представительскую деятельность и властную функцию, но и иные профессионалы.

Одной из проблем профессиональной подготовки политологов является их профессиональное самосознание, которое формируется в условиях неопределенного круга трудовых постов, которые она могут занимать по окончанию обучения. Так, например, врач, в процессе своей профессиональной подготовки, все время сужает круг профессиональных интересов и выходит на определенный тип трудового поста или профессиональную специализацию. Для политологов сам процесс профессиональной подготовки никоим образом не очерчивает ту профессиональную деятельность, которой в будущем им придется заниматься.

Таким образом, актуальность проблемы определяется ещё и тем, что изучение содержания профессионального самосознания и механизмов профессионального самоопределения субъекта профессиональной деятельности в области политической практики имеет не только теоретический интерес, но и связывается с повышением эффективности решения задач по формированию специалистов в области политической деятельности.

Объект исследования.

Объектом исследования являлся процесс становления профессионального самосознания специалистов в области профессиональной политической деятельности.

Предмет исследования

Предметом исследования явились связи определенных видов профессионального самоопределения в области профессиональной политической деятельности с системой личностных характеристик и индивидуально-психологических особенностей студентов-политологов. Тип этих связей выступает индикатором развития профессионального самосознания.

Цель настоящего исследования заключалась в выявлении особенностей самосознания студентов-политологов.

Гипотезы исследования:

1.Система профессиональных предпочтений выступает индикатором особенностей профессионального самосознания будущих специалистов в области политической практики.

2.Система профессиональных предпочтений динамична, ее специфика определяется этапом обучения в ВУЗе.

Задачи исследования:

1.Обзор основных теоретических подходов к анализу проблемы самосознания личности.

2.Анализ основных подходов к профессиональному самосознанию для выделения специфических особенностей этого вида самосознания личности.

3.Изучение взаимосвязи между видом профессионального самоопределения в области профессиональной политической деятельности, системой психологических характеристик личности, которая осуществляет этот выбор и профессиографической характеристикой предпочитаемого ею трудового поста.

4.Подготовка исследовательского инструментария, адекватного задачам исследования.

Методологической основой исследования выступили принципы детерминизма, развития, единства сознания и деятельности, сформулированные в трудах С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева и развивающиеся в работах их учеников и последователей, а также концепция развития субъекта труда, изложенная в работах Е.А. Климова.

Методы исследования.

При проведении эмпирической части исследования использовались следующие методы:

1.Анализ документов и экспертный метод для выделения перечня трудовых постов в области профессиональной политической деятельности.

2.Процедура ранжирования перечня трудовых постов в области профессиональной политической деятельности по степени личной привлекательности. Данный метод позволил определить вид профессиональных предпочтений испытуемых.

3.Вариант методики Дембо-Рубинштейн, заключающийся в оценивании испытуемыми по десятибалльной шкале «Обычные Люди - Политическая Элита» своего места в настоящий момент и места, которое испытуемый желал бы занимать в будущем после окончания ВУЗа. Методика направлена на определение самооценки и уровня притязаний.

4.Процедура выявления представлений испытуемых о профессионально важных качествах. Процедура заключалась в том, что испытуемые вначале составляли список профессионально-важных качеств, необходимых, по их мнению, для осуществления собственной профессиональной деятельности в будущем, а затем ранжировали его, оценивая представленность качеств у себя в настоящее время и у своего профессионального идеала.

5.Стандартизованный опросник психологических типов Майерс-Бригс (Mye rs-Вriggs Personality Ind i cator ). Методика направлена на определение совокупности индивидуально-психологических характеристик.

Достоверность результатов исследования обеспечивается сравнительным анализом различных теоретических подходов; использованием стандартизированных, проективных методов сбора эмпирических данных; принципами формированием выборки; сочетанием статистической и качественной обработки результатов.

Научная новизна работы.

В диссертации впервые:

1.Применены методы психологии труда для анализа области профессиональной деятельности, которая не исчерпывается лишь трудовым постом "политический лидер". Выделенные трудовые посты «Политический деятель - Лидер политического (общественного) движения», «Служащий системы аппарата политической партии (движения)», «Специалист в области политических технологий», «Специалист в области методов научного анализа политических процессов», «Преподаватель политологии в высшем учебном заведении», обеспечивают в своей совокупности всестороннюю реализацию функций политической системы.

2.В качестве индикатора уровня развития профессионального самосознания использовалось сочетание особенностей профессионального выбора со степенью интергированности профессионального самосознания.

3.Выявлено влияние исходных характеристик профессионального самосознания на динамику и направленность его изменения в период профессиональной подготовки.

Теоретическая значимость

В работе раскрыты закономерности формирования профессионального самосознания на этапе первичной профессионализации в условиях неопределенности будущих трудовых постов.

Практическая значимость работы.

Использованы авторские модификации и разработки методических приемов для исследования профессионального самоопределения. Теоретические и эмпирические результаты данной работы могут послужить основой для: формирования практических рекомендаций для УМО политологических факультетов ВУЗов, с целью повышения качества подготовки специалистов; профессионального консультирования оптантов, как при выборе профессии, так и при получении второго образования при переквалификации.

1.Система профессиональных выборов, выстраиваемая оптантом из всего многообразия возможных трудовых постов, соответствующей области общественной практики, отражает единство самопознания и эмоционально-ценностного отношения к себе как субъекту возможной профессиональной деятельности. Она может рассматриваться как интегративное выражение профессионального самосознания будущего специалиста.

2.Показателем развития профессионального самосознания выступает степень интегрированности образующих его структуру составляющих: «актуального образа Я», «образа идеального профессионала», «самооценки» и «уровня притязаний».

3.В процессе профессионального самоопределения профессиональные предпочтения студентов политологических факультетов подвержены изменениям. Характер этих изменений заключается в снижении привлекательности профессий с представительской составляющей и повышении интереса к профессиям обслуживающего типа.

4.Выделенные посредством кластерного анализа у студентов-политологов пять вариантов профессиональных выборов по-разному отражают взаимосвязь и преемственность социальных, организационных и психологических особенностей конкретных трудовых постов в области профессиональной политической деятельности. Конкретные выборы могут быть охарактеризованы как согласованные, частично согласованные и несогласованные.

5.Сложившаяся в настоящее время система подготовки политологов различно влияет на развитие профессионального самосознания, в зависимости от его особенностей на начальных этапах обучения. Так, согласованные варианты профессиональных выборов сочетаются с высоко интегрированным профессиональным самосознанием при наличии тенденции в результате обучения к улучшению качественных характеристик последнего, а несогласованные варианты сочетаются с частично интегрированным профессиональным самосознанием при наличии тенденции в результате обучения к ухудшению качественных характеристик последнего. Частично согласованные варианты профессиональных выборов характеризуются промежуточной тенденцией, заключающейся в сочетании с частично интегрированным профессиональным самосознанием при наличии тенденции в результате обучения к улучшению качественных характеристик последнего.

6.Осуществление личностью профессиональных предпочтений происходит в зависимости от системы психологических особенностей личности, которые объединяется понятием психологической тип (по К.Г. Юнгу).

Апробация работы.

Результаты исследования обсуждались на кафедре психологии труда и инженерной психологии МГУ им М.В. Ломоносова (Москва, 2001 г.), на кафедре социально-гуманитарных наук Государственного университета по землеустройству (Москва, 2001 г.). Основные результаты исследований докладывались на всероссийских и региональных конференциях: «Теоретические и практические вопросы подготовки психологов» (Набережные Челны, 2001), «Психология в меняющемся мире» (Челябинск, 2001).

Структура и объём диссертации.

Работа состоит из введения, пяти глав, заключения и приложений. Основной текст занимает 158 станиц, содержит 15 таблиц и 12 графиков. Список литературы включает 321 наименование, их них 78 на иностранных языках.

1.Психологические механизмы использования личностью власти // Факультетский сборник научных трудов, М.: ГУЗ , 2000 - 0,5 п.л ..

2.Проблема самосознания в психологии // Объединенный Научный Журнал, - 2001, №21, - 0, 5 п.л .

3.Психологический анализ профессионального самосознания // Объединённый Научный Журнал, - 2001, №24, - 0,45 п.л.

4.К вопросу о психологическом смысле понятия власти // Тезисы Региональной научной конференции, Челябинск, ЮУрГУ , 2001, - 0,1 п.л .

5.Выбор профессии госслужащего при профессиональном самоопределении будущих политологов // Тезисы Всероссийской Научно-Практической конференции, Набережные Челны: КЮУ , 2001, - 0,1 п.л.

Как сообщил "Росбалту" источник в правоохранительных органах, еще 27 марта 2012 года следственный отдел по Тверскому району СУ СК РФ по Москве возбудил уголовное дело в отношении "неустановленных должностных лиц Минэкономразвития" по части 1 статьи 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями). Вскоре расследование было приостановлено - в связи с невозможностью установить злоупотребивших чиновников, однако 8 августа его возобновили. Тогда же в деле была изменена статья УК РФ на 159-ю (мошенничество в особо крупном размере). На следующий день Бекасов был задержан, ему предъявили соответствующие обвинения. Тверской суд избрал отставному чиновнику меру пресечения в виде заключения под стражу.

По версии следствия, в сентябре 2009 года Бекасов, занимая должность директора департамента государственной службы и кадров Минэкономразвития, создал непредусмотренный законодательством и официально незарегистрированный "фонд директора". По его указанию, рядовые сотрудники МЭР отдавали в этот фонд значительную часть из выплаченных им ежеквартальных и годовых премиальных. В дальнейшем, как считают следователи, чиновник распоряжался этими средствами по собственному усмотрению.

"Бекасов выписывал завышенные премии сотрудникам МЭР, а они должны были их значительную часть передавать ему", - рассказал источник в правоохранительных органах. В материалах дела говорится как минимум об 11 чиновниках, которые делились с директором департамента премиальными. В среднем они выплачивали по 100 тыс рублей.

Защитники, впрочем, говорят о несостоятельности обвинений. "В этом деле больше вопросов, чем ответов, - отметил "Росбалту" адвокат Бекасова Николай Ведищев. - Заявления на него были поданы еще в 2009 году, а дело возбудили только спустя три года, когда Бекасов уже оставил свой пост. Что правоохранительные органы делали все это время? В постановлении о привлечении моего доверителя в качестве обвиняемого не указаны фамилии пострадавших, место и время передачи денег, точные суммы и т.д. Там вообще нет никакой конкретики, одни общие фразы. И на этом основании человека отправили в СИЗО. За 32 года адвокатской практики, я с таким сталкиваюсь впервые".

По словам Ведищева, во время задержания, допроса, предъявления обвинений и ареста Бекасов неоднократно требовал допустить к нему адвоката, с которым был заключен договор, но ему по непонятным причинам отказывали.

В результате адвокат обжаловал решение об избрании Бекасову меры пресечения в Мосгорсуде. Во время слушаний следователь настаивал на том, что, находясь на свободе, бывший чиновник может оказать воздействие на свидетелей по делу, являвшихся его подчиненными, или скрыться. Также он отметил тяжесть инкриминируемого Бекасову преступления, которое к тому же было совершено с использованием служебного положения. Адвокаты же указывали на то, что во время следственных действий были нарушены права их доверителя на защиту, материалы следствия носят размывчатые формулировки, в СИЗО значительно ухудшилось состояние здоровья Бекасова. Защитники попросили либо отменить решение об его аресте, либо выпустить экс-чиновника под залог.

Мосгорсуд принял решение оставить бывшего руководящего сотрудника МЭР под стражей: служители Фемиды согласились с доводами следствия о том, что он может оказывать воздействие на свидетелей. А изучать вопрос о недостаточности в деле доказательств - отказались. В Мосгорсуде сочли, что подобные вопросы будут рассматриваться во время слушаний по существу.

Олег Бекасов был назначен директором департамента МЭР в феврале 2008 года, когда министерством руководила Эльвира Набиуллина. Свой пост он оставил в августе 2011 года.

    Проблема возникновения самосознания.

    Основные подходы к пониманию феномена самосознания.

    Понимание самосознания с точки зрения категории «Я».

    Структура самосознания.

    Уровни самосознания.

    Развитие самосознания в онтогенезе.

Глава 2. Проблема профессионального самосознания личности в психологии.

    Развитие человека как субъекта труда и формирование профессионального самосознания.

    Формирование профессионального самосознания на различных этапах становления субъекта труда.

Глава 3. Организационные и методические аспекты исследования.

    Методы исследования.

    Этапы исследования.

    Подготовительный этап.

    Обоснование возможности использования метода среза.

    Этап собственно эмпирического исследования.

    Хронологические и территориальные рамки исследования.

    Статистические показатели.

Глава 4. Политика как область профессиональной деятельности.

    Подходы к толкованию понятия политики.

    Перечень трудовых постов, реализующих основные функции политической системы.

    Ориентировочная профессиограмма трудового поста «Политический деятель -Лидер политического (общественного) движения».

    Ориентировочная профессиограмма трудового поста «Служащий системы аппарата политической партии (движения)».

    Ориентировочная профессиограмма трудового поста «Специалист в области политических технологий».

    Ориентировочная профессиограмма трудового поста «Аналитик политических процессов».

    Ориентировочная профессиограмма трудового поста «Преподаватель политологии в ВУЗе».

Глава 5. Особенности профессионального самосознания студентов-политологов.

5.1. Характер профессиональных предпочтений студентов-политологов.

    Влияние процесса обучения на формирование приоритетных профессиональных предпочтений.

    Распределение трудовых постов по местам профессиональных предпочтений в зависимости от курса обучения.

5 Л.2.1. Трудовой пост Политика

    Трудовой пост Аппаратчика

    Трудовой пост Политтехнолога

    Трудовой пост Аналитика

    Трудовой пост Преподавателя

5.2. Варианты профессиональных выборов.

    Представленность вариантов профессиональных предпочтений в выборке

    Изменение вариантов профессиональных предпочтений от курса обучения.

5.3. Особенности профессионального самосознания у представителей различных
профессиональных предпочтений

    Вариант профессиональных выборов №1

    Вариант профессиональных выборов №2

    Вариант профессиональных выборов №3.

    Вариант профессиональных выборов №4.

    Вариант профессиональных выборов №5 Заключение.

Литература. Приложения.

Введение к работе

Настоящее исследование посвящено проблеме становления профессионального самосознания студентов-политологов.

Акт уальность

Профессиональное самосознание является одним из важнейших компонентов самосознания человека как субъекта деятельности. Его происхождение и развитие неразрывно связано с уровнем профессиональной подготовки и овладением профессиональным мастерством .

Возникнув, профессиональное самосознание становится важным звеном в регулировании, как текущей деятельности, так и профессионального развития субъекта в целом (36, 44, 95, 104).

От уровня развития профессионального самосознания зависит темп, успешность овладения профессией, вхождение в профессиональную общность (83).

В этой связи представляется чрезвычайно важным вопрос о психологических характеристиках лиц, осуществляющих своё профессиональное становление и развитие в области политической деятельности, особенно на этапе первичной профессионализации.

Несмотря на то, что в последние годы появилось значительное количество работ, посвященных тематике профессиональной деятельности политика, следует отметить, что акцент в них делается в основном на психологическом анализе политического лидерства. И из всего перечня, представленных в политической сфере профессий, выделялся только собственно политический деятель, при изучении личности" которого применяются, как правило, лишь психобиографические методы и анализ результатов деятельности в виде психолого-морфологического анализа текста выступлений и печатных работ. Другие же профессии, чрезвычайно важные для представления об области политической деятельности как о целостной системе, анализу не подвергались. Необходимо отметить, что в данной сфере общественной практики осуществляют деятельность не только политик как субъект, реализующий представительскую деятельность и властную функцию, но и иные профессионалы.

Одной из проблем профессиональной подготовки политологов является их профессиональное самосознание, которое формируется в условиях неопределенного круга трудовых постов, которые она могут занимать по окончанию обучения. Так, например, врач, в процессе своей профессиональной подготовки, все время сужает

круг профессиональных интересов и выходит на определенный тип трудового поста или профессиональную специализацию. Для политологов сам процесс профессиональной подготовки никоим образом не очерчивает ту профессиональную деятельность, которой в будущем им придется заниматься.

Таким образом, актуальность проблемы определяется ещё и тем, что изучение содержания профессионального самосознания и механизмов профессионального самоопределения субъекта профессиональной деятельности в области политической практики имеет не только теоретический интерес, но и связывается с повышением эффективности решения задач по формированию специалистов в области политической деятельности.

Объект исследован ия.

Объектом исследования являлся процесс становления профессионального самосознания специалиста в области профессиональной политической деятельности.

Предмет исследования.

Предметом исследования явились связи определенных видов профессионального самоопределения в области профессиональной политической деятельности с системой личностных характеристик и индивидуально-психологических особенностей студентов-политологов. Тип этих связей выступает индикатором развития профессионального самосознания.

Цель настоящего исследования заключалась в выявлении особенностей самосознания и самоопределения студентов-политологов.

Гипотезы исследования:

    Система профессиональных предпочтений выступает индикатором особенностей профессионального самосознания будущих специалистов в области политической практики.

    Система профессиональных предпочтений динамична, её специфика определяется этапом обучения в ВУЗе.

Зад ачи исследования:

    Обзор основных теоретических подходов к анализу проблемы самосознания личности.

    Анализ основных подходов к профессиональному самосознанию для выделения специфических особенностей этого вида самосознания личности.

    Изучение взаимосвязи между видом профессионального самоопределения в области профессиональной политической деятельности, системой психологических характеристик личности, которая осуществляет этот выбор и профессиографической характеристикой предпочитаемого ею трудового поста.

    Подготовка исследовательского инструментария, адекватного задачам исследования.

Метод ологической основой ис сле дования выступили принципы детерминизма, развития, единства сознания и деятельности, сформулированные в трудах С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева и развивающиеся в работах их учеников и последователей, а также концепция развития субъекта труда, изложенная в работах Е.А. Климова.

Методы исследования.

При проведении эмпирической части исследования использовались следующие методы:

    Анализ документов и экспертный метод для выделения перечня трудовых постов в области профессиональной политической деятельности.

    Процедура ранжирования перечня трудовых постов в области профессиональной политической деятельности по степени личной привлекательности. Данный метод позволил определить вид профессиональных предпочтений испытуемых.

    Вариант методики Дембо-Рубинштейн, заключающийся в оценивании испытуемыми по десятибалльной шкале «Обычные Люди - Политическая Элита» своего места в настоящий момент и места, которое испытуемый желал бы занимать в будущем после окончания ВУЗа. Методика направлена на определение самооценки и уровня притязаний.

    Процедура выявления представлений испытуемых о профессионально-важных качествах. Процедура заключалась в том, что испытуемые вначале составляли список профессионально-важных качеств, необходимых, по их мнению, для осуществления собственной профессиональной деятельности в будущем, а затем ранжировали его, оценивая представленность качеств у себя в настоящее время и у своего профессионального идеала.

    Стандартизованный опросник психологических типов Майерс-Бригс (Myers-Briggs Personality Indicator). Методика направлена на определение совокупности индивидуально-психологических характеристик.

Достоверность результатов исследования обеспечивается сравнительным анализом различных теоретических подходов; использованием стандартизированных, проективных методов сбора эмпирических данных; принципами формированием выборки; сочетанием статистической и качественной обработки результатов.

Научная нов изна работы .

В диссертации впервые:

    Применены методы психологии труда для анализа области профессиональной деятельности, которая не исчерпывается лишь трудовым постом "Политический лидер". Выделенные трудовые посты «Политический деятель -Лидер политического (общественного) движения», «Служащий системы аппарата политической партии (движения)», «Специалист в области политических технологий», «Специалист в области методов научного анализа политических процессов», «Преподаватель политологии в высшем учебном заведении», обеспечивают в своей совокупности всестороннюю реализацию функций политической системы.

    В качестве индикатора уровня развития профессионального самосознания использовалось сочетание особенностей профессионального выбора со степенью интергированости профессионального самосознания.

3. Выявлено влияние исходных характеристик профессионального самосознания на динамику и направленность его изменения в период профессиональной подготовки.

Теоретичес кая значимость.

В работе раскрыты закономерности формирования профессионального самосознания на этапе первичной профессионализации в условиях неопределенности будущих трудовых постов.

П рактическая значимость работы.

Использованы авторские модификации и разработки методических приемов для исследования профессионального самоопределения. Теоретические и эмпирические результаты данной работы могут послужить основой для: формирования практических рекомендаций для УМО политологических факультетов ВУЗов, с целью повышения качества подготовки специалистов; профессионального консультирования оптантов, как при выборе профессии, так и при получении второго образования при переквалификации.

Положения, выносимые на защиту.

    Система профессиональных выборов, выстраиваемая оптантом из всего многообразия возможных трудовых постов, соответствующей области общественной практики, отражает единство самопознания и эмоционально-ценностного отношения к себе как субъекту возможной профессиональной деятельности. Она может рассматриваться как интегративное выражение профессионального самосознания будущего специалиста.

    Показателем развития профессионального самосознания выступает степень интегрированности образующих его структуру составляющих: «актуального образа Я», «образа идеального профессионала», «самооценки» и «уровня притязаний».

    В процессе профессионального самоопределения профессиональные предпочтения студентов политологических факультетов подвержены

изменениям. Характер этих изменений заключается в снижении привлекательности профессий с представительской составляющей и повышении интереса к профессиям обслуживающего типа.

    Выделенные посредством кластерного анализа у студентов-политологов пять вариантов профессиональных выборов по-разному отражают взаимосвязь и преемственность социальных, организационных и психологических особенностей конкретных трудовых постов в области профессиональной политической деятельности. Конкретные выборы могут быть охарактеризованы как согласованные, частично согласованные и несогласованные.

    Сложившаяся в настоящее время система подготовки политологов различно влияет на развитие профессионального самосознания, в зависимости от его особенностей на начальных этапах обучения. Так, согласованные варианты профессиональных выборов сочетаются с высоко интегрированным профессиональным самосознанием при наличии тенденции в результате обучения к улучшению качественных характеристик последнего, а несогласованные варианты сочетаются с частично интегрированным профессиональным самосознанием при наличии тенденции в результате обучения к ухудшению качественных характеристик последнего. Частично согласованные варианты профессиональных выборов характеризуются промежуточной тенденцией, заключающейся в сочетании с частично интегрированным профессиональным самосознанием при наличии тенденции в результате обучения к улучшению качественных характеристик последнего.

    Осуществление личностью профессиональных предпочтений происходит в зависимости от системы психологических особенностей личности, которые объединяется понятием психологической тип (по К.Г. Юнгу).

Апробация работы.

Результаты исследования обсуждались на кафедре психологии труда и инженерной психологии МГУ им М.И. Ломоносова (Москва,. 2001 г.), на кафедре социально-гуманитарных наук Государственного университета по землеустройству

(Москва,. 2001 г.). Основные результаты исследований докладывались на всероссийских и региональных конференциях: «Теоретические и практические вопросы подготовки психологов» (Набережные Челны, 2001), «Психология в меняющемся мире» (Челябинск, 2001).

Структу ра и объём диссертации.

Работа состоит из введения, пяти глав, заключения и приложений. Основной текст занимает 158 станиц, содержит 15 таблиц и 12 графиков. Список литературы включает 321 наименование, их них 78 на иностранных языках.

Экс-директор департамента госслужбы и кадров Минэкономразвития Бекасов осужден за мошенничество с премиальными

Оригинал этого материала
© ИА "Росбалт" , 16.04.2014, За "оброк" для чиновников дали условный срок, Фото: via globalmsk.ru

Александр Шварев

Замоскворецкий суд Москвы вынес приговор бывшему директору департамента Министерства экономического развития (МЭР) РФ Олегу Бекасову. По версии следствия, еще будучи чиновником, он обложил сотрудников ведомства своеобразной "данью" - забирал у них значительную часть премиальных. Экс-директор департамента МЭР получил условный срок.

Расследование в отношении Олега Бекасова было завершено весной 2013 года. В окончательной редакции отставному чиновнику предъявили обвинения по части 4 статьи 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере). После утверждения прокуратурой уголовное дело было передано на рассмотрение в Замоскворецкий суд Москвы. Слушания, начавшиеся в июле 2013 года, продлились десять месяцев. Судебные заседания часто переносились из-за неявки свидетелей - бывших подчиненных Бекасова - или невозможности доставить из СИЗО в суд самого обвиняемого. Сам экс-чиновник вину не признавал.

Однако служители Фемиды признали его виновным, и приговорили к трем годам заключения условно.

По версии следственного отдела по Тверскому району ГСУ СК РФ по Москве, в сентябре 2009 года Бекасов, занимая должность директора департамента государственной службы и кадров Минэкономразвития, создал непредусмотренный законодательством и официально незарегистрированный "фонд директора". По его указанию рядовые сотрудники МЭР отдавали в этот фонд значительную часть из выплаченных им ежеквартальных и годовых премиальных. В дальнейшем, как считают следователи, чиновник распоряжался этими средствами по собственному усмотрению.

"Бекасов выписывал завышенные премии сотрудникам МЭР, а они должны были их значительную часть передавать ему", - рассказал источник в правоохранительных органах. В материалах дела говорится об 11 чиновниках, которые делились с директором департамента премиальными. В среднем они выплачивали по 100 тыс. рублей.

27 марта 2012 года было возбуждено дело в отношении "неустановленных должностных лиц Минэкономразвития" по части 1 статьи 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями). Вскоре расследование было приостановлено - в связи с невозможностью установить злоупотребивших чиновников, однако 8 августа 2013 года его возобновили. Тогда же в деле была изменена статья УК РФ на 159-ю (мошенничество в особо крупном размере). На следующий день Бекасов был задержан, ему предъявили соответствующие обвинения. Тверской суд арестовал бывшего чиновника. Его адвокаты неоднократно просили в судах разных инстанций изменить их доверителю меру пресечения на подписку о невыезде или денежный залог. В первую очередь они ссылались на состояние здоровья Бексова: он страдает рядом тяжелых заболеваний и значительную часть времени проводит в медицинской части СИЗО. Однако служители Фемиды всякий раз оставляли обвиняемого под стражей.

Сам Бекасов свою вину категорически отрицал, а за весь период следствия показаний не давал Его адвокаты ранее отмечали "Росбалту", что сотрудники МЭР подали заявления на Бекасова еще в 2009 году, а дело возбудили почему-то только спустя три года, когда Бекасов оставил свой пост. Также защитники заявляли агентству, что в материалах дела очень мало конкретики: не указаны место и время передачи денег, точные суммы и т.д.

Олег Бекасов был назначен директором департамента МЭР в феврале 2008 года, когда министерством руководила

Что еще почитать