Государственный бюджет. Основные источники доходов и структура расходов государства. Дефицит государственного бюджета К источникам доходов государства не относится

2. Источники формирования государственного бюджета

Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования фондов денежных средств, и поступают в распоряжение органов власти разного уровня.

Главный материальный источник доходов бюджета - национальный доход. Если для покрытия финансовых нужд его недостаточно, государство привлекает национальное богатство (совокупность материальных благ, созданных трудом предшествовавших и нынешних поколений и вовлеченных в процесс воспроизводства природных ресурсов, которыми располагает общество на определенный момент времени).

Огосударствление национального дохода осуществляется государством разными методами. Основными методами, используемыми органами государственной власти для перераспределения национального дохода и образования бюджетных доходов являются налоги, государственный кредит и эмиссия денег. Соотношение между ними различно по странам и по времени, определяется экономической ситуацией в стране, степенью остроты экономических, социальных и других противоречий, состоянием финансов и финансовой политикой государства.

Доходы государственного бюджета поступают из трех источников:

Налоговые поступления (федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также штрафы и пени);

Неналоговые поступления;

Доходы целевых бюджетных фондов.

Налоговые доходы составляют 84% Государственного бюджета, неналоговые доходы – 7%, доходы целевых бюджетных фондов – 9%.

Взносы в государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования и Фонд занятости) не относятся к налогам. Взносы вносятся на определенные цели; они возвратны и при этом не поступают в бюджетный фонд.

2.1 Налоговые поступления и государственные займы

Налоги - обязательные платежи, взимаемые государством (центральными и местными органами власти) с физических и юридических лиц в государственные и местные бюджеты. Являются одной из форм финансовых отношений, обеспечивающих распределение и перераспределение национального дохода в соответствии с экономическими и социальными задачами. Большинство налогов может быть отнесено в одну из трех групп: Пропорциональный налог взимается как определенный процент от доходов независимо от величины этих доходов (например, 1% в пенсионный фонд от любого заработка). Прогрессивный налог означает, что с высоких доходов взимается большой процент, чем с низких. На таком принципе строится подоходный налог. Регрессивный налог означает, что с низких доходов взимается более высокий процент, а с высоких доходов процент налога ниже.

Например, налог на продажи, как и все косвенные налоги, большим бременем ложиться на лиц с низкими доходами, чем на лиц с высокими доходами. Поэтому косвенные налоги носят, регрессивный характер. Прямые и косвенные налоги. Прогрессивное налогообложение связано в основном с прямыми налогами на доходы и наследство. Регрессивное и пропорциональное налогообложение в большей мере связано с косвенными налогами, как акцизные сборы, налоги с продаж, налоги с добавленной стоимости. В зависимости от источников изъятия существуют следующие виды налогов:

Подоходный налог на физических лиц (по доле в бюджете РФ 10,6%). Плательщиками подоходного налога с физических лиц в Российской Федерации являются физические лица, как имеющие, так и не имеющие постоянного места жительства в Российской Федерации (включая граждан иностранных государств);

Налоги на прибыль предприятий (по доле в бюджете РФ 10,6%). Плательщиками налога являются все юридические лица, но также филиалы фирм, предприятий и организаций, имеющие отдельный счет и баланс;

Налоги на имущество и наследство;

Налоги с продаж, акцизы (на нефть, природный газ, легковые автомобили, автомобильный бензин, этиловый спирт) и таможенные пошлины, налог с добавленной стоимости (НДС) (доля в бюджете 33%).

К налоговым доходам федерального бюджета относятся федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством Российской Федерации, а пропорции их распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трех лет при условии возможного увеличения нормативов отчислений в бюджеты нижестоящего уровня на очередной финансовый год. Срок действия долговременных нормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений в налоговое законодательство Российской Федерации. Так же доходы Федерального бюджета формируются за счет:

Налога на игорный бизнес;

Налог на покупку иностранных денежных знаков;

Лицензионных и регистрационных сборов;

Налога на операции с ценными бумагами;

Платежей за использование недрами и земельного налога;

Прочих налогов, сборов, пошлин и других платежей.

Основными доходами федерального бюджета являются налоговые, они составляют 93,5%, а около 34% от них составляет налог на добавленную стоимость. Необходимо отметить, что ряд федеральных налогов поступает в федеральный бюджет не полностью, часть из них направляется в бюджеты субъектов РФ и в местные бюджеты. Федеральный закон о федеральном бюджете на каждый год содержит перечень регулирующих и закрепленных федеральных налогов и платежей субъектов РФ. Например, ст. 27 ФЗ «О федеральном бюджете на 2001 год» установлено, что в бюджеты субъектов РФ в 2001 году зачисляются поступления от следующих федеральных налогов:

Налога на прибыль (доход) предприятий и организаций - по установленным ставкам в соответствии с действующим законодательством;

НДС на товары (работы, услуги), производимые (выполняемые, оказываемые) на территории РФ, за исключением налога на добавленную стоимость на драгоценные металлы и драгоценные камни, отпускаемые из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ;

Акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, водку и ликероводочные изделия, спиртосодержащие растворы, производимые на территории Российской Федерации, - в размере 50 процентов доходов;

Акцизов на остальные товары, производимые на территории РФ, за исключением акцизов на нефть (включая газовый конденсат), акцизов на услуги по ее перекачке и акцизов на природный газ, бензин;

Автомобильный и легковые автомобили, - в размере 100 процентов доходов;

Лицензионных и регистрационных сборов - в соответствии с действующим законодательством;

Подоходного налога с физических лиц - в размере 100 процентов доходов;

Налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте, - в размере 40 процентов доходов;

Платежей за пользование природными ресурсами - по нормативам, установленным действующим законодательством;

Платы за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами - в размере 60 процентов доходов;

Лесного налога - в размере 100 процентов доходов;

Платы за пользование водными объектами - в размере 60 процентов доходов;

Налога с розничных продаж - в размере 100 процентов доходов;

Прочих налогов, сборов, пошлин и других платежей, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ в соответствии с законодательством.

Доходы местных бюджетов, также как и доходы бюджетов субъектов федерации, состоят из собственных (закрепленных) и регулирующих доходов.

К ним относятся:

1. Отчисления от федеральных и региональных налогов;

2. Средства фондов финансовой поддержки регионов;

3. Дотации, субвенции, субсидии из вышестоящих бюджетов;

4. Средства, полученные из вышестоящего бюджета в порядке взаимных расчетов.

Собственные или закрепленные доходы представляют собой средства, принадлежащие субъекту бюджетного права, то есть они полностью или в твердо фиксированной доле на постоянной основе поступают в соответствующий бюджет, минуя вышестоящие.

К регулирующим доходам относится вся совокупность денежных средств, передаваемых из вышестоящих бюджетов в нижестоящие с целью регулирования (сбалансирования) их расходов и доходов.

Федеральный закон о федеральном бюджете на каждый год содержит перечень регулирующих и закрепленных федеральных налогов и платежей субъектов РФ.

С 1994 года в России в качестве регулирующих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации стали использовать средства, полученные из Фонда финансовой поддержки регионов. Финансовая помощь из этого Фонда оказывается регионам, поучившим статус «региона, нуждающегося в поддержке», или «региона, особо нуждающегося в поддержке».

Статус «региона, нуждающегося в поддержке» предоставляется регионам, у которых душевой бюджетный доход в планируемом году меньше среднедушевого бюджетного дохода по всем регионам РФ.

Статус «региона, особо нуждающегося в поддержке», предоставляется тем регионам, у которых объем бюджетных доходов меньше объема прогнозируемых в планируемом году бюджетных расходов.

С учетом этих двух статусов Фонд делится на две части, из которых соответственно выделяются средства регионам, нуждающимся в поддержке, и регионам, особо нуждающимся в поддержке. Выделение регионам средств из указанных частей Федерального фонда финансовой поддержки регионов согласно их статусу производится на основании установленной доли каждого региона в общем объеме средств соответствующей части этого дохода

Преимущества этого способа регулирования заключаются в том, что средства субъектам выделяются на основе единой для всех бюджетов методики, учитывающей бюджетные доходы, численность населения, проживающего на соответствующей территории.

Благодаря этому выделение средств субъектам федерации осуществляется на объективной основе – общей для всех регионов формуле расчета выделения средств из общего фонда финансовой поддержки.

Следующим по своему финансовому значению доходом бюджета являются государственные займы. К этому методу государство прибегает при бюджетных дефицитах, которые предусматриваются при составлении бюджета на предстоящий год. По мере усиления финансовой напряженности в странах и увеличения размера дефицита государство обращается к государственным займам. Государственные займы классифицируются:

По субъектам заемных отношений: размещаемые центральными и местными органами управления;

В зависимости от места размещения: на внутренние и внешние;

В зависимости от обращения на фондовом рынке: рыночные, которые свободно продаются и покупаются, и нерыночные, которые не подлежат обращению на рынке ценных бумаг;

В зависимости от срока погашения: краткосрочные (срок обращения до года), среднесрочные (от 1 до 5 лет) и долгосрочные (свыше 5 лет);

По характеру выплачиваемого долга: выигрышные (на основе лотереи), процентные и с нулевым купоном. С нулевым купоном обычно выпускаются ценные краткосрочные бумаги государства, они реализуются с дисконтом, т.е. ниже стоимости, а погашаются по номиналу.

Существуют два пути получения государственных займов:

Государственные займы, полученные у физических и юридических лиц путем выпуска ценных бумаг от имени государства;

Кредиты, полученные у центрального банка и других кредитных учреждений.

Увеличение объема кредитных операций государства ведет к росту государственного долга. Государственный долг тесно связан с налогами. Его погашение, выплата по нему процентов осуществляются в значительной мере за счет налоговых платежей либо новыми кредитными операциями.

При чрезвычайных обстоятельствах, когда получение государственных займов оказывается затруднительным, государство обращается к эмиссии бумажных денег - это самый непопулярный метод, так как вызывает рост денежной массы без соответствующего товарного обеспечения и приводит к усилению инфляционного процесса, который имеет тяжелые социально-экономические последствия.

Государственный бюджет представляет собой документ, в котором отражены расходы и доходы страны. Обычно он составляется на один календарный год (с 1 января до 31 декабря). Важность бюджета для государства сложно переоценить. Принимая во внимание его значение для всех сфер общественной жизни, его исполнение обеспечивается специальными законодательными нормами. Вместе с тем сам бюджет имеет силу нормативного акта. Далее в статье рассмотрим основные источники расходов и доходов государственного бюджета.

Функции документа

Государственный бюджет необходим:

  1. Для регулирования денежных потоков, укрепления связей между центром и регионами.
  2. Легального контроля работы правительства.
  3. Отражения сведений о действиях кабинета министров.
  4. Определения показателей экономической политики, формирования рамок допустимых действий правительства.

Почти в каждом экономическом институте (на предприятии, в банке, финансовом фонде) разрабатывается план получения средств и затрат, отражаются источники доходов и расходов.

Государственный бюджет является предпосылкой и считается финансовой основой работы власти, реализации ею функций, которыми наделило ее общество. С помощью этого документа обеспечивается решение вопросов, касающихся денежного регулирования как на макроуровне, так и в масштабах всего народно-хозяйственного комплекса в целом. Экономическое значение госбюджета заключается в том, что именно за счет него формируется существенная часть спроса. Основными источниками доходов государственного бюджета считаются средства населения.

Дефицит и профицит

Формирование доходов бюджета - завершающий этап движения денег. Средства идут от реального сектора экономики и прочих крупных финансовых сфер. Расходы, в свою очередь, являются конечным пунктом потока ресурсов, направленного на удовлетворение потребностей власти и общества.

Бюджетным дефицитом называют сумму, на которую поступления в бюджет меньше, чем затраты. Профицит, соответственно, представляет собой сумму, на которую величина доходов выше расходов. Он возникает довольно редко. Как правило, отмечается бюджетный дефицит, при котором для покрытия всех запланированных затрат необходимо найти дополнительные средства.

Классификация основных источников доходов государственного бюджета

Средства в казну поступают по внутренним и внешним каналам. К источникам доходов государственного бюджета относятся:

  1. Эмиссия (выпуск) и продажа векселей, облигаций (ценных бумаг).
  2. Ссуды, выделенные из бюджетов других уровней (регионального, местного).
  3. Средства Центробанка.

В данном перечне приведены внутренние финансовые каналы. Внешними источниками доходов государственного бюджета РФ считаются:

  1. Средства, вырученные от продажи ценных бумаг на международном финансовом рынке.
  2. Кредиты, полученные от иностранных банковских и других международных финансовых структур.
  3. Ссуды, выделенные иностранными правительствами.

Внутреннее и внешнее финансирование в совокупности формирует общий объем поступлений в казну.

Требования к бюджету

Финансовый документ, регламентирующий поступления и затраты государства, не должен закреплять строгую привязку источников формирования доходов государственного бюджета к статьям расходов. У правительства должна быть возможность оперативно определять первоочередные задачи и способы их решения. В этом случае будет обеспечиваться гибкость государственной экономической политики.

Важнейший принцип формирования госбюджета - соблюдение иерархии бюджетов. В федеральную казну, к примеру, не могут включаться денежные потоки с других уровней. Соблюдение этого принципа позволяет обеспечить автономность бюджетов.

В финансовом документе должны отражаться все доходы и затраты, подконтрольные правительству.

Поступления в казну

Государственные доходы представляют собой часть национальных денежных средств. Их распределение осуществляется через поступление в собственность и распоряжение власти.

Доходы казны предназначены для формирования финансовой базы, используемой, в свою очередь, для реализации социально-экономической политики, обеспечения обороноспособности и безопасности страны.

Виды поступлений

В соответствии со статьей 41 БК, основными источниками доходов государственного бюджета являются налоговые и неналоговые поступления, а также безвозмездные перечисления.

В доходные статьи бюджета на предстоящий год включаются средства, оставшиеся на конец предыдущего периода.

Налоговые поступления предусматриваются законодательством РФ. К их числу относят, собственно, региональные, местные и федеральные сборы и налоги, а также штрафы и пени.

Нормативное регулирование

Из анализа норм БК можно заключить, что налоги являются главным источником доходов государственного бюджета. В Кодексе содержится достаточно много статей, посвященных этим поступлениям.

Так, согласно положениям ст. 49, к источникам доходов государственного бюджета относятся собственные налоговые платежи, поступающие в федеральную казну, кроме средств, передаваемых в качестве регулирующих доходов в финансовые системы регионального и местного уровней. В ходе исполнения госбюджета средства могут поступать в порядке взаимозачета.

В соответствии со статьей 55 БК, доходы региональных бюджетов формируются за счет собственных налогов и регулирующих поступлений. Исключение составляют средства, передаваемые муниципалитетам.

В 60-й статье БК установлено, что местные бюджеты формируются за счет своих собственных доходов и части федеральных и региональных налогов. Местную казну составляют средства, полученные от продажи и использования муниципальной собственности, предоставления местными структурами власти платных услуг и т. д.

Неналоговые поступления

Эти источники доходов государственного бюджета представлены в виде:

  1. Имущества, являющегося госсобственностью. В казну поступают средства, полученные от продажи ценностей, иного их возмездного отчуждения, а также от их использования.
  2. Услуг, предоставляемых соответствующими структурами госвласти на платной основе.
  3. Средств, полученных при применении мер ответственности (уголовной, гражданско-правовой, административной). В число этих источников доходов государственного бюджета входят конфискации, штрафы, суммы, полученные при возмещении ущерба, нанесенного РФ, регионам, муниципалитетам, а также другие принудительно изъятые суммы.
  4. Финансовой помощи, ссуд, полученных из бюджетов других уровней.
  5. Прочих неналоговых поступлений.

Источниками доходов государственного бюджета признаются суммы, вырученные за пользование госсобственностью. Речь, в частности:

  1. О сдаче имущества в аренду.
  2. Процентах по остаткам бюджетных средств, находящихся на счетах финансово-кредитных структур.
  3. Прибыли, полученной с долей в уставном капитале хозяйствующих обществ, либо дивидендах по акциям, принадлежащим РФ, субъектам или муниципалитетам.

Собственные и регулирующие доходы

Собственными поступлениями казны признаются средства, закрепленные за ней частично или полностью на постоянной основе. Такие доходы могут быть и налоговыми, и неналоговыми.

Регулирующими поступлениями являются федеральные и региональные обязательные платежи, в отношении которых установлены нормативы отчислений в бюджеты субъектов или муниципалитетов на предстоящий финансовый год. Соответствующие нормы определяются в законодательстве того уровня финансовой системы, из которой передаются средства.

Обязательные отчисления

В НК установлена обязанность для всех субъектов хозяйственной деятельности уплачивать сборы и налоги в государственный бюджет. Основным источником доходов являются именно эти платежи. Они разделяются на прямые и косвенные налоги. Последние являются главным источником доходов государственного бюджета. Они представлены в виде налогов, которыми облагаются потребители. В их числе - НДС, акцизы, таможенные сборы и пошлины. Косвенные отчисления влияют на уровень цен и на структуру потребления.

Прямыми налогами называют средства, которые взимаются непосредственно с источника их появления. К ним следует отнести налог с прибыли, НДФЛ и пр.

В системе косвенных платежей особое значение имеет НДС. Его доля составляет порядка 40 % от всех поступлений. В этой связи НДС часто считают главным источником доходов государственного бюджета. Акцизы представляют собой федеральные налоги, взимаемые с ограниченной группы товаров. Ключевым признаком такой продукции является ее высокая доходность. В числе товаров, облагаемых акцизами (подакцизных товаров), присутствуют бензин, табачные изделия, нефть, алкоголь, природный газ и т. д.

Прямые налоги могут выступать не только в качестве источника доходов государственного бюджета. Аналогичные платежи устанавливаются и на региональном, и на местном уровнях. Это будет зависеть от местонахождения предприятия, его масштабности.

Ставки НДФЛ - еще одного важнейшего источника доходов государственного бюджета - различаются в разных странах и могут варьироваться от 6 до 45 %. В РФ подоходный налог взимается по ставке 13 %.

Классификация поступлений по уровням

Налоги могут быть федеральными, местными или региональными. В число первых включены НДС, НДФЛ, отчисления с прибыли, таможенные сборы, акцизы. Региональными являются платежи с имущества организаций, отчисления с реализации продукции, лицензионные сборы и пр.

Местными являются налоги, которые вводятся в действие муниципальными правовыми актами.

Особенности формирования доходных статей госбюджета

Поступление средств в казну осуществляется на основании положений НК и БК. Средства из источников доходов государственного бюджета признаются поступившими с момента совершения финансовой организацией операции по зачислению их на счет компетентной структуры, отвечающей за пополнение казны и расходование ее средств.

Бюджетные расходы

Они осуществляются по единым методологическим принципам на всех уровнях финансовой системы. При этом действуют единые нормативы минимальной обеспеченности на предоставление госуслуг. Их определяет правительство.

Расходы казны разделяют на капитальные и текущие. К первым следует относить затраты на инновации и инвестиционную деятельности. В их составе:

  1. Расходы на инвестиции согласно утвержденной программе.
  2. Средства, выделяемые в виде бюджетных ссуд и кредитов юрлицам.
  3. Затраты на капремонт объектов госсобственности.
  4. Расходы, необходимые для расширения производства.

Из капитальных затрат формируется бюджет развития. Правила его создания устанавливаются федеральным законодательством.

К текущим относят расходы, направленные на обеспечение работы органов госвласти, структур регионального и муниципального управления.

Формы осуществления затрат

Расходы бюджета выражены:

  1. В ассигнованиях на содержание и организацию деятельности бюджетных организаций и учреждений.
  2. Оплате работ, услуг, продукции по муниципальным либо государственным контрактам.
  3. Трансфертах населению.
  4. Бюджетных кредитах, субсидиях, субвенциях.
  5. Инвестиций в капиталы вновь созданных либо уже действующих организаций.
  6. Кредитов зарубежным странам.
  7. Затрат на обслуживание и выплату госдолга.

Получателями средств выступают бюджетные учреждения.

Система расходов

За счет затрат, осуществляемых из средств казны, государство осуществляет воздействие на социально-экономическое состояние общества.

Расходование средств производится в размерах и по направлениям, устанавливаемым федеральным законом и другими нормативными актами. Затраты бюджета можно классифицировать по разным критериям. Ключевым признаком дифференциации считается направление финансирования. Бюджетные средства могут расходоваться на реализацию социальной, экономической, оборонной и иных функций.

За счет средств государственной казны осуществляется финансирование:

  1. Деятельности властных структур.
  2. Науки.
  3. Национальной обороны.
  4. Реального экономического сектора.
  5. Государственных резервов.
  6. Внутреннего и внешнего долга.
  7. Системы регулирования финансового потенциала страны.

Вместе с тем существует несколько направлений, требующих затрат не только из государственного, но и регионального, и местного бюджетов. К ним относят финансирование:

  1. Правоохранительной деятельности.
  2. Экономических отраслей. Речь, в первую очередь, о сельском хозяйстве, строительстве, работе транспортных предприятий, организаций связи.
  3. Противопожарной безопасности.
  4. Науки и социокультурных мероприятий.

Ключевым принципом разграничения расходов в бюджетной системе является соответствие их полномочий, закрепленных за органами власти того или иного уровня.

Заключение

Формирование бюджета - сложнейшая задача. При составлении расходных и доходных статей должны учитываться не только потребности, но и возможности государства и общества. К приоритетным направлениям финансирования в настоящее время относятся:

  • Социальная сфера.
  • Судебная система.
  • Военная сфера.
  • Здравоохранение.
  • Образование.

Для обеспечения нормального функционирования этих областей необходим большой объем денежных средств. Перед правительством стоит задача найти перспективные источники доходов. Увеличить объем средств можно, безусловно, за счет повышения налогов. Однако, как показывает практика, эта мера может быть только временной и использоваться на период кризиса.

Для увеличения объема поступлений необходимо развивать внешнеторговые связи, устанавливать контакты с зарубежными предприятиями, развивать отечественное производство. В настоящее время достаточно успешно развивается сырьевой сектор экономики. Россия является крупным поставщиком газа в разные страны мира. За счет продажи этого сырья в казну поступает немало денежных средств. Однако сегодня их крайне недостаточно для поднятия экономики страны.

На государственном уровне разрабатываются различные программы развития народно-хозяйственного комплекса. Сегодня упор делается на отечественное производство, поставки российской продукции за рубеж. Конечно, существующие проблемы во взаимоотношениях РФ и Запада создают значительные препятствия при реализации государственной экономической политики.

Поэтому в собственность и распоряжение государства направляется часть страны в виде различных денежных платежей и поступлений. В результате оно располагает своим и, т.е. государственными, доходами. Они находятся в собственности Федерации и ее субъектов. Распоряжаются ими соответствующие органы государственной власти. Кроме того, собственными доходами располагают муниципальные образования. Это муниципальные (местные) доходы, распоряжение и управление которыми осуществляют .

Доходы государства — это часть национального дохода страны, обращаемая в процессе его распределения и перераспределения через различные виды денежных поступлений в собственность и распоряжение государства с целью создания финансовой базы, необходимой для выполнения его задач по осуществлению социально-экономической политики, обеспечению обороны и безопасности страны, а также для функционирования государственных органов.

Муниципальные (местные) доходы также являются частью национального дохода и служат созданию финансовой основы местного самоуправления, используются для решения вопросов местного значения исходя из интересов населения соответствующей территории.

Государственные доходы зачисляются в различные государственные денежные фонды — в разных уровней, внебюджетные целевые государственные фонды. Муниципальные (местные) доходы поступают, соответственно, в муниципальные денежные фонды — и . Часть доходов остается в распоряжении государственных или муниципальных предприятий.

Классификация доходов государства

Действующая в Российской Федерации система государственных и местных доходов базируется на принципе единства . Он выражается в том, что в законодательстве РФ определяются виды государственных и местных доходов, принципы их распределения между Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями. Поэтому при наличии соответствующих источников в стране повсеместно используются одни и те же виды денежных поступлений.

Составляя единую систему, государственные и местные доходы классифицируются по группам. В основу классификации могут быть положены различные признаки, отражающие наиболее существенные черты государственных и местных доходов.

Так, классификация доходов государства по социально-экономическому признаку дает наиболее полное представление об их источниках, о связи доходов с различными формами собственности, об эффективности последних в формировании доходов государства. В соответствии с этим признаком в системе доходов государства и муниципальных образований выделяются поступления:

  • от государственного или муниципального хозяйства, образующиеся главным образом в результате производственной деятельности государственных или муниципальных предприятий, а также от использования имущества и природных ресурсов государства или муниципальных образований (например, лесов, водоемов, других природных ресурсов, от приватизации государственной и муниципальной собственности);
  • от предприятий и организаций негосударственных форм собственности (налоги, сборы, другие платежи);
  • от совместных предприятий, иностранных предприятий и организаций, действующих на территории РФ;
  • от личных доходов граждан.

В зависимости от территориального уровня доходы подразделяются на:

  • федеральные;
  • доходы субъектов Федерации;
  • местные доходы муниципальных образований.

В зависимости от юридических особенностей и юридической формы денежных поступлений среди доходов государства и муниципальных образований можно выделить платежи и поступления:

  • налоговые;
  • неналоговые.

Свойственны признаки обязательности и индивидуальной безвозмездности по юридической форме, регулярности поступления от определенного налогооблагаемого объекта. Однако более разнообразными по формам и методам взимания являются неналоговые платежи и поступления. Как уже говорилось выше, они могут быть обязательными и добровольными.

Если принять во внимание порядок образования и использования государственных и муниципальных (местных) доходов , то их можно подразделить на две группы:

  • централизованные;
  • децентрализованные.

Децентрализованные государственные (и местные) доходы - это доходы государственных (и муниципальных) предприятий, организаций, которые остаются в их непосредственном распоряжении и используются ими самостоятельно на производственные и социальные нужды. Главным образом, это часть прибыли предприятий. Средства предприятий, относящиеся к государственной или муниципальной собственности, закреплены за такими предприятиями и принадлежат им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, как и другое закрепленное за ними имущество (ст. 114, 115 ГК РФ). 11редприятие после уплаты налогов самостоятельно распоряжается своей прибылью и другими находящимися в его распоряжении доходами.

К централизованным (в разных территориальных масштабах) доходам относятся доходы, сосредоточенные в государственных и местных бюджетах и таких же внебюджетных фондах. Именно эти доходы ГК РФ относит к федеральной государственной казне, государственной казне субъектов Федерации, муниципальной казне, отграничивает их от средств, закрепленных за государственными и муни ципальными п редприятиями.

Доходные источники государственных и местных бюджетов, как правило, не имеют специального целевого назначения. Это позволяет направлять их в соответствующее время на наиболее важные, приоритетные потребности общества для финансирования намеченных программ.

Особенности формирования доходов государства

В формировании доходов государства и муниципальных образований важная роль принадлежит неналоговым доходам. Они отличаются от налогов особенностями форм платежей и методов привлечения в распоряжение государства и муниципальных образований, содержанием прав и обязанностей плательщиков, с одной стороны, и органов государственной власти и местного самоуправления — с другой.

Неналоговые доходы государства и муниципальных образований — это поступающие в их распоряжение доходы от использования государственного и муниципального имущества и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, платежи эквивалентного и штрафного характера, а также средства, привлеченные на добровольных началах.

В отличие от налогов, неналоговые доходы могут быть не только обязательными, но и добровольными платежами. В частности, на добровольных началах проводятся государственные и муниципальные лотереи, служащие источником доходов государства и муниципальных образований, выпуск государственных и муниципальных ценных бумаг, привлечение средств в государственные и муниципальные внебюджетные фонды и учреждения в порядке благотворительной деятельности и др.

Неналоговым платежам обязательного характера в отличие от налогов свойственна определенная возмездность, поскольку их взимание обусловлено предоставлением плательщику права на осуществление какой-либо деятельности (лицензионные сборы), получение юридически значимых услуг (регистрационные сборы), на пользование государственным или муниципальным имуществом (арендная плата) и т.п. Поэтому плательщики вправе потребовать от государственных или муниципальных органов совершения действий, предоставления услуг и т.п., связанных с данным платежом. Причем такие платежи могут иметь целевое назначение, т.е. расходоваться на тот объект, за пользование которым они были уплачены (платежи за пользование природными ресурсами).

Все большее значение приобретает привлечение в распоряжение государства и муниципальных образований средств на договорных, добровольных и возвратных началах. Среди них важная роль принадлежит институтам государственного и муниципального кредита, в том числе государственным и муниципальным займам, институтам страхования.

На добровольных началах государство и муниципальные образования привлекают средства путем проведения лотерей.

Лотерея — форма добровольного привлечения средств населения путем продажи лотерейных билетов, при которой часть привлеченных средств разыгрывается в виде денежных или вещевых выигрышей и выплачивается владельцам выигравших билетов.

Нормативно-правовое регулирование лотерей в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом РФ от 11 ноября 2003 г. «О лотереях», вступившим в силу 1 января 2004 г. Согласно данному Закону лотерея — игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи.

контрольная работа

2. Источники государственных доходов

Государственные доходы представлены той частью финансовых отношений, которая связана с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства (в лице различных его структур) и государственных предприятий. Аккумулируемые государством финансовые ресурсы относятся к разряду централизованных доходов, а остающиеся в распоряжении государственных предприятий - децентрализованных.

Централизованные государственные доходы формируются в основном за счет налоговых поступлений, доходов от внешнеэкономической деятельности, платежей населения.

Децентрализованные государственные доходы - образуются из денежных доходов и накоплений самих предприятий. В составе централизованных государственных доходов основное место занимают доходы бюджета, за счёт которых обеспечивается решение экономических и социальных задач развития общества. Помимо их к централизованным государственным доходам относятся ресурсы государственных внебюджетных фондов - социального страхования, пенсионного, фонда занятости населения.

Объектами бюджетных отношений являются прибыль и заработная плата, налоговые платежи с которых являются источником формирования бюджетных доходов. Объектом государственных кредитных отношений являются временно свободные финансовые ресурсы предприятий (организаций, учреждений) и сбережения населения.

Главным источником формирования государственных доходов является национальный доход. Но иногда, особенно в период наступления чрезвычайных обстоятельств (война, крупное стихийное бедствие), в качестве источника государственных доходов может выступать ранее накопленное национальное богатство.

Все источники государственных доходов можно разделить на две группы - внутренние и внешние.

К внутренним государственным доходам относятся национальный доход и национальное богатство, создаваемые внутри страны и используемые государством для выполнения присущих ему функций.

К внешним государственным доходам относится национальный доход, а в исключительных случаях - и национальное богатство другой страны, если они заимствуются в форме государственных займов или поступают в виде репарационных платежей.

Состав государственных доходов в значительной мере обусловлен методами, с помощью которых государство аккумулирует необходимые ему денежные средства. В условиях рыночной экономики основными методами мобилизации государственных доходов являются налоги (в разных их формах), займы и эмиссии. Совокупность всех видов государственных доходов составляют систему государственных доходов, которая призвана решать не только фискальные, но и экономические задачи - стимулировать рост производства и повышение его эффективности, влиять на размещение производительных сил по территории страны, содействовать ускорению научно-технического прогресса.

Налоги занимают центральное место в системе государственных доходов. Они являются универсальной и вместе с тем исходной категорией, выражающей основные свойства финансов. Именно в условиях функционирования рыночной экономики налоговая форма становится преобладающей в общей системе финансовых взаимосвязей. Налоги имеют фискальное, экономическое и социальное значение.

Имеется множество различных налогов, которые устанавливают власти. Но прежде чем рассмотреть их основные виды, еще раз напомним общие типы налоговых систем. Прогрессивный налог (относящийся соответственно к прогрессивной системе налогообложения) - нарастающее по мере увеличения дохода налоговое изъятие из дохода.

Понятие "облагаемый налогом доход" логично предполагает наличие необлагаемого дохода. Во многих странах существует необлагаемый минимум годового дохода. Его наличие или отсутствие зависит от исторических, экономических и других особенностей конкретной страны. В США в 30-е гг. был на довольно высоком уровне (что исключало значительную часть населения из налогоплательщиков), но со вступлением США во Вторую мировую войну он был опущен до 500 долл. в год, в результате чего практически все население страны стало налогоплательщиками.

Доход из всех источников и видов деятельности облагается подоходным налогом. Но лишь доходы от наемного труда и от индивидуальной трудовой деятельности являются предметом обложения налогом на фонд заработной платы. Поступления от этого налога используются для финансирования социальных мер защиты населения (пенсии по старости, инвалидности, пособия по безработице, многодетным семьям и т.д.). Эта статья бюджетных доходов во всех странах является, как правило, второй (после подоходного налога) по объему ресурсов, приносимых в бюджет. Подоходный налог и налог на фонд заработной платы - прямые налоги.

Налог на фонд заработной платы принадлежит не к прогрессивному, а к пропорциональному типу налогообложения. Пропорциональный налог - налог, который взимается в равной процентной доле с любого уровня дохода

Регрессивное налогообложение - изъятие налогов, при котором налоги изымают все меньшую часть дохода по мере того, как доход увеличивается. Поскольку часть налогов не применяется к определенным низким уровням доходов, постольку получается, что в процентном исчислении с высоких доходов взимается относительно меньшая доля в качестве налога. После налоговой реформы 1986 г. в США, например, предельная налоговая ставка составляла 33% и применялась к доходу от 71 900 до 149 250 долл., а к доходу свыше 149 250 долл. применялась ставка в 28%.

Одним из универсальных во всем мире налогов является налог на продажи, которым облагается огромный набор потребительских покупок товаров и услуг. Налог, которым облагаются некоторые специфические товары (табачные изделия, спиртные напитки), называется акцизным налогом. Акцизы - частный случай налога на продажи. Налог на продажи и акцизы принадлежат к косвенным налогам, они "спрятаны" в цене товаров и услуг. Налог на имущество - основной источник доходов местных властей во многих странах. Этот вид налога вызывает особенно много социальных конфликтов. Во-первых, считается, что он слишком обременителен после выплаты подоходных, социальных налогов, налогов на продажу и др. (как последняя капля, которая переполняет чашу терпения). Во-вторых, чтобы его взимать, нужно оценить имущество, чем занимается специальная служба, часто допускающая много злоупотреблений. У этого налога есть еще одна особенность - он взимается независимо от того, обладает владелец недвижимости и другого имущества какими-либо доходами или нет. Следовательно, он составляет одну из основ автономной части налогов, которые могут взиматься при полном отсутствии доходов.

Бухгалтерская прибыль фирм облагается налогом на доход корпораций. К доходу корпораций, как правило, применяется прогрессивная шкала налогов. Указанный налог может стимулировать инвестиции за счет заемных ресурсов, а не за счет капитала фирмы. Это происходит потому, что обычно не делается никаких корректировок для факторов производства, которыми владеет сама фирма, и акционерного капитала, инвестируемого собственниками фирмы. Фирма, которая применяет заемные средства для инвестиций, должна будет платить процент, который она в качестве своих затрат вычтет из бухгалтерской прибыли и суммы своей налоговой ответственности. Если эта же фирма для инвестиций применяет свой акционерный капитал (т.е. увеличивает свой акционерный капитал за счет дополнительной эмиссии акций), то в бухгалтерской отчетности затраты на процент не появятся. Поэтому, несмотря на наличие альтернативных затрат (упущенной выгоды) капитала, независимо от того, создаются они инвестированием за счет долга или выпуска акций, налоговую ответственность фирмы сокращают только проценты за долг.

Некоторые доходы государства создаются не налогами. Государство может заставить потребителей (физических или юридических лиц) оплачивать предоставляемые им властями товары и услуги. Местные власти обеспечивают коммунальные, транспортные, медицинские, санитарные и другие услуги, которые производятся фирмами, принадлежащими властям либо имеющими от них лицензию, но в любом случае приносящими доход от оплаты этих услуг пользователями. Выбирая между налогами и прямой оплатой общественных благ, предоставляемых властями, экономисты предпочитают последнюю, поскольку она обеспечивает лучшую информацию о том, оценивают ли потребители ценность этих благ больше, чем затраты на их производство.

Государственные займы - используются не только для покрытия бюджетного дефицита, но и для обеспечения различных капитальных затрат, особенно в части инвестирования средств в государственный сектор экономики. Между налогами и государственными займами существует тесная связь, определяемая тем, что финансовой базой погашения займов выступают налоги.

Эмиссия является третьим методом мобилизации государственных доходов, причём не только бумажно-денежная, но и кредитная. К эмиссии государство прибегает лишь в том случае, если налоговые и займовые поступления не обеспечивают покрытия растущих государственных расходов, а на финансовом рынке складывается ситуация, неблагоприятная для выпуска новых займов.

Анализ валовых доходов кафе

Валовой доход организации питания можно представить как сумму надбавок и наценок на реализуемую продукцию . Источниками формирования валового дохода на предприятиях общественного питания являются наценки...

Анализ доходов, прибыли и рентабельности предприятия для выявление резервов по оптимизации получения доходов, снижения затрат и получения максимальной прибыли

Торговля - самостоятельная отрасль экономики страны, представляет собой совокупность организаций и предприятий, которые занимаются куплей - продажей товаров народного потребления...

Виды ренты и проблемы земельного налога

Ценность земли для собственника заключается в ее способности приносить доход. Владелец земельного участка расстается с ним лишь в том случае, если полученная от продажи земли сумма денег, будучи помещенной в банк...

Государственная политика перераспределения расходов

Под доходами населения понимается сумма денежных средств и материальных благ, полученных или произведенных домашними хозяйствами за определенный промежуток времени. Роль доходов определяется тем...

Государственный бюджет Республики Казахстан

Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями, гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны...

Доходы населения и источники их формирования в России

Основными и главными источниками формирования доходов населения можно назвать: выплаты и льготы из общественных фондов потребления, специальных фондов, ежегодные выплаты по страхованию жизни; доходы от собственности (например...

Доходы населения и принципы их распределения в рыночной экономике

Доходы населения - это все средства в натуральной и денежной форме, получаемые домохозяйствами. Они могут иметь натуральную или денежную форму. Натуральные доходы - это все поступления продуктов земледелия, скотоводства...

Использование основных средств. Государственные и муниципальные финансы

Страховые взносы на обязательное пенсионное...

Неравенство доходов и проблема их выравнивания в рыночной экономике

Можно выделить три главных источника денежных доходов: заработная плата, доходы от собственности (дивиденды, проценты, рента) и предпринимательской деятельности, социальные выплаты (пенсии, пособия по безработице и т. п.). Заработная плата...

Важнейшим фактором, влияющим на сумму всех видов прибыли предприятия, является размер доходов, формируемый им в процессе деятельности. Операционная деятельность это основной вид деятельности предприятия...

Развитие качества жизни в России

Доходы населения - это все материальные средства, которые домохозяйства получают как результат экономической деятельности или как трансферты. Доходы поступают населению в денежной и натуральной формах...

Семейная экономика

Семейный бюджет, источники его формирования

Все семейные доходы подразделяются на два вида: денежные и натуральные. Основными доходами семьи обычно являются денежные, которые, в свою очередь, можно разделить на четыре группы...

Увеличение доходности предприятия

Четкая классификация доходов и расходов является базой обоснованного определения чистого результата деятельности за определенный период. Помимо этого, классификация необходима для: определения...

Формирование и неравенство доходов

Государственный бюджет состоит из 2-х дополняющих друг друга взаимосвязанных частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают средства на финансирование деятельности государства...

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Налогообложение имущества физических лиц

Выполнила

Вишнёва Ирина Юрьевна группы 3Н – 1

Специальность налоги и налогообложение

Руководитель _____

_________________________________

«___» _____________ 2013 г.

_______________________________

Допустить к защите

Директор колледжа

Погребная Я. А.

«___» ______________2013 г.

________________________

Москва 2013

Введение

- Введение

- Сущность и основные положения налога на имущество физических лиц

- НАЛОГОВАЯ БАЗА

- Порядок исчисления и уплаты налога

- Льготы по налогам на имущество физических лиц

- Проблемы налогообложения имущества физических лиц

ВВЕДЕНИЕ

Налог - обязательный индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый государством с хозяйствующих объектов и граждан в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств (на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления) в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы.

В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Поскольку экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами, эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое назначение - мобилизацию денежных средств в распоряжение государства.

Одним из важнейших налогов является налог на имущество физических лиц, так как он играет не последнюю роль в формировании доходной части бюджета.

Налоги на имущество появились вместе с возникновением государства. Они существовали в государствах древней Византии и Рима. В последние годы содержание Федерального Закона N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" менялось несколько раз. Существенным изменениям подверглись объекты налогообложения, изменились ставки по налогу.



В Российской Федерации, как и во всем мире, существует широко разветвленная система налогов с ее граждан, лиц без гражданства и иностранных граждан, именуемых в новом налоговом законодательстве 1990-х гг. обобщенным термином физические лица. Эта система существенно изменилась с принятием Налогового кодекса.
Налоги, взимаемые государством с населения, выполняют все функции, свойственные налогам вообще. Но при этом они служат и средством непосредственной связи гражданина, причем индивидуальной, с государством, отражают его индивидуальную причастность к государственным делам, позволяют ощущать себя активно действующим членом общества по отношению к этим делам, дают основание для контроля за ними.
Разумеется, в таком аспекте можно рассматривать взаимоотношения и с юридическими лицами, однако именно с гражданами эти особенности проявляются особенно четко.
Проблем в сфере налогообложения накопилось слишком много, чтобы их можно было решить в том порядке, в котором они решались, отдельными указами и поправками. Наша налоговая система в настоящее время практически не способна выполнять те функции, которые на нее возложены, что в свою очередь, будет препятствовать экономическому развитию страны.
Исходя из этих предпосылок и выбрана тема дипломной работы, ее цели и задачи.
Объектом изучения в работе выступает налоговая система Российской Федерации и, в частности, налогообложение физических лиц.
Предметом исследований является изучение специфики налогообложения с физических лиц.
Целью данной работы является выработка мероприятий по совершенствованию системы налогообложения физических лиц. Задачи, которые способствуют достижению данной цели, заключаются в рассмотрении сущности, видов и функции налогов, раскрытии механизмов функционирования налоговой системы и выявление альтернативных направлений развития Российской налоговой системы через сравнительный анализ налоговой системы, действующей в России в настоящее время, с налоговыми системами других стран.
С целью более детального понимания перспектив реформирования налоговой системы были рассмотрены механизмы, методы и способы налогообложения физических лиц развитых зарубежных стран.

Введение

Актуальность выбранной темы. Налоги – суть существования любого государства, одно из важнейших условий стабилизации финансовой системы. Именно поэтому налогам сегодня уделяется довольно пристальное внимание, так как именно через них государство сможет успешно решать экономические, социальные и многие другие общественные проблемы.

Экономическая сущность налогов с населения характеризуется денежным отношением, складывающимся у государства с физическими лицами в процессе формирования бюджетных и иных фондов.

Налоги служат средством индивидуальной связи гражданина с федеральной властью и местными органами самоуправления. Они отражают его причастность к формированию общегосударственных доходов и управлению ими, позволяют ощутить себя активным членом общества, дают основание для контроля за эффективным использованием государственных бюджетных и внебюджетных ресурсов, формируемых налогоплательщиками.

В последние годы число налогов и сборов с физических лиц стабилизировалось, всё более приобретая черты определенной логической завершенности, несмотря на то, что отдельные подвижки в уменьшении их количества все же продолжаются.

Перспектива развития налогообложения физических лиц видится, прежде всего, в создании таких условий, при которых наблюдается снижение социальной напряженности в обществе с одной стороны, и повышение фискальных возможностей налогов для решения в дальнейшем тех же социальных обязательств с другой стороны.

Степень разработанности проблемы. В научных исследованиях, статьях периодической печати налогам с физических лиц уделяется достаточно большое внимание российскими учеными и экономистами. Этой тематике посвящены работы Майбурова И. А., Панскова В.Г., Романовского М.В. и Врублевской О.В., Черника Д. Г. и др. авторов.

Особое место среди научных работ занимают исследования, посвященные вопросам совершенствования налогообложения физических лиц, проблемам его развития в увязке с идеями справедливости налогообложения. Здесь можно выделить таких авторов, как Дрожжина И. А., Цуциев М. и др.

Поскольку формирование эффективной системы налогообложения, и физических лиц в том числе, осуществляется через налоговую политику, проводимую в стране, целесообразно выделить проект Минфина «Основные направления налоговой политики в РФ на 2012 -2013 гг.», работы Горского И., Шубина Д.

Цели и задачи исследования. Целью работы является анализ современного состояния налогообложения физических лиц и разработка предложений по его совершенствованию.

Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:

  • рассмотреть экономическую сущность налогов с населения;
  • изучить исторический аспект становления налогообложения физических лиц;
  • проанализировать зарубежный опыт налогообложения населения;
  • провести углубленный анализ НДФЛ, как основного бюджетообразующего налога с физических лиц;
  • провести анализ доли налогов с физических лиц, адинистрируемых ФНС, в формировании доходов бюджетов различных уровней;
  • исследовать проблемные стороны налогов с физических лиц;
  • разработать предложения по устранению данных недостатков.

Объектом исследования в части анализа исчисления налога на доходы физических лиц является ООО «Строй-синтез».

Предметом исследования выступает механизм исчисления, уплаты и администрирования налога на доходы физических лиц, а также роль налогов с физических лиц в формировании бюджета.

Теоретической базой исследования послужили труды ученых и экономистов по вопросам налогообложения и социальной защиты.

Информационную базу исследования составили законодательные и нормативно – правовые акты федеральных органов власти и акты Федеральной налоговой службы РФ.

Основные положения работы проиллюстрированы таблицами, графиками, диаграммами, информационной базой которых явились статистические данные Федеральной службы государственной статистики РФ, Федеральной налоговой, Министерства финансов РФ, публикации в периодических изданиях, информационные ресурсы сети Интернет.

Практическая значимость исследования определяется возможностью использования сделанных выводов и обобщений для выработки мероприятий по совершенствованию налоговой системы РФ.

Структура работы определена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Первая глава дипломной работы раскрывает теоретические аспекты налогов с физических лиц. В ней рассматриваются экономические основы налогов с физических лиц, история развития и современное состояние налогообложения физических лиц, зарубежная практика налогообложения и возможность ее использования в России.

Вторая глава посвящена анализу исчисления и уплаты НДФЛ налоговым агентом на примере ООО «Строй-синтез», отдельный параграф посвящен анализу доли налогов с физических лиц в формировании бюджета РФ.

В третьей главе раскрываются актуальные проблемы действующей системы налогообложения физических лиц, предлагаются пути ее совершенствования.

Основным источником доходов для денежного содержания государства являются налоги. Зависимость российской системы налогообложения от политического устройства всегда являлось ее особенностью.

История развития имущественного налогообложения в России свидетельствует о том, что государство практически никогда не отказывалось от налогообложения различных видов имущества, принадлежащего населению, несмотря на то, что в отдельные периоды поступления от них были незначительны.

Для досоветского периода развития имущественного налогообложения в России характерен взгляд на объект имущественного налогообложения в основном через призму приносимого имуществом дохода. И поскольку Россия была аграрной страной, удельный вес земельного налога был гораздо больше, чем других поимущественных налогов.

Собственность в юридическом смысле порождает проблемы, поскольку при налогообложении происходит процесс изъятия у налогоплательщиков части их доходов в государственную казну и казну органов местной власти.

Специфика объекта налогообложения имущества, а также национальные традиции, направленность экономического регулирования позволяют говорить о том, что налогообложение имущества в Российской Федерации - это институт финансового права Российской Федерации, объединяющий в своей совокупности нормы, направленные на урегулирование общественных отношений по установлению, введению, взиманию, контролю за уплатой, ответственности в случае ненадлежащей реализации налогового обязательства таких видов налогов, как: земельный налог, налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц, транспортный налог (то есть налогов, имеющих специфический объект).

Роль имущественного налогообложения в последние годы возрастает, чему способствует и рост налоговых поступлений, и более справедливое их территориальное распределение. С 1998 года платежи по имущественным налогам стали поступать не только в бюджеты по месту расположения в налогоплательщика, но и в региональные и местные бюджеты по месту нахождения его территориальных подразделений, не являвшихся по Закону плательщиками налога. Налог на имущество физических лиц является наиболее простым и действенным способом пополнения бюджетов муниципальных образований. Одновременно этот вид прямого налогообложения является наиболее защищенным от уклонения по уплате или сокрытию объектов налогообложения.

Практически все граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства являются плательщиками налогов, в том числе и имущественных. Число налогоплательщиков, имеющих в собственности имущество, подлежащее налогообложению, постоянно увеличивается. В связи с этим недоработки в налоговом законодательстве напрямую связаны с нарушением прав и свобод граждан. Это приводит к возникновению противоречий между интересами государства и налогоплательщиков.

Таким образом, актуальность исследования проблем налогообложения имущества физических лиц обусловлена проведением налоговых реформ в Российской Федерации в направлении налогообложения физических лиц, а также недостаточностью разработанности юридических аспектов данного вопроса.

Объектом исследования курсовой работы является система общественных отношений, складывающаяся при осуществлении государством функций установления, введения и взимания имущественных налогов, а именно налога на имущество физических лиц.

Предмет исследования - федеральное законодательство, регулирующее общественные отношения в области имущественного налогообложения, теоретические и практические аспекты, направленные на урегулирование отношений между государством и налогоплательщиками по поводу установления и взимания имущественных налогов.

Методологическую основу исследования составляют используемые современной наукой методы научного познания, позволяющие наиболее полно и всесторонне раскрыть объект и предмет производимого исследования. При подготовке, изучении и обработке теоретических и практических материалов применялись исторический, сравнительно-правовой, логический, технико-юридический методы, применяемые в гуманитарных науках, обобщение собранных данных.

Проблемам регулирования налогообложения отдельных видов имущества в финансовой и финансово-правовой науке уже уделялось определенное внимание. Огромное наследие по вопросам налогообложения земли, иных видов недвижимого имущества, а также наследств и дарений оставили дореволюционные исследователи: Безобразов В.Т., Гок К.Г., Гурьев А.Н., Иловайский С.И., Лебедев В.А., Львов Д.М., Нитти Ф., Озеров И.Х., Pay К.Г., Тургенев Н.И., Янжул И.И. и др. Вместе с тем комплексного исследования проблем правового регулирования имущественного налогообложения физических лиц финансово-правовая теория не имеет.

Цель работы состоит в том, чтобы на основе изучения научных источников, анализа и обобщения действующей практики в области имущественного налогообложения рассмотреть соответствующие теоретические положения; сделать обзор международной практики налогообложения имущества; рассмотреть имущественное налогообложение, как механизм, необходимый для выравнивания публичного и частного интересов; выявить конкретные недостатки в действующем налоговом законодательстве, регулирующем отношения в области имущественного налогообложения и рассмотреть перспективы налогообложения имущества физических лиц.

Задача работы состоит в том, чтобы:

- дать характеристику понятия «имущественные налоги»;

- определить правовые принципы налогообложения имущества;

- дать законодательное определение недвижимости;

- осветить основные элементы налога с имущества физлиц;

- проанализировать роль налога на имущество физических лиц в доходах муниципальных образований;

- рассмотреть перспективы введения налога на недвижимость.

Теоретическая и практическая значимость настоящей курсовой работы заключается в том, что сформулированные в ней выводы и предложения могут быть использованы при дальнейшей теоретической и практической разработке данной проблемы, а также при решении практических задач налогообложения имущества физических лиц, определении особенностей перспектив развития налогообложения имущества физических лиц.

Что еще почитать